издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Сам построил – сам сноси»

«Сибирский энергетик» выяснял, почему незаконно возведённые в Иркутске здания отказываются демонтировать

Война незаконному строительству на улицах Иркутска была объявлена около двух лет назад. С тех пор на слуху у многих остались скандальные разбирательства вокруг самовольных жилых и офисных строений в центре и городских округах. Тогда суды разных инстанций наполнились исками со стороны городской администрации, областного минимущества и региональной службы стройнадзора с требованием уничтожить «серые» здания. Однако к нынешнему моменту результат активности надзорных органов по этому вопросу можно считать практически нулевым. Несмотря на то что время от времени уничтожению подвергаются гаражи и мелкие самоволки, капитальные здания, приговорённые к сносу годы назад, по-прежнему стоят на своих местах.

Сейчас в списке региональной службы государственного строительного надзора, опубликованном на сайте ведомства, значатся семь зданий, в отношении которых суды разных инстанций вынесли решения о сносе. Кроме частных самоволок в Свердловском и Октябрьском округах в перечне указаны капитальные строения, расположенные в центре Иркутска. Судебные разбирательства вокруг каждой из этих построек широко освещались в СМИ, а решение в пользу сноса городские и региональные власти позиционировали как доказательство ужесточения требований к нерадивым застройщикам. Тем не менее с 2013 года мало что изменилось: эти здания до сих пор остаются в сохранности, несмотря ни на постановления судов, ни на попытки воздействовать на их владельцев.

Суд ничего не решил

В своё время о скором сносе зданий в районе исторического центра города заявляли и в областном стройнадзоре, и в городской администрации, и в региональном правительстве. Казалось, что решение суда гарантирует исчезновение этих незаконных построек. Так, ещё в прошлом году уничтоженными должны были стать строение по адресу: Степана Разина, 38, рядом с Домом литераторов, многоэтажка, расположенная за зданием бывшей «Стратосферы», и административное здание на пересечении улиц Карла Маркса и Бабушкина. Тем не менее эти сооружения, как и прежде, стоят, не только ухудшая облик улиц, но и представляя собой потенциальную угрозу. Так, недостроенная семиэтажка по адресу: Карла Маркса, 13, нарушая все строительные нормы, втиснулась между зданиями бывшего клуба «Стратосфера» и детского сада № 41 на расстоянии считанных сантиметров.  Ещё в октябре 2013 года, при возведении сооружения, владельцем которого является Игорь Кокоуров, вырытый котлован спровоцировал обвал земли под верандами на территории сада, был снесён забор и нарушено освещение. Это и послужило причиной для организации стройнадзором и окружной прокуратурой проверок по факту проведения строительства. Надзорные органы выявили не только незаконное строительство, но и множество других нарушений, связанных с техникой безопасности и отсутствием проектной документации здания. Истцом по делу о сносе в феврале 2014 года выступила прокуратура Кировского округа. Несмотря на то что окружной суд поддержал её требования, по сей день недостроенное здание нависает над верандами детского сада на расстоянии четырёх метров.

Похожее разбирательство тянулось в отношении четырёхэтажной постройки на Степана Разина, 38. В своё время там вместо реконструкции двухэтажной шиномонтажной мастерской появилось капитальное здание. В январе прошлого года областной арбитраж постановил уничтожить строение, однако застройщик до сих пор не приступил к выполнению предписаний. И это несмотря на то, что незаконная четырёхэтажка опирается на брандмауэрную стену объекта культурного наследия федерального значения «Усадьба Бревнова», известного иркутянам как «Дом со львами». «Застройщик, не выполняя требования по сохранению объекта культурного наследия, усугубляет его техническое состояние», – гласит мнение региональной службы по охране объектов культурного наследия. 

Аналогичные претензии у историков и к административному зданию по адресу: Тимирязева, 15, которое стройнадзор и администрация также считают незаконным. Оно может привести к ухудшению состояния объекта культурного наследия «Флигель в усадьбе» по улице Киевской, 34, расположенного в непосредственной близости. Несмотря на это, застройщик А.И. Зубков в итоге смог обжаловать решение о сносе, вынесенное областным арбитражным судом по иску службы строительного надзора ещё в ноябре 2013 года. Теперь с требованием уничтожить постройку в суд обратилась уже городская администрация.

Большинство крупных незаконных сооружений, приговорённых к сносу, находятся в зоне объектов культурного наследия, но областные чиновники практически признают, что механизмов воздействия на нарушителей строительных регламентов в историческом центре у них нет. «В настоящее время приостановление противоправных действий в границах зон охраны объектов культурного наследия, снос самовольных строений, нарушающих градостроительные регламенты утверждённых зон охраны объектов культурного наследия, в судебном порядке является наиболее эффективным методом воздействия на правонарушителей», – утверждают в региональной службе по охране объектов культурного наследия.

Денежный вопрос испортил порядок

Чаще всего суд возлагает ответственность по сносу на застройщика. На практике правило «сам построил – сам сноси» почти не работает. Собственникам самовольных построек выгоднее платить административные штрафы, равные 5 тысячам рублей, чем сносить свои объекты, которые могут стоять годами.

Чтобы хоть как-то дать делу ход, региональная служба судебных приставов предлагает уничтожить незаконную постройку за счёт взыскателя-истца в судебном процессе. Им чаще всего выступают стройнадзор, городская администрация или областные власти. 

Вместо четырёхэтажного здания соседом «Дома со львами» должна была стать шиномонтажная мастерская

Как рассказали нашему корреспонденту в мэрии, там уже привыкли к такому развитию событий и согласны брать на себя бремя расходов по сносу: «У нас предусмотрены расходы на эти цели,– отметили в КУМИ. – В 2015 году под эти траты у нас запланировано пять миллионов рублей». В целом, отмечают в мэрии, за время борьбы с незаконным строительством из городской администрации судебным приставам было передано более семи десятков исполнительных листов о сносе. Однако речь идёт в основном о небольших капитальных строениях – самоволках и гаражах. Административных или жилых построек в этом списке почти нет. Нет там и ни одного известного строения из перечня Стройнадзора. «Если мы не выступали истцом по сносу здания, – объясняют в мэрии, – то и выделить деньги на снос из городского бюджета не можем» — это будет считаться нецелевым использованием бюджетных средств.

В итоге все «крупногабаритные» постройки оказались на «балансе» регионального стройнадзора, а он не в состоянии потянуть финансовые траты, которые, по разным прикидкам, могут обойтись в миллионы рублей. 

– Для сравнения скажу, что по опыту Службы судебных приставов снос бани размером шесть на четыре метра обошёлся учреждению в 300 тысяч рублей, – рассказывает руководитель Межрайонного отдела судебных приставов УФССП Юлия Тодосюк. – Мы обращались в службу стройнадзора с предложением о сносе, но денег у них на снос нет.

В результате сносить дома, от которых отказались и владельцы и истцы, приходится приставам. Однако получения денег из федерального бюджета на эти нужды приходится ждать немало времени.

Кроме того, проблема усложняется бумажной волокитой. Приставы, по их сообщениям, могут работать исключительно в рамках процессуальных норм.  В частности, для осуществления сноса нужно провести сметный расчёт, подготовка которого занимает достаточно длительный период. «Процесс дополнительно усложняется проведением конкурса, поиском подрядчика и выделением государственных средств. В случае если застройщик осуществляет снос самостоятельно, сроки могут быть сокращены», – отметила Юлия Тодосюк.

Пока только два застройщика согласны сами уничтожить свои постройки – Игорь Кокоуров, владелец семиэтажки на Карла Маркса, 13, и ООО «ТрансАльянс», чей дом на Степана Разина называют главной незаконной постройкой Иркутска. По-видимому, на них всё же оказали воздействие запреты службы судебных приставов: «Тот же запрет на право выезда очень мешает бизнесменам». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры