издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Иркутская завязка

В будущем году иркутские власти планируют изменение схем движения на двух затруднённых транспортных узлах по обе стороны Ангары: Маратовской развязке в правобережной части города и в районе улиц Маяковского, Челнокова на левом берегу. Это лишь две из полусотни существующих «горячих» точек на городских дорогах. О том, какие перспективы ждут автомобилистов областного центра, «Сибирскому энергетику» рассказал начальник отдела капитального строительства департамента дорожной деятельности комитета городского обустройства администрации Иркутска Владимир Малышев.

Главной причиной изменения транспортного движения на двух городских развязках в иркутской мэрии называют стремление избавить эти узлы от постоянных пробок. Так, на большом транспортном кольце в районе стадиона «Локомотив» скапливаются сразу три основных потока: из Ленинского района, центра города и с Кайской горы. Специалисты-транспортники иркутской мэрии давно настаивали на том, что этот участок дорожной сети нуждается в переменах. Наступить они должны уже в будущем году, когда поток легковых машин, выезжающих с Глазковского моста, перенаправят с улицы Джамбула на Боткина (в районе светофора), минуя выезд в Ново-Ленино.  «Там будет организовано две полосы, – рассказывает Владимир Малышев. – Многие уже посчитали, что автомобильному потоку не хватит места  – действительно, в районе поворота на улицу Боткина радиусы для поворота небольшие, но за счёт широкого перекрёстка можно организовать минимальные нормативные радиусы поворота. Более того, мы сможем ещё и повысить безопасность – два 90-градусных поворота снизят скорость движения».

По освободившейся в итоге дороге, соединяющейся с въездом на Иркутный мост, планируется создать выделенную полосу для общественного транспорта, который будет двигаться по старой траектории в крайнем правом ряду. Автобусное кольцо станет главным, и автомобили из Ленинского района будут обязаны уступать движение общественному транспорту. «В результате мы получим пятиполосное движение: по две полосы со стороны Ново-Ленино и центра, а также отдельную для общественного транспорта, которую ещё предстоит построить», – говорит Малышев.

Изменится движение в районе «Локомотива» и со стороны улицы Маяковского. Так, транспортный поток по Спортивному переулку планируется развернуть в другую сторону: с Нового года по нему будет организовано движение в сторону вокзала и улицы Челнокова. В результате движение по переулку значительно снизится (ведь автомобили в Ново-Ленино поедут в обход по улице Маяковского), что позволит жителям соседних домов «вздохнуть спокойнее».  

В целом большое кольцо в районе улиц Джамбула, Боткина и Маяковского будет по-прежнему насчитывать четыре полосы движения, однако пробок на нём станет меньше. Сделать это, кроме всего прочего, планируется за счёт нового вида пешеходных переходов. 

Зебру должны сменить надземные пешеходные переходы-мосты через четырёхполосную дорогу. Всего в районе «Локомотива» планируется установить четыре таких перехода: в районе остановки «Курорт «Ангара», на Джамбула, «Доме связи» и «Райсовете».  «Это будет эффективное решение, – считает собеседник «СЭ». – Сегодня ситуация такова, что, если там идут один-два пешехода,  останавливается весь поток. Сейчас мы разрабатываем типовой проект строительства мостового перехода в районе остановки «Курорт «Ангара», он зайдёт в экспертизу, как только решится вопрос с земельным участком, который принадлежит РЖД». Затем уже придёт очередь оставшихся трёх переходов. Только после этого новая схема движения в районе улиц Джамбула и Маяковского заработает в полную силу. «Помимо этого для разрядки улиц на этом транспортном узле нужно построить около шести дополнительных правых крайних полос на прилегающих улицах в месте примыкания к основному кольцу. В частности, расширение получат  улицы Профсоюзная и Гоголя. «Также остро стоит вопрос с перекрёстком в районе выезда с Маяковского на мост, – говорит Владимир Малышев. – Машины там умудряются выстраиваться в пять полос, создавая коллапс в часы пик.  Разрядить ситуацию расширением за счёт малых трат из-за особенностей рельефа нереально, поэтому мы планируем упорядочить движение там, сделав бордюрные островки.  В результате одна полоса Маяковского будет предназначена для движения в сторону Челнокова. Ещё две полосы для выезда на мост будут сужаться в одну, чтобы некоторые участники движения начали заранее перестраиваться, не мешая движению в сторону Челнокова (откуда крайняя правая полоса также ведёт на мост), и ещё часть дороги для выезда в сторону Ново-Ленино».   

Когда конкретно эти проектные решения, включая строительство дополнительных полос, будут претворены в жизнь, пока неизвестно – сказывается сокращение финансирования дорожной отрасли. Тем не менее такое решение, которое может быть реализовано лишь в половинчатом результате, точно не ухудшит ситуацию с существующим ныне трафиком. Первые малозатратные мероприятия планируется начать уже в 2016 году.

Должна немного улучшиться ситуация и в районе Маратовского кольца, чья реконструкция со строительством двухуровневой развязки в очередной раз затормозилась. Причин несколько: отсутствие возможностей для финансирования такого дорогостоящего проекта, долгая строительная экспертиза и сгоревший деревянный дом. Памятник по адресу: Рабочего штаба, 4, оказался главным препятствием на пути начала реконструкции Маратовской развязки. «Разрешение сложившейся ситуации требует времени, – говорит Малышев. – Всё потому, что проект реконструкции на четыре метра створом дороги попадает на его территорию».

В результате пока о полной реконструкции Мартовского кольца речи не идёт, городские специалисты в области транспорта планируют продлить его створ, распределив по нему пробку, скапливающуюся в районе улицы Рабочей. Со следующего года движение в сторону центра по этой улице будет открыто только для общественного транспорта, а основной поток будет выезжать на улицу Нижняя набережная, а затем распределяться по нужным направлениям через улицу Декабрьских событий.

Эффект от этого решения, по расчётам специалистов политеха, привлечённых мэрией для анализа предложенного решения, продлится в течение 3–5 лет (к этому моменту должна начаться реконструкция узла по проекту «ИркутскгипродорНИИ»). Стоимость нынешних работ по изменению конфигурации Маратовской развязки оценивается в 170 млн рублей. 

Куда более радикальные перемены в скором будущем коснутся сопряжённой с Маратовским кольцом Покровской развязки. «В отношении неё всё движется быстрее, поскольку  Покровскую развязку выполняют в рамках ремонта, соответственно проект не требовал утверждения госэкспертизой, – объясняет собеседник «СЭ». – Из сетей там минимум, район промышленный, где нет жилья. Поэтому проект разработки появился быстро. Сегодня два из четырёх этапов реконструкции Покровской развязки  – расширение вдоль рынка и поворот в сторону Зелёного – оцениваются в 59 миллионов, эти работы уже завершены».

Кроме этого Покровскую развязку ждёт ещё два заключительных этапа, для которых нужна проектная документация. Разрабатывать её будет «Гипродорнии-Сибирь» по заказу ООО «Фортуна», которое на основе заключённого с мэрией соглашения социально-экономического сотрудничества согласилось финансировать оплату проекта. «Тем не менее для нас ремонт Покровской развязки  – не спонтанное решение. Мы давно говорили о том, что нужно срочно решать вопрос с этим транспортным узлом, – подчёркивает Малышев. – Сейчас два последних этапа разрабатываются, а область уже подтвердила финансирование проекта в будущем году».

В целом, отмечает собеседник «СЭ», по подсчётам специалистов департамента дорожной деятельности, в Иркутске насчитывается 49 мест, где регулярно возникают проблемы с транспортным движением. Бороться с ними администрация планирует не только вливанием больших средств, но и малозатратными способами вроде установки светофоров, устройства дополнительных полос, изменения конфигурации развязок или организации «квартальных колец» с односторонним движением. На это планируется направить около 88 млн рублей. 

– Кроме этого в городе насчитывается  11 крупных транспортных узлов, которые нуждаются в пристальном внимании и инвестициях, – говорит Владимир Малышев. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры