издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Не всякая пуля – твоя, мимо тоже летают»

  • Автор: Егор ЗВЕРЕВ, ученик 8 класса МБОУ г. Иркутска лицей № 1

История это про моего прадеда – Белько Ивана Васильевича. В 1941-м ему только-только исполнилось восемнадцать.

В армии не служил, сразу призвали на войну, недолгое время в «учебке» – и на фронт.

Первое боевое крещение – сбросили с самолёта на парашютах в подкрепление к нашим. Получилось в досягаемости немецкого оружия. Снижались под обстрелом. Живыми приземлились не все. «Зато, – говорит дед, – сразу  обстрелянный был. Знал, что не всякая пуля – твоя,  мимо тоже летают».

Прадед был пулемётчиком (в 1943 году – командир стрелкового отделения 104 стрелкового полка), а его главным боевым другом был станковый пулемёт «Максим». 

Остаться без пулемёта было нельзя – трибунал. И как-то перебирался дед с отрядом через реку по неокрепшему льду. Все спокойно прошли, потому что были с лёгкими винтовками, а деда лёд не выдержал, пулемёт ушёл под воду, потому что весил 64 килограмма. Вода холодная, над водой лёд, на дне пулемёт – оружие, потеря которого недопустима. Дед несколько раз нырял в ледяную воду, чтобы спасти оружие. Его просто так вверх не поднимешь и на край льда не поставишь. Дед тащил его по дну к берегу и у берега уже вытаскивал на сушу и сумел сохранить оружие, которое ему доверили.

Не только дед выручал пулемёт, но и пулемёт выручал деда. В июле 1943-го его отделению было приказано отбить и удержать деревню. Старая, сожжённая деревушка, где только обугленные каменные печи возвышаются над пеплом.

Отделению удалось отбить деревню и укрепиться. В скором времени бойцы заметили колонну немецких грузовиков с пехотой, движущихся в направлении деревни. Дед занял позицию в печке. В старой, обугленной печи. Дед тогда был очень худеньким пареньком, протиснуться в печь ему было нетрудно. А вот пулемёт помещался там с трудом. Дед, кое-как разместившись в узеньком пространстве со станковым пулемётом, ещё и умудрялся обстреливать немцев.

Враг перешёл в наступление. Солдаты сражались до последнего. Дед строчил из пулемёта, даже когда почти все его товарищи пали. Немцы не могли понять, откуда по ним ведут огонь. Кто мог предположить, что пулемётчик засел в печке? Кто знает, сколько врагов он положил, кто знает, как ему удалось поместиться самому, да ещё и уместить станковый пулемёт в печи, при этом вести огонь и не выдать себя?  

Подошедшее подкрепление пришлось как нельзя кстати, ведь у деда кончились патроны. Наступление немцев было остановлено во многом благодаря деду. За этот бой он был награждён своей первой медалью «За отвагу». Всего за войну он имел честь получить две медали и орден.

Все горести войны дед испытал на себе, в плену тоже был. Не успели его на работы в Германию увезти, решили расстрелять. Вывели его и ещё двоих человек в лесок. Выстрелили в воздух, беги, говорят. Дед ещё долго оглядывался, пулю в спину ждал. Не дождался, Бог миловал. Антифашистами те люди оказались. Дед с товарищами по несчастью выбрели на русский отряд, соврали что-то. В то время тот, кто был в плену, предателем считался.

Вернулся из плена в полк. Приняли его, обрадовались. Через пару месяцев случай был с его бойцом. Пошёл тот рыбу боеприпасами глушить, да погиб. Деда лишили всех званий и наград, и пришлось ему начинать свой служебный путь заново, с рядового.

Но не только смерть и страх приносила на горбу война. Были и весёлые моменты. Сидят они однажды в окопе. Перекур. Немцы не стреляют, русские не стреляют. Играет дед на гармошке. Тут откуда-то из немецких окопов слышится: «Русь, сыграй катюшу!» Дальше история умалчивает. Кто знает, сыграли они катюшу, или, может, бой начался…

Дед мой был человеком невероятной смелости, отваги и храбрости. Никогда не боялся врага. Один старик ему как-то сказал: «На войне не погибнешь, умрешь в 74 года, так что иди, сынок, сражайся, войны не бойся!» И действительно, помер дед своей смертью. Пули его не брали. Был он, правда, однажды тяжело ранен в живот, да собаки на упряжках его с поля боя вывезли. Сделали ему операцию, инвалидность дед получил. Да только никогда он ей не пользовался. «Что же, – говорит, – здоровый человек я».

И счастливым он был: однажды ночевали они в землянке. Просыпается дед утром, а снаряд в земле прямо перед его носом торчит, и – не разорвался! Были свои герои на фашистских заводах. Засыпали они песок вместо пороха в снаряды. Жить мой дед стремился, потому и выжил. Я горжусь его победами, горжусь своим дедом, человеком, чьему примеру стоит подражать, и хочу стать таким же сильным, мужественным и смелым, как он. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры