издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Горючий остров

И без того «малолесистый» (в переводе с бурятского) Ольхон настигла стихия. Лесной пожар высокого класса опасности начался в 10 км от Хужира на труднодоступном скалистом участке. Это только усложнило работу пожарным. На технике и спецтранспорте штурмовать территорию не получилось, поэтому тушить сейчас приходится вручную. Ущерб от огня будет внушительным, уверены очевидцы, но кому отвечать за него – непонятно. По одной из версий, озвученной в МЧС, беде предшествовало увеселение – запуск небесных фонариков на одной из турбаз на острове.

В Иркутской области из-за лесных пожаров продолжает действовать режим чрезвычайной ситуации. Так, на этой неделе объявлено было о ЧС в муниципальных лесах Качугского и Ольхонского районов. И если в первом случае на задыхающейся от дыма территории Качуга работа ведётся силами Агентства лесного хозяйства и района, то в Ольхонский район стянулись на тушение сотрудники МЧС (45 человек и три единицы техники), пожарные десантники, волонтёры – всего более 90 человек. По данным на вечер 30 июля, на подмогу должна была выдвинуться и пожарно-химическая станция из Тайшетского района. 

– Для тушения пожара высокого класса опасности потребовалось дополнительное подкрепление, – комментируют «СЭ» в МЧС по Иркутской области. – Наша группа была направлена в Ольхонский район для работы на двух пожарах – на самом материке в распадке между населёнными пунктами Курма и Сарма, а также на острове Ольхон. Здесь горит лес практически напротив курминского пожара.

Не без печальной иронии сотрудники МЧС, задействованные сейчас на Ольхоне, признаются – огонь здесь не страшнее того, который они видели нынешней весной вблизи Иркутска. Тогда по Мельничному тракту благодаря стараниям «чёрных лесорубов» на протяжении нескольких недель горело Приморское лесничество, в дачных посёлках и садоводствах, к которым подходил огонь, местные жители запасались водой, готовясь к худшему. Площадь ольхонского пожара – более 150 гектаров.

– На Ольхоне люди опасаются, что остров может быть закрыт для туристов. Вопрос об этом не стоит, угрозы населённым пунктам нет – огонь в 10 км от Хужира, сейчас он локализован и дальнейшего распространения не произойдёт, но наблюдается очень сильная задымлённость, – прокомментировали в местной администрации. 

Однако на пожарах в Ольхонском районе, земли которого относятся, кстати, к особо охраняемым территориям (ФГУП «Заповедное Прибайкалье»), усложняется ситуация из-за особенностей рельефа местности. Скальники не позволяют добраться пожарной технике до места, охваченного огнём.

– Делать приходится всё практически вручную. С двух сторон – с одной силами агентства, с другой – МЧС, мы пытаемся закрыть этот участок, – рассказал 30 июля «СЭ» собеседник из МЧС по Иркутской области. – На Ольхоне рядом с огнём есть ручьи и заводи, воду набираем оттуда и доносим в руках. Окапывать кромку леса приходится тоже вручную, лопатами. Но ко­гда тушили огонь на материке, в районе Курмы, всё было ещё сложнее. Ближайшие источники воды – в 700 метрах, и ни проходимая техника, ни трактор здесь не помогут сократить расстояние – они просто не пройдут по крутым гористым участкам к распадку, поэтому работали только на человеческом ресурсе.

Вместе с пожарными в Ольхонском районе уже трудится и группа дознавателей. Правда, пока в том, кому отвечать за ущерб, нанесённый заповедной территории, ещё предстоит разобраться. Сейчас прорабатываются две основные причины, которые могли привести к пожарам – сухие грозы и человеческий фактор. Причём именно на последнюю делают сейчас ставки дознаватели. Несмотря на то что на материке и на острове территории, охваченные огнём, труднодоступны, а значит, какая-либо деятельность «чёрных лесорубов» или неосторожных пеших туристов, казалось бы, сведена к минимуму, человек всё же может оказаться причастным к этой беде.

– Среди местных жителей удалось найти очевидцев, они рассказывают, что видели, как со стороны турбаз на Ольхоне вечером запускали в воздух бумажные китайские фонарики. На Байкале ветер дует в основном с воды в сторону берега, огненные фонарики легко могло перенести на отдаленное расстояние. И учитывая нынешнее засушливое лето, огонь мог быстро распространиться в таёжной зоне,– рассказывает собеседник «СЭ».  

Напомним, что в России с прошлого года вступил запрет на запуск бумажных фонариков на территории населённых пунктов, а также на расстоянии менее 100 метров от лесных массивов. Это предусмотрено в специаль­ном постановлении федерального правительства, дополняющем правила режима пожарной безопасности. 

– Отследить, как каждая турбаза выполняет требования пожарной бе­зопасности на Байкале, к сожалению, невозможно. Сами люди тоже не проявляют сознательность. Даже в странах Азии, где такие фонарики – национальная традиция, используют их только во время муссонов, а не каждый день, – отмечают в МЧС.

Расследование по Ольхонскому району продолжается. Специалисты МЧС направят запрос в Иркутский гидрометцентр, чтобы узнать, наблюдались ли сухие грозы в местности, где впоследствии возникли пожары. «Думаю, причины этих пожаров мы сможем назвать: у нас работают хорошие специалисты, которые могут определять их чуть ли не по запаху», – добавляют в МЧС.

В контексте

Площадь лесных пожаров, по официальным данным Агентства лесного хозяйства Иркутской области, на этой неделе сократилась почти в два раза. Так, утром 29 июля в лесах региона действовало 16 пожаров на площади 1,6 тыс. га в Жигаловском, Казачинско-Ленском, Катангском, Качугском, Киренском, Ольхонском, Усть-Илимском, Усть-Кутском, Усть-Удинском районах. За сутки были ликвидированы пожары на площади около 2,5 тыс. га, локализованы – на 1,7 тыс. га. Для обнаружения и тушения очагов лесных пожаров было привлечено более 650 человек и 100 единиц техники. Иркутской авиационной базой охраны лесов задействовалось семь бортов – Ан-2, P-2006T и Ми-8. По словам временно замещающего должность руководителя агентства Сергея Тарасюка, с начала пожароопасного периода на территории региона зарегистрировано 1 тыс. 356 пожаров, общая площадь составила 184,9 тыс. га. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общее количество пожаров уменьшилось на 688 случаев, общая площадь –на 527 тыс. га.

Высокий V класс пожарной опасности прогнозируется на территории 11 районов – Бодайбинского, Киренского, Усть-Кутского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Братского, Чунского, Казачинско-Ленского, Качугского, Жигаловского, Боханского; высокий IV класс пожарной опасности – в  Катангском, Мамско-Чуйском и Осинском районах. Напомним, с 23 июля на территории Иркутской области для предотвращения новых возгораний в лесах региона введён режим чрезвычайной ситуации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры