издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Кровные» вузы

Иркутская область ещё не решила, нужен ли ей опорный университет

В России запущен конкурс по созданию опорных вузов. Он пройдёт в три этапа, по завершении которых в стране будет создано около ста объединённых опорных университетов. Каждый конкретный регион должен решать сам, нужен ли ему такой вуз. Однако тут нужно учитывать, что после завершения реформы образования в стране должны остаться только три вида университетов: опорные, федеральные и научно-исследовательские. Остальные рискуют превратиться в колледжи, если следовать международной классификации. Об этом, в частности, заявил на последней сессии Законодательного Собрания первый заместитель губернатора Виктор Игнатенко. Иркутская область ещё не решила, нужен ли ей опорный университет.

Подать заявки на участие в первом этапе конкурса российские вузы могут до 18 декабря. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что уже подано 25 заявок. Между тем через это сито могут пройти только 15 вузов. До конца 2016 года планируется провести ещё второй и третий раунды конкурса, в результате чего будет создано около ста крупных опорных университетов по всей стране. 

На развитие каждого из них государство планирует выделить до 600 млн рублей в течение трёх лет. Правда, есть опасения, что денег на всех не хватит. Во-первых, уж такова российская традиция, а во-вторых, никто не может сказать, что вообще будет с федеральным бюджетом через год или два. Это ещё одна причина, по которой следует поторопиться и запрыгнуть в первый вагон этого поезда, увозящего высшую школу в будущее.

Предполагается, что статус опорного вузы смогут получить только в конкурентной борьбе. Например, к участию в конкурсе допускаются лишь вузы федерального значения, которые к тому же приняли решение о реорганизации путём присоединения одного или даже нескольких вузов в пределах одного муниципалитета. Правда, участниками могут стать также вузы, уже находящиеся в процессе объединения. Однако соответствующий приказ Минобрнауки России должен был быть подписан не ранее 1 июня 2015 года. 

Участвовать в конкурсе не могут федеральные университеты, филиалы, негосударственные вузы, университеты Москвы и Санкт-Петербурга, вузы областного или муниципального подчинения, а также вузы – победители программы повышения конкурентоспособности ведущих вузов РФ на мировом уровне. Запрета на участие в конкурсе для национальных исследовательских университетов нет, хотя понятно, что эта программа рассчитана прежде всего не для них. Кстати, отраслевые вузы также могут побороться за статус опорного, но им для этого требуется разрешение учредителя. 

Каждый претендент должен представить программу развития на пять лет. Первые три года на выполнение программы государство обещает выделять субсидию до 200 млн рублей при условии обязательного софинансирования из регионального бюджета или собственных средств вуза в размере не менее 20%. Ещё два года опорный вуз должен финансировать выполнение программы самостоятельно. 

К окончанию программы опорный вуз должен выйти на выполнение семи ключевых показателей: не менее 10 тыс. студентов на очной форме обучения, 2 млрд рублей дохода из всех источников, количество укрупнённых групп специальностей и направлений, по которым реализуются не менее 20 основных образовательных программ,  не менее 20% аспирантов и магистров от общего числа обучающихся. По отдельным статьям оценивается научная деятельность. В частности, вуз должен ­обеспечить определённый объём научных исследований, при этом на одного научно-педагогического работника будет приходиться не менее 150 тыс. рублей. Число публикаций, индексируемых в международных системах Web of Science и Scopus, должно составлять не менее 15 и 20 на 100 научно-педагогических работников в год.

Таким образом, для получения статуса опорного вузам нужно не только объединиться, но также заручиться поддержкой региональной власти. При отсутствии положительного решения областного правительства заявка не будет даже принята к рассмотрению. В Иркутске совсем недавно завершилось соединение ИГУ и ВСГАО. По словам ректора ИГУ Александра Аргучинцева, для реального объединения потенциала двух вузов предстоит сделать ещё многое. 

Кстати, именно Александр Аргучинцев первым из иркутских ректоров публично высказал свою точку зрения на перспективы участия в программе. Совет ректоров до сих пор никакой позиции не озвучил. Секретарь совета ректоров Елена Апанович добавила, что следующее заседание запланировано на середину ноября и пока вопрос по опорному вузу в повестке не значится. 

Плюсы и минусы

На сегодняшний день в Иркутске работают три ведущих вуза, подведомственных Министерству  образования и науки. Это ИГУ, ИрНИТУ и БГУЭП. Ведомственных вузов в городе четыре, это ИГМУ, ИрГУПС, Аграрный университет и Восточно-Сибирский институт МВД. Теоретически они также могли бы участвовать в интеграции, и Александр Аргучинцев заявил, что не исключает такой возможности. Однако ректоры вузов смотрят на ситуацию по-другому.

– Опорных университетов будет не так много на всю страну, они станут частью сети базовых вузов страны. Очень важно иметь в регионе такой вуз, – говорит ректор ИГМУ  Игорь Малов. – Что касается ведомственных вузов, насколько я знаю, министерства пока не дали своего согласия на участие в этой программе. У нас таких распоряжений тоже нет, поэтому мне представляется, что пока конкурс будет проходить среди вузов, находящихся в подчинении Минобрнауки. Нас туда не приглашают, не заставляют и никоим образом не аргументируют наше участие в конкурсе. Проявлять собственную инициативу, обращаясь  в министерство с этим вопросом, мы не планируем. Нельзя, чтобы лошадь бежала впереди телеги, иначе телега может лошадь и задавить. Без одобрения учредителя мы делать ничего не будем. 

В Аграрном университете заявили, что министерство сельского хозяйства и ректорат вуза также не планируют участвовать в программе. Стоит отметить, что в рейтинге аграрных вузов страны Иркутский аграрный университет находится в последней пятёрке. Ещё недавно вуз попадал в сводки региональных новостей в связи с миллионными долгами по выплатам зарплаты преподавателям. 

Согласно данным последнего мониторинга, уже сейчас ИГУ выполняет четыре из семи конкурсных  показателей, ИрНИТУ – три, ИрГУПС и Аграрный университет – по одному, а БГУЭП – ни одного. Если следовать логике, это может означать, что ИГУ имеет лучшие  шансы преодолеть конкурсное сито ещё на первом этапе. Только для этого опять нужно с кем-то объединиться. 

– От участия в этой программе есть и плюсы и минусы, – считает Александр Аргучинцев. – Речь идёт не столько о деньгах, сколько о том, что эти вузы действительно станут частью сети ведущих университетов России. 

Минусы для ИГУ тоже понятны. Вуз ещё не пережил объединение с ВСГАО. По факту пройдена только первая стадия, во время которой были объединены управляющий аппарат, бухгалтерия, финансово-экономическое, юридическое управления, управление кадров. Но до реальной интеграции вузов, до реального поднятия уровня образования  нужно проделать очень много работы. Каждый из вузов имеет собственную многолетнюю историю, традиции, научно-педагогическую школу. Понятно, что объединение всегда очень болезненно, даже если внешне всё выглядит спокойно. Объединяясь с кем-то ещё, придётся все трудности пережить заново. И это при том, что все вузы Иркутска имеют солидный вес и собственное место на образовательном рынке. 

– Я выступал на семинаре в Мин­обрнауки и кратко рассказывал о ситуации в регионе, – говорит Александр Аргучинцев. – Вообще-то Иркутская область опередила выполнение плана министерства по реструктуризации вузов. У нас в городе было пять вузов, подведомственных Министерству образования, осталось три. Вузы, которые пошли на объединение, не получили ни копейки. Теперь же вузам, находящимся в стадии реорганизации, предлагают за это до 600 миллионов рублей за три года. После этих слов оживились другие ректоры в зале. Например, вслед за мной выступал ректор из Магнитогорска, который заявил, что они в городе провели ещё более серьёзное объединение. В ответ нам было сказано, что, возможно, по итогам первого раунда условия участия в программе будут пересмотрены. Конечно, это слабое утешение.  

Что касается средств, выделяемых на реализацию программы, они не сделают погоды для крупного вуза. Например, финансирование статуса «национального исследовательского» университета для ИрНИТУ составило 1,8 млрд рублей на 5 лет. При том, что общий бюджет Иркутского государственного университета уже сегодня составляет 2 млрд рублей, он мог бы выделить деньги для софинансирования программы из собственных средств. Если учесть, что объём софинансирования должен составлять 20% от 200 млн, это всего 40 млн рублей в год – деньги достаточно подъёмные.

«На усмотрение субъектов»

Всё было бы прекрасно и можно было бы не участвовать в этой программе, если бы на горизонте не маячило не слишком светлое будущее для вузов, не вошедших в число победителей. Конечно, многое ещё может измениться, но тенденция обозначена достаточно чётко. Вузы, которые не попадут в программу, со временем превратятся в заведения для подготовки бакалавров с соответствующим снижением научного статуса. Будет сокращаться государственный заказ  на обучение в магистратуре, аспирантуре, исчезнет квота на иностранных студентов. 

– У нас есть базовая часть задания по науке, мы получаем около 17 миллионов рублей, это направление также будет под вопросом для вузов, которые не войдут в программу, – говорит Александр Аргучинцев. – Есть информация, что прекратят одобрять создание и продолжение деятельности диссертационных советов. То есть будут использоваться рычаги, которые находятся в руках Министерства образования.

– Тенденция была совершенно чётко обозначена не просто на словах, она нашла отражение на специальных слайдах в презентациях Министерства образования и науки, которые озвучивали официальные лица. Насколько это можно считать документом, я не знаю, но информация была представлена ректорам вузов на специальных семинарах. Перечисленные выше государственные рычаги постепенно будут включаться. Нам, в свою очередь, важно сейчас всё как следует обдумать и действовать в интересах региона. 

– Ни правительство, ни Министерство образования  никоим образом не принуждают регионы вступать в программу по созданию опорных вузов, – считает первый проректор ИрНИТУ Николай Коновалов. – Всё отдано на усмотрение субъектов. Мы должны сами определиться, нужен ли нам опорный вуз и какую пользу регион может получить от создания такой структуры. 

Так или иначе, государством взят курс на укрупнение вузов. Уже начато укрупнение вузов и сокращение филиалов в Москве, периферия не может остаться вне этого процесса, это лишь вопрос времени. Отчасти причина в том, что снижается финансирование образования. Бюджет не может и не должен в таком объёме тянуть вузы, которые ведут подготовку специалистов по одним и тем же направлениям. Наверное, в этом случае целесо­образно сделать один опорный вуз. В Иркутске нет такого количества вузов, работающих по одним программам. 

Однако нельзя забывать про Иркутский филиал МГЛУ, наш бывший институт иностранных языков. Ведь, согласно дорожной карте по реструктуризации высшего образования,  80% филиалов постепенно должны быть закрыты. Наверное, в рамках исполнения стратегии Министерства образования филиал может быть передан ИГУ. В этом случае ИГУ как раз стал бы опорным университетом по подготовке педагогических кадров по всем направлениям. Сегодня Иркутский лингвистический университет имеет статус филиала, а филиалы не могут участвовать в первом этапе конкурса. Можно попытаться как-то решить этот вопрос в режиме ручного управления, причём решить в пользу региона.

«Если будет необходимость»

На сегодня в ИрНИТУ обучается около 18 тыс. студентов и общий бюджет вуза составляет 2,8 млрд рублей в год. Недавно Иркутский технический университет вошёл в число 15 вузов, осуществляющих подготовку кадров для атомной промышленности. При этом одной из основных проблем, с которыми сталкивается университет, Николай Коновалов называет низкое качество школьного математического образования.

– Полагаю, мы можем участвовать в этом конкурсе, если будет необходимость, – говорит Николай Коновалов. – Наверное, мы смогли бы на каких-то паритетных началах вести переговоры с отраслевыми вузами в случае их передачи в ведение министерства образования. Если вдруг условия конкурсной документации будут изменены и речь пойдёт не только о тех вузах, которые находятся в одном муниципалитете, можно будет говорить о вузах Братска и Ангарска. Сейчас это самостоятельные вузы, они работают так же, как и прежде. Более того, Ангарская техническая академия в конце октября получила статус университета. 

Во время 30-й сессии Законодательного Собрания за создание опорного университета высказался первый заместитель губернатора Виктор Игнатенко. Он одобрил реформу, напомнив, что укрупнение университетов – общемировой тренд. «Когда-то в СССР было 600 вузов, на каждый из них приходилось по 5 тысяч студентов, – добавил Виктор Игнатенко. – Примерно такие же показатели сегодня в США и Китае. А в современной России 3,5 тысячи вузов, в которых учится в среднем по 2 тысячи студентов и качество образование зачастую крайне низкое». Виктор Игнатенко добавил, что задача реформы – вывести российское образование на мировой уровень. 

Стоит отметить, что без одобрения правительства и лично губернатора Иркутской области Сергея Левченко опорный вуз в регионе вовсе не может быть создан. До сих пор глава региона высказывал достаточно осторожное отношение к идее появления объединённых университетов. Остаётся надеяться, что регион ещё обсудит необходимость создания на своей территории учебного комплекса нового типа. Ведь ставка слишком высока. Мощный университет – это локомотив всего социально-экономического развития региона. А ещё университет – мощный полюс притяжения, который собирает молодёжь. И если такого полюса у нас не будет, миграцию молодёжи в другие регионы будет очень трудно остановить.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры