издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Льгота раздора

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Правительство Иркутской области намерено проверить пассажиропоток на маршрутах в Ангарском городском округе, по которым перевозят льготников. Поводом для таких решительных мер стал конфликт ангарских перевозчиков с региональным министерством социального развития, опеки и попечительства из-за компенсации выпадающих доходов при перевозке льготников. На прошлой неделе председатель НП «Ангарский городской союз автотранспортников» Сергей Шарков заявил о задолженности областного бюджета перед ОАО «Пригород» в «десятки миллионов рублей». В правительстве эту информацию опровергают.

 

На прошлой неделе на сайте администрации Ангарского городского округа появился пресс-релиз о планах местной Думы направить обращение в правительство Иркутской области по вопросам субсидирования перевозчиков, обслуживающих пригородные маршруты. «Руководство ОАО «Пригород», выполняющего обслуживание пригородных маршрутов, в том числе до населённых пунктов Мегет, Савватеевка, Одинск, а также многочисленные садоводства, поставило в известность о том, что с 1 января 2016 года по экономическим причинам прекращает перевозку пассажиров. Причина – задолженность областного бюджета перед предприятием, которая на сегодня составляет десятки миллионов рублей», – говорится в сообщении. 

Речь идёт о компенсации выпадающих доходов транспортного предприятия при перевозке пассажиров, имеющих льготу на проезд. В Приангарье проживает чуть более 602 тысяч человек, которые по разным основаниям имеют право на приобретение единого социального проездного билета (ЕСПБ). С начала года этим правом, по данным областного министерства социального развития, воспользовались 122 тысячи человек. В Иркутске льготой пользуются 19,7% от числа тех, кто имеет на неё право, в Братске – 44,8%, в Ангарске – 44,9%. Эти цифры вчера привёл исполняющий обязанности министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Владимир Родионов на пресс-конференции, которую можно считать своеобразным ответом на обращение ангарчан. «Немножко удивлён тем ажиотажем, что поднят по единому проездному билету, – заявил Родионов, – хотя никаких предпосылок для задержки, несвоевременной выплаты у нас не было». По словам чиновника, когда принимался областной бюджет на 2015 год, денежные средства на оплату перевозок льготников были заложены в полном объёме, однако уже летом выяснилось, что их не хватает. Причину глава профильного министерства видит в том, что некоторые транспортные предприятия резко нарастили объёмы перевозок льготников, хотя их количество и число маршрутов не увеличилось; в то же время ряд муниципалитетов повысил тарифы на перевозки, что тоже привело к росту расходов бюджета. По итогам первого полугодия перерасход бюджетных средств составил 50 млн рублей, в том числе 30 млн по Ангарску и 5 млн по Братску. Теперь министерство вновь обратилось в минфин за дополнительными средствами, чтобы рассчитаться с перевозчиками за сентябрь и октябрь. 

В Иркутске и Братске граждане покупают билеты по 150 рублей, в Ангарске – по 25 рублей или вовсе получают их бесплатно, сообщил и.о. министра. Всего на оплату ЕСПБ область направила почти 324 млн рублей по области, из них 17 перевозчиков Ангарского городского округа получили 166,9 млн, в том числе 59,8 млн рублей – ОАО «Пригород». «Все заявления господина Шаркова о том, что у нас перед ним десятки миллионов долга и что мы с начала года не расплачиваемся, не имеют под собой никакой почвы», – заявил Родионов. Сам Сергей Шарков подчёркивает, что, говоря о задолженности в 72 млн рублей, он имел в виду прогноз до конца года и всех ангарских перевозчиков, а не только «Пригород». 

С каждого проданного льготного билета на проезд по городу перевозчик получает 330 рублей дотации из областного бюджета, а по пригородным маршрутам сумма, по мнению главы профильного министерства, «ещё интереснее»: «Сегодня цена полного билета в Одинск составляет 720 рублей, мы возмещаем 570 рублей, в Савватеевку 1260 рублей – возмещаем 1100 рублей, в Архиреевку – 1160, возмещаем 910 рублей». 

Кроме того, согласно сообщению ангарской администрации со ссылкой на Сергея Шаркова, в июле министерство социального развития, опеки и попечительства в одностороннем порядке изменило договор с компанией «Пригород» и исключило из документа раздел, касающийся сроков выплаты субсидии за перевозку льготных категорий пассажиров. «В связи с этим субсидию по возмещению затрат на перевозку льготных пассажиров за 2015 год предприятие не получало», – говорится в пресс-релизе.

Владимир Родионов опровергает и эту информацию. По словам чиновника, никаких изменений в документ не вносилось с 30 января. Предприятие при этом получало субсидии. «Да, есть долг за сентябрь в размере 8,8 млн рублей, – текущая задолженность, по которой мы в декабре рассчитаемся», – сообщил министр. Задолженность перед всеми ангарскими перевозчиками за этот месяц составляет 22,7 млн рублей.

У министерства, в свою очередь, тоже есть претензии к «Пригороду». Например, количество перевезённых льготников у компании в 2015 году по сравнению с 2014 выросло примерно вдвое. «При том же количестве автобусов, маршрутов, льготников», – подчёркивает и.о. министра. В трёх посёлках  – Одинске, Савватеевке и Архиреевке, куда из Ангарска ходят дотируемые областью маршруты автобусов №№ 104, 105 и 120, проживает всего 780 льготников. 

В этом году до апреля «Пригород» перевозил в среднем около 5 тыс. человек в месяц, с мая перевозки резко возросли до 10–12 тысяч. Сергей Шарков, который кроме поста председателя Ангарского городского союза автотранспортников занимает кресло депутата ангарской Думы и, согласно ЕГРЮЛ, является соучредителем ОАО «Пригород», возражает: начиная с весны люди ездят по этим направлениям на дачи, что объясняет рост перевозок в летние месяцы. Интересно, что на графике министерства кривая за лето 2014 года больше похожа на прямую – после пика продаж ЕСПБ в апреле среднее число выданных проездных стабилизировалось в районе 5,5 тысячи штук. Это соответствует данным по перевозкам, предоставленным «Конкуренту» Сергеем Шарковым. Пригородные маршруты в 2014 году, поясняет он отсутствие летнего роста, были переведены на электронный учёт проезда, однако значительная партия билетов, заказанных в Китае и изготовленных как раз на летний период, была отбракована на этапе ежемесячного программирования.

Ещё любопытнее, что в 2013-м число выданных в Ангарске социальных проездных на пригородные маршруты тоже вырастало в дачный сезон – с 6–8 тыс. штук в зимние месяцы до 15–16 тыс. в июне-июле. 

Кроме того, проверяя отчёты перевозчиков, министерство исключило из реестра получателей ЕСПБ с начала года 1747 человек – как объяснил Владимир Родионов, это люди, которые приобретают билеты у двух перевозчиков. «Мы не согласовали 16 тыс. билетов Ангарску с начала года – это приписки на 6,5 млн рублей», – сообщил и.о. министра.

Пока заочно Владимир Родионов и Сергей Шарков обвиняют друг друга в лукавстве, в этой непростой арифметике вместе с правительством области, администрацией Ангарска и перевозчиками предстоит разобраться общественности. В среду в правительстве области состоится большое совещание по этому вопросу. «До этого года проблем не было. У нас со всеми перевозчиками налажены тёплые доверительные отношения, за исключением города Ангарска», – заметил Родионов. 

Решением проблемы в министерстве видят оплату льгот не по количеству проданных билетов, а по количеству поездок. Для этого на территории региона планируется ввести электронные карты. Напомним, о внедрении УЭК в Иркутской области заявляли ещё в 2014 году. К настоящему моменту терминалы для считывания электронных карт уже установлены в автобусах почти всех ангарских перевозчиков.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры