издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Открыть свою Атлантиду

«Искатели россыпей» – книга под таким названием увидела свет в Иркутске. Её страницы наполнены увлекательными рассказами о раскопках у стен древнего иркутского кремля, иконописцах, купцах-меценатах, коллекционерах, об удивительных эпизодах из истории Восточной Сибири.

Участие в создании книги приняли известные учёные, краеведы, журналисты, люди пытливые и творческие. «Подобно старателям, – пишет в предисловии автор-составитель сборника Рудольф Берестенёв, – предстают перед нами энтузиасты, посвятившие свою жизнь поиску и сбору по крупицам драгоценного духовного наследия, фактов и событий давно минувших дней».

Именно о таких, как они, создателях коллективного сборника повествует в статье «Увлечённые хранители времени» заслуженный работник культуры России Нина Струк. «Иркутск всегда находился на перекрёстке российской истории, – пишет Нина Степановна. – Его улицы помнят, когда по ним ходили Хабаров, протопоп Аввакум, Ганнибал, Бенкендорф, учёные, декабристы, участники восстаний в Польше, петрашевцы, члены революционных организаций, исследователь Колчак и члены царской фамилии. Общероссийские события находили продолжение, зачастую преломляясь в его судьбе. Не было исключением и коллекционирование, история которого теряется в глубине веков…». Вместе с автором статьи мы узнаём о различных экспедициях, целью которых было собирание фактов и свидетельств о сибирском крае, его людях, достопримечательностях. В летописях находим имена исследователей – Мессершмидта, Гмелина, Миллера, адъюнкта Иоганна Фишера.

Начало научного коллекционирования в Иркутске и в Сибири в целом связано с именем иркутского губернатора Франца Николаевича Клички. Его распоряжением в городе была открыта библиотека, при которой было велено собирать всякие редкости – образцы полезных ископаемых, растения, модели кораблей и т.д.

Икона «Богоявление», 1730–1740-е годы.
Никон (Красовский). Дерево. Темпера. ИОХМ

В декабре 1782 года состоялось открытие первого за Уралом, к слову, третьего в России, музея. Первыми собирателями музейной коллекции стали Э. Лаксман и А. Карамышев. В «музеум», так на латинский лад называли иркутское собрание, привозили, присылали коллекции из разных уголков России: образцы минералов с Колыванских рудников, археологические находки из Якутии, костюмы сибирских аборигенов, предметы быта алеутов – жителей земель, вновь присоединённых иркутскими купцами к Российской империи.

Немало любопытных сведений мы находим на страницах, посвящённых коллекциям купцов Трапезниковых и Басниных. Жемчужиной уникальной коллекции купеческой фамилии Сибиряковых был портрет поэта Гаврилы Державина кисти 

Н. Тончи, который и сегодня украшает постоянно действующую экспозицию Иркутского областного художественного музея.

В историю Иркутской епархии вплетены судьбы многогранно одарённых священнослужителей, которые кроме своей подвижнической профессиональной деятельности блистали различными талантами, проектируя церковные здания, украшая храмы написанными ими иконами, которые создавали церковные летописи и совершили множество добрых дел во славу Божию. О таких самородках, внёсших значительный вклад в развитие отечественной культуры, пишет в статье «Они служили Богу, искусствам и науке» кандидат исторических наук Тамара Крючкова.

Значительное место в своём исследовании она уделяет развитию иконописного дела на иркутской земле, получившего широкий размах в связи с тем, что Иркутск в 1727 году стал столицей новой епархии. Важную роль в иконописной практике сыграл, в частности, первый епископ новой епархии святитель Иннокентий, который хорошо разбирался в искусстве иконописи, сам писал иконы во время пребывания в Забайкалье. К сожалению, на сегодняшний день пока не удалось найти ни одной иконы, созданной иркутским чудотворцем. Антирелигиозный каток XX века стёр с лица земли множество храмов, уничтожил тысячи икон, а дошедшие до нашего времени произведения иконописного искусства, как правило, потеряли свои исторические корни.

Но у некоторых икон, хранящихся в настоящее время в коллекциях музеев, в действующих храмах и в частных собраниях, удалось установить авторство. Одна из таких икон – «Богоматерь Владимирская», находящаяся в Иркутском областном художественном музее, – возможно, написана в начале XIX века иркутским протодиаконом Иваном Сухих, кстати, искусным живописцем. Автору статьи удалось отыскать любопытные сведения о жизни и деятельности таких мастеров иконописания, как иеродиакон Виктор, иеромонах Илларион Трусов, иконописец Никон Красовский, автор иконостаса в Богоявленском соборе в Иркутске, других талантливых подвижников.

Читатель найдёт в книге немало интересных сведений о судьбах одарённых священнослужителей в таких областях, как церковная архитектура, исторические изыскания, являющиеся для современных исследователей ценнейшим источником. Один из виднейших представителей духовенства Восточной Сибири XIX века кафедральный протоиерей Прокопий Громов, например, опубликовал в Иркутске в 1868 году книгу «Начало христианства в Иркутске и святой Иннокентий, первый епископ иркутский, его служение, управление, кончина, чудеса и прославление». Значительный вклад в изучение духовного наследия святителя Иннокентия внёс ректор Иркутской духовной семинарии архимандрит Модест.

Духовенство Иркутской епархии проявило себя и в летописании. По свидетельству автора статьи, при каждом храме имелся архив, в котором хранились документы, отражающие историю строительства данной церкви, важные события. Особый интерес представляют летописи храмов, в частности, напечатанная в 1875 году «Летопись иркутской Крестовоздвиженской церкви», летописи Успенской церкви города Иркутска, кудинской Свято-Троицкой церкви Иркутского округа, ряд других. Материалы этих летописей, по мнению учёных, не утратили своей ценности до настоящего времени.

В истории Иркутска есть имена, без которых общая картина культурной и общественной жизни много теряет в своей неповторимой красочной палитре. Одно из них – Нит Степанович Романов, жизнь которого – яркий пример преданности своему делу. Библиотекарь и библиограф, летописец и краевед, книжник и коллекционер, общественный деятель, он посвятил себя книгам, людям, родному Иркутску. О нравственном, духовном подвиге этого разносторонне талантливого человека, его жизненном пути рассказывается в глубокой и содержательной статье историка Надежды Куликаускене.

Можно сказать, яркое эссе Надежды Васильевны – это её лебединая песня. Являясь научным редактором книги «Искатели россыпей», она много времени и сил отдавала компоновке статей, их содержательной стороне. Но главным для неё оставался её труд, тем более что личность Нита Романова многие годы была для неё, можно сказать, путеводной звездой. К великому сожалению, книга, в которой её статья занимает одно из центральных мест, вы­шла после безвременной кончины Надежды Васильевны.

«Подвижник сибирской культуры» – само название статьи говорит о её содержании. «Мысленно обозревая прожитые им годы, – пишет автор, – невольно задумываешься о том, каким духовным богатством для каждого из нас оборачивается неустанный труд, самозабвенность и целеустремлённость. Нит Романов собрал столько материалов, в том числе документальных (рукописи, письма, фотографии, листовки и т.д.), что возникает мысль о его стремлении спасти и сохранить для потомков всё, что было возможно. Он написал столько, что каждый, кто бы ни обратился к его наследию, найдёт ответ на тот или иной вопрос».

«К сожалению, – пишет Куликаускене, – имя Нита Романова многие годы было почти забыто и упоминалось от случая к случаю». Большинство иркутян, особенно людей среднего и молодого поколения, услышали имя Романова после выхода двух его книг: «Летопись города Иркутска за 1881–1901 годы» (Иркутск, 1993) и «Летопись города Иркутска за 1902–1924 годы» (Иркутск, 1994). Оба издания, что знаменательно, были подготовлены автором статьи, историком Надеждой Куликаускене.

Незаурядным событием в изучении наследия Нита Романова, по мнению Надежды Васильевны, стали чтения, посвящённые его памяти. Первые Романовские чтения, организованные, кстати, по инициативе Куликаускене, прошли в 1996 году. Последние по счёту, пятые чтения состоялись в 2011 году. В научных конференциях, ставших уже традиционными, принимают участие преподаватели, аспиранты вузов, учителя, краеведы, работники библиотек, архивов, музеев Иркутска.

Икона «Богоматерь Владимирская», XVII век.
Иконописец Иоанн Сухих. ИОХМ

Нита Романова интересовало буквально всё, что касалось истории города и жизни иркутян. Очерки, статьи, заметки, корреспонденции, пособия по истории библиотечного дела, краеведению – с 1909 по 1924 год им опубликовано более 50 работ. В памяти тех, кто знал и помнил Нита Степановича, он прежде всего оставался страстным библиофилом и коллекционером. С ранних лет и до конца жизни Романов собирал рукописи, книги, периодические издания. В дни революционных событий в Иркутске, по воспоминаниям самого Нита Степановича, как только стихала стрельба на Тихвинской площади, где он жил, он бежал и срывал листовки, воззвания, прокламации, наклеенные в разных местах. Стал известным удивительный случай спасения одной книги. Идя по мосту через реку Ушаковку и увидев примёрзшую книгу, он спустился на лёд, вырубил её, принёс домой, оттаял, просушил – оказалось, необходимая книга, которой пополнил свою библиотеку. Если какое-нибудь учреждение переезжало в другое помещение, Романов всегда знал об этом и всё оставшееся после переезда просматривал. Среди брошенного «хлама» он что-нибудь да находил: или книгу, или редкую иллюстрацию, или интересный документ.

Много лет титанического труда Нит Романов отдал своему детищу – летописи Иркутска. Начав работу в 1908 году, он сделал в ней последнюю запись 3 февраля 1940 года, в очередной раз просматривая рукописи, записывая на полях те или иные вопросы, требующие дополнения, выяснения, уточнения. Дневники Нита Романова, по словам исследователя, это уникальные и единственные неизданные рукописные источники по истории Иркутска 20–30-х годов XX века и о самом авторе.

Безусловно, читателей познавательной и богато иллюстрированной книги заинтересуют и другие статьи «искателей россыпей»: профессора Вадима Шахерова – о благотворительной и меценатской деятельности иркутских купцов; журналиста, Почётного гражданина Иркутска, страстного библиофила Геннадия Бутакова – о книгах с автографами авторов, «нашедших пристанище» в его домашней библиотеке; профессора ИГУ Леонида Любимова – о нелёгкой и увлекательной судьбе газеты «Восточное обозрение», выходившей в Иркутске в конце XIX – начале XX века.

Интерес представляют статьи и самого составителя сборника Рудольфа Берестенёва. В частности, Рудольф Георгиевич вспоминает свою поездку в Москву в 1975 году в составе иркутской делегации для взятия Вечного огня в столице для создаваемого в Иркутске мемориала Славы.

Есть известная восточная сказка о сокровищнице, вход в которую доступен лишь тем, кто владеет тайной шифра, вернее, знает волшебные слова, открывающие доступ к несметным богатствам: «Сезам, открой свою дверь!»

Авторам сборника, если продолжить аллегорию, людям увлечённым и деятельным, удалось отыскать «тайну шифра», проникнуть в глубь времён, стать обладателями сокровищ, которыми они щедро делятся с нами, благодарными читателями.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры