издательская группа
Восточно-Сибирская правда

С баллончиком краски против спайсов

В минувшие выходные в большом актовом зале Педагогического института ИГУ на Нижней набережной собрались волонтёры, чтобы координировать общую борьбу с наркотиками. Точнее, со спайсами. Тон задавал приехавший в Иркутск из Москвы на заседание круглого стола по проблеме противодействия распространения наркотиков глава общественной организации «Стопнаркотик» Сергей Полозов. Его организация известна своей целенаправленной борьбой именно с распространением «дизайнерских наркотиков». На лекции и в последовавшей за ней акции принял посильное участие «Иркутский репортёр».

Хэштеги – «стопнаркотик» и «иркутск»

На рейд по закрашиванию «спайсовых» телефонов волонтёры сначала собирались ехать в Ново-Ленино, но погода корректировала планы на ходу. Колонна, состоящая из большого автобуса добровольцев и «микрика», в котором с ближайшими сподвижниками находился Сергей Полозов, запуталась в тесных переулках предместья Радищева и остановилась у новенькой многоэтажки. На белой стене, полускрытой за живой изгородью из акаций, преступно чернели корявые цифры.

Глава движения «Стопнаркотик» лично вывел волонтёров на баррикады – шагнул из тёплого нутра минивена под осенние осадки, выстроил «расстрельную команду» симпатичных студенток перед стеной, потряс баллончик-распылитель и вопросительно оглянулся на камеру местной телекомпании: «Уже можно?» Вопреки рекомендации, прозвучавшей часом раньше на лекции, что краска при процессе профилактики должна по тону совпадать с побелкой стен, баллончик оказался чёрным. Из окон выглядывали любопытно-испуганные аборигены… 

Ещё неделю назад по социальным сетям прошло объявление-приглашение на лекцию Сергея Полозова, три года назад создавшего «Стопнаркотик». В самой популярной молодёжной сети онлайн на лекцию записалось 87 человек, но в день события активной молодёжи было в несколько раз больше – 350-местный зал Педагогического института был заполнен до отказа. Формой выделялись только курсанты Института МВД и добровольцы «Антинаркотического волонтёрского движения Иркутской области», остальные были обычными любопытствующими и неравнодушными представителями студенческой молодёжи. 

Атмосфера в зале была больше праздничной, чем деловитой – перед началом долго и громко играла лёгкая молодёжная музыка, с началом, как на поп-концерте, опоздали на полчаса, а легко взбежав на сцену, лектор начал не с формальностей, а с неофициального: 

– Никогда не любил сцену, честно, – затем предупредил, что это «не лекция, а разговор», и в духе времени напомнил, что фотографии в соцсети нужно выкладывать с хэштегами «стопнаркотик» и «иркутск». И добавил:

– Задавайте любые вопросы. Любые. Сразу могу сказать – я не женат, – чем сорвал аплодисменты двух третей зала, состоявших из социально активных студенток. 

Из бизнес-консультантов в наркоборцы

Сергей Полозов оказался сам по себе необычным человеком. Два высших образования – педагогически-психологическое и на президентских курсах учился на факультете управления большими городами – проще говоря, на мэра учился. До того, как стать главой общественного всероссийского антинаркотического движения, пять лет назад, в возрасте 28 лет, он прозябал в скромной должности директора по обучению в финансово-консалтинговой организации с зарплатой 400 000 рублей в месяц. «Тратить не успевал», – признался он. 

Однажды он задумался, чего же хочет от жизни. Написал на бумажке. Получилось: «Путешествия, творчество, работать…». «Работать» он после недолгих раздумий вычеркнул и написал: «Чтобы были деньги». После этого создал свой бизнес так, чтобы получать деньги, не работая по двадцать часов в день – будучи высококлассным бизнес-консультантом, проводил тренинги. Потом купил по случаю мебельную фабрику – друг продавал, уезжая жить за границу. Но не было покоя мятежной душе. 

Тогда он снова взялся за бумагу. Полозов говорит, что его жизнь изменило упражнение из психологического тренинга под названием «эпитафия» – нужно на бумажке написать то, что о тебе смогут сказать после твоей смерти на поминках твои друзья. Оказалось, что о почти тридцатилетнем Полозове кроме общих слов и сказать-то нечего. Вот после этого он и стал искать себе занятие, чтобы, каждый день ложась спать, можно было сказать: «Ну, не зря, не зря…» 

Среди случаев, повлиявших на его выбор антинаркотической направленности дальнейшей жизни, он рассказал и о личном. Их в семье – четыре брата и сестра, и однажды к среднему брату повадился ходить какой-то характерного вида нарколыга. Однажды Сергей поймал его в своём подъезде – тот, ожидаючи брата Полозова, мастрячил себе на лестничной площадке «косячок». Сергей пинками выгнал его из подъезда и предупредил: если тот придёт ещё раз, он сдаст его в полицию. Тот пришёл. Сергей запер его в туалете и действительно вызвал полицию. Не жалеет об этом и призывает так же поступать всех волонтёров и просто сознательных людей. Потому что один из принципов добровольцев «Стопнаркотик» – не общаться с наркоманами вообще, просто выводить их из своего окружения.   

«Уникальная профилактическая методика» 

Сергей сыпал статистическими данными: в стране сегодня десять миллионов только официальных наркоманов – то есть каждый четырнадцатый житель, 150 000 из них умирает ежегодно. В 2011 году официальных наркоманов было 3,5 миллиона, в 2012 – 5,7, в следующем – восемь с половиной, а в прошлом уже все десять. И всего 380 000 находятся в реабилитационных центрах.

– Кто из присутствующих в зале употреблял наркотики? – Задал Сергей обычный для подобных лекций вопрос. В студенческой аудитории поднялось всего четыре руки. Которые быстро опустились с хохотом в зале – фотографировать их крался курсант Института МВД. Зато на вопрос, у кого есть знакомые наркоманы, руки подняли все. Все, кроме курсантов Института МВД… 

– А кто должен бороться с наркотиками? – Продолжил стандартный опрос Полозов. Среди банальных ответов – «мы», «полиция», «власти» – оригинальностью выделялся только один: «Организм». 

Зазывая на встречу с Полозовым в соцсетях, в одном из объявлений сообщили, что «Сергей расскажет об уникальной профилактической методике, которую он разработал совместно с представителями «Стопнаркотик». Но, судя по всему, перехвалили. Основная честь лекции касалась общих теоретических вопросов. О том, что «целевым распространением спайсов заняты теневые круги Китая», потому что «им не хватает жизненного пространства – наркотики убивают людей, людей становится меньше», «они начинают с окраин собираться в больших городах, обнажая территории на пограничных окраинах» и тому подобное. 

Собственно «уникальная профилактическая методика» оказалась довольно распространённой практикой, которая включает в себя закрашивание надписей на стенах и жалобы в Роскомнадзор на сайты в Интернете, занимающиеся продажей наркотиков. Несомненная заслуга движения «Стопнаркотик» состоит в том, что эти единичные действия волонтёры превратили в ежедневную практику почти в семидесяти городах страны – сейчас только активное ядро движения в этих городах составляет более пяти тысяч человек. 

Разговор под дождём 

Хотя иркутские волонтёры должны были заранее найти несколько мест, где есть надписи, чтобы их потом в профилактических, а также пропагандистских целях закрасить при скоплении праздношатающейся публики, погода спутала планы, и сорок человек добровольцев под руководством главы всероссийского движения ополчились на единичную надпись. Хотя рейд продолжился обходом подозрительной многоэтажки, других свидетельств преступления обнаружено не было. Зато выдалась хорошая возможность пообщаться в неофициальной обстановке и ответить на вопросы нескольких присутствующих журналистов.

Полозов в Иркутске не первый раз – год назад он приезжал на форум «Байкал-2020». Рейды по улицам города «Стопнаркотик» тогда не проводил, но, по личным наблюдениям самого Сергея, тогда было гораздо больше характерных надписей на стенах – номер телефона и одно короткое сленговое слово. В том, что их стало меньше, он видит в том числе и заслугу местного волонтёрского движения – наряду с усилиями сотрудников наркополиции, участковых и ЖКХ. В этом году он открывал филиал «Стопнаркотик» в Костромской области, когда его пригласили в Иркутск на круглый стол с участием общественников, представителей ФСКН, МВД, министерства образования и здравоохранения, наркологов и прочих официальных лиц. Говорили о взаимодействии общественных движений между собой и с органами власти. 

Одной из целей приезда Полозова в Иркутск было создание здесь регионального отделения «Стопнаркотик» – 68-го по счёту в России, которое должно заниматься контролем за появлением надписей на стенах. При этом Сергей выразил надежду, что под их знамёна станут все остальные волонтёрские движения антинаркотической направленности, которые существуют в Иркутской области. 

– Одно время существовала точка зрения, что телефоны на стенах принадлежат не реальным наркоторговцам, а мошенникам, таким образом выманивающим деньги с доверчивых начинающих наркоманов. Насколько вы уверены, что боретесь с наркотрафиком, а не с призраками? – Полюбопытствовал «Иркутский репортёр».

– У нас есть колл-центр, который, прежде чем блокировать номер, написанный на стене, прозванивает его по определённой схеме, чтобы среди них не появились номера физических лиц, чтобы не отключили номер человека, например, над которым жестоко пошутили. Действительно, есть небольшой процент номеров – процентов 5–7 – в адрес которых есть подозрения, что они мошеннические, когда люди просят перевести им деньги. Но мы видим, что схема отличается от «общепринятой» в стране. Но в большинстве своём это прямые продавцы.       

– Почему именно спайсы? Точнее говоря – почему только спайсы?

– Действительно, мы не работаем с другими наркотиками, потому что они уже запрещены, и с ними работают правоохранительные органы. Когда мы только начали заниматься спайсами, они не входили в перечень запрещённых веществ, поэтому занимались этой проблемой только волонтёры. Сейчас ситуация не сильно изменилась, хотя закон принят, но он ещё не работает в полную силу. Нам приходится держать руку на пульсе…    

После общения с местными СМИ Сергей Полозов удалился, а вот представители «Антинаркотического волонтёрского движения Иркутской области» ещё долго колесили по предместьям, выискивая криминальные надписи на стенах. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры