издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Как смогли, так и исполнили»

Минимущества рассказало о проблемах по обеспечению жильём детей-сирот в Иркутской области

Ряд строительных компаний не сдали жильё для детей-сирот, которое возводилось по заказу ведомства. Зато выплачены этим подрядчикам авансы. Так, «Госстрой» получил за незавершённые объекты в Усть-Ордынском 47 млн рублей, «Бирюсапромстрой» за тайшетский недострой – более 20 млн. Сейчас в минимуществе признают: часть из этих домов вообще не будет сдана, поэтому от них придётся отказаться. А вот отказаться от услуг недобросовестных подрядчиков не везде удастся – строить в муниципалитетах некому.

Эффективность использования бюджетных средств при строительстве жилья для детей-сирот в Иркутской области под сомнением. Вопрос на этой неделе обсуждался в Заксобрании, где были озвучены результаты проверки Контрольно-счётной палаты. Выяснилось, что значительная часть жилья строилась с нарушениями либо вообще не возведена, несмотря на окончание срока строительства по заключённым контрактам.

Напомним, в 2014 году в Иркутской области выделено на строительство специализированного жилого фонда для детей-сирот  989,6 млн рублей (из них за счёт регионального бюджета – 548,5 млн, остальное за счёт федеральной казны). Исполнение составило 75%. В 2015 году предусмотрено 764,7 млн рублей (из бюджета области – 300 млн). За первый квартал 2015 года освоено 2,5%. Минимущество Иркутской области, как предусмотрено законодательством, занимается формированием специализированного жилищного фонда для детей-сирот, для этого оно либо покупает жильё на первичном рынке, либо участвует в долевом строительстве, либо строит самостоятельно.

Допусков не имеет, но дом точно введёт

Так, в декабре 2013 года министерство заключило два госконтракта на строительство многоквартирных домов с ООО «Креста» и ОАО «Иркутское региональное жилищное агентство» (ИРЖА). Но, как выяснилось после проверки КСП, цена контрактов была сформирована не на основании проектно-сметной документации, а исходя из фиксированной стоимости квадратного метра – 33,8 тыс. рублей. В итоге стоимость контракта с ИРЖА составила 109 млн рублей, с «Крестой» – 65,6 млн. Последняя свои обязательства исполнила в 2014 году. А вот у ИРЖА дом на улице Пискунова в Иркутске до сих пор не введён (срок ввода – декабрь 2014 года).

В минимуществе задержку объ­ясняют земельными проблемами – участок под домом являлся неразграниченным и был фактически захвачен сторонними лицами. Вопрос с землёй пришлось решать через суд, поэтому ИРЖА получил возможность зайти на территорию только в сентябре 2014 года.

– Дом точно будет введён 15 декабря 2015 года, – заверил 8 декабря на заседании в ЗС начальник жилищного отдела минимущества Андрей Распутин. – Мы были на объекте: квартиры с первого по четвёртый этажи в высокой степени готовности, с пятого по девятый – проводится чистовая отделка. Выполнено благоустройство прилегающей территории.

Между тем к ИРЖА возникли и другие претензии. Госконтракт с ним не предусматривал привлечения к работам третьих лиц – ИРЖА должно было своими силами разработать проектную документацию и выполнить строительство и монтаж на объекте. Но получилось всё по-другому. Как оказалось, у организации не было допусков на выполнение этих видов работ.

Аванс до добра не довёл

Взаимоотношения минимущества с другим подрядчиком – известной в регионе компанией «Госстрой» – начались в конце 2013 года, когда между сторонами было заключено два госконтракта на участие в долевом строительстве. Застройщик приступил к работам – возведению в посёлке Усть-Ордынский 13 домов (52 квартиры). Общая сумма контрактов составила 58 млн рублей. Ещё в 2013-м «Госстрой» получил солидный аванс – 46,8 млн рублей. Сдать дома по контракту необходимо было в мае 2014-го, но компания, несмотря на столь значительное авансирование, надежды не оправдала. Объекты, возведённые практически «под ключ», «Госстрой» отказался вводить в эксплуатацию, заявив, что дальнейшая работа для него будет нерентабельной.

– При этом качество жилья подтверждено положительным заключением экспертизы. Теперь объекты осталось юридически ввести в эксплуатацию, но местная администрация их не приняла. Застройщик дома просто бросил, – комментируют в минимуществе.

Как ни парадоксально, но областные чиновники не видят дальнейших перспектив всё-таки запустить фактически готовые дома. Минимущество намерено расторгнуть контракт с подрядчиком, а также в судебном порядке пытается взыскать неустойку.

– Иных возможностей выйти из этой ситуации мы не видим, так как подрядчик просто игнорирует все требования и претензии. А после расторжения контракта мы уже не имеем права эксплуатировать эти дома, – объяснил Распутин.

В 2014 году министерство продолжило заключать контракты с компаниями. Стоимость приобретённых в этот период помещений варьировалась от 23,1 (Осинский район) до 33,8 тыс. рублей (Шелехов, Братск, Слюдянка) за квадрат. Долевое участие в строительстве и в этот раз оказалось не самым удачным.

Так, до сих пор не сданы дома, которые в 2014-м начало в рамках кон­тракта строить в Тайшете ООО «Бирюсапромстрой». Речь идёт о  60 квартирах на общую сумму 61,8 млн рублей (монолитный каркас, газобетонное наполнение). Аванс компании составил 30% от суммы. «Сейчас уже дома практически достроены, заканчивается внутренняя отделка. Понятно, что такие темпы работ нас не устраивают – про­срочка составила фактически год. Но в этом случае мы на распутье – в Тайшете просто нет других застройщиков. При этом детей-сирот на очереди в Тайшетском районе по списку минсоцразвития – 800 человек».

Затянул стройку и ООО «Монтаж­СтройСервис», начавший возводить жильё в Братске в прошлом году (47 квартир при сумме контракта 49 млн рублей) – заселение жильцов состоялось в августе 2015-го вместо ноября 2014-го. В минимуществе уверяют, что вины подрядчика в срыве сроков нет, препятствовала строительству администрация Братска, и решить проблему удалось только после вмешательства прокуратуры. «Жильё очень высокого качества – единственный проект в регионе, полностью выполненный из кирпича», – пояснил представитель ведомства.

Жилые бани

Однако далеко не всё жильё, возводимое по заказу минимущества, столь же качественное. Аудитор КСП Лариса Мулярова рассказала о стройке в Саянске (также на долевых условиях. – Прим. авт.). Там компания  ООО «Статус» обязалась до октября 2014 года сдать 78 однокомнатных квартир, цена этих контрактов составила 63 млн. Но и у «Статуса» не сложились отношения с местной администрацией: начались судебные разбирательства из-за выданного  горадминистрацией разрешения на строительство. В итоге стартовала стройка позже намеченного плана. А сам застройщик почему-то вдруг в одностороннем порядке пересмотрел условия контракта и решил остановиться на строительстве двух­этажек вместо обещанных трёхэтажных зданий. Кроме того, второй этаж «Статус» почему-то планирует выполнить не из кирпича, а из автоклавного газобетона.

– Это означает, что сметная стоимость дома, а значит, и стоимость одного квадратного метра изменятся, – комментируют аудиторы и предлагают минимуществу пересмотреть контракт по саянским объектам.

Имеются претензии по качеству жилья и в сельских районах. Так, в Баяндае, Качуге и Жигалове минимущество уже купило деревянные дома, возведённые из бруса сечением 18 на 18 см. Общая площадь этих домов – 1283 кв. метра, стоимость – 36,4 млн. Но затраты оказались напрасными – жить в таких домах дети-сироты могут лишь летом, пришли к выводу ревизоры. Дело в том, что стены домов оказались не утеплёнными. «Нарушены строительные нормы и правила в части тепловой защиты зданий», – комментируют ­аудиторы. «Это не дома, а бани. Чтоб все так жили…» – не удержались от реплик депутаты Геннадий Нестерович и Марина Седых.

Между тем в минимуществе на это заметили, что новые обязательства, которые ведомство выполняет по формированию специализированного жилого фонда, всё же не компетенция ведомства.

– Для нас это непрофильный вид деятельности, – комментирует исполняющий обязанности министра имущественных отношений Александр Курбатов. – Разрешение на строительство формируют и выдают застройщику органы местного самоуправления, они же принимают эти объекты. Наши попытки привлечь к вопросам технадзора хотя бы сейчас, на этапе сдачи домов, такие профильные структуры, как минстрой и Стройнадзор, не имели успеха. Оба ведомства открещиваются от контроля за объектами, ссылаясь на то, что это малоэтажное строительство. Получается, мы как смогли, так и исполнили.

Депутаты и аудиторы согласились, что к контролю за качеством возводимого для детей-сирот жилья необходимо привлекать профильные структуры, в адрес правительства региона планируется направить соответствующие рекомендации. Замечания же по итогам проверки КСМ минимуществу всё-таки рекомендовано устранять самостоятельно.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры