издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Федот-стрелец: возвращение героя

В театре кукол «Аистёнок» вдохнули новую жизнь в старую сказку. Знаменитое произведение Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» было поставлено на сцене иркутского кукольного в 2007 году. Спустя несколько лет, после смерти артиста Виктора Воронцова, спектакль ушёл со сцены. Чтобы вернуться к зрителю в феврале этого года.

Куклы старые, куклы с историей. Хотя 9 лет – не такой уж преклонный срок для главных действующих лиц кукольного театра. Куклы из «Стрельца» (на сцене «Аистёнка» пьеса Филатова идёт под таким названием. – Авт.) были чуть-чуть отреставрированы, а в целом со временем они приобрели ретро-настроение. Как ни странно, патина времени подчёркивает общую вневременность сказки, её актуальность на все эпохи. 

В «Стрельце» используются планшетные куклы (планшетная, или паркетная кукла – театральная кукла, она «умеет ходить» по полу, по паркету, по настилу сцены, который и называется «планшетом»). Планшетная кукла считается сложной, требует высокого профессионализма. При этом в «Стрельце» куклу водят сразу два актёра. Главным, ведущим артистом числится тот, кто водит голову и говорит. Но роль должны строго знать оба артиста. Кукольники выходят на пенсию при рабочем стаже в 25 лет. И это совершенно справедливо: несмотря на кажущуюся визуальную лёгкость и эфемерность, труд кукольника очень и очень непрост.  В этом могли убедиться журналисты, которым во время репетиции дозволили поводить одну из героинь спектакля – Бабу Ягу. Быть руками Бабы Яги – непростая задача для дилетанта. Строгая синхронизация движений – необходимое условие вождения планшетной куклы. Потому каждый «Стрелец» для  артистов – это два часа рука об руку, бок о бок, голова к голове. 

Играют актёры с удовольствием. А многие из них помнят появление Федота-стрельца в печати и ещё на советском экране. Как вспоминает режиссёр спектакля Юрий Уткин, в это произведение Леонида Филатова в 80-е годы были влюблены практически все творческие люди:

– Это было что-то необычное, свежее, достаточно резкое. И очень талантливое. И сделанное по-театральному. Многие самодеятельные коллективы, профессиональные театры старались обратиться к этому произведению. Для меня «Федот-стрелец» тоже был любимым материалом. И когда появилась возможность, я поставил эту пьесу. И я всегда хотел, чтобы она звучала именно со сцены театра кукол. Потому как, мне кажется, в куклах его ставили редко. Но само произведение напрашивается как раз в театр кукол, оно более гротескно и выразительно за счёт кукол смотрится. 

Леонид Филатов написал свою пьесу в 1985 году, незадолго до перестройки. Пьеса пережила 90-е, начало XXI века, последующие жирные (как сейчас оказалось) для России годы. И в любую из этих по-своему противоречивых, сложных эпох произведение было актуально и в социальном, и  в общественном плане. Почему же?

В постановке «Аистёнка» подчёркивается жёсткая сатира сказки про Федота-стрельца, спектакль поставлен в жанре трагикомедии

– Потому что в первую очередь это спектакль о людях. А люди не меняются никогда, – убеждён режиссёр Юрий Уткин. – Они меняют оболочку, моду, пристрастия, гаджеты. Но в целом не меняются. И Федот в шутливой форме, жёсткой сатире бичевал неприглядные человеческие качества. Когда Филатов сочинял эту историю, он был очень зол, в нём было достаточно желчи к тому, что происходит в этом мире. И он писал не сказочку для детей, а жёсткосатирическое произведение для взрослых, способных задавать самим себе сложные вопросы: «Кто же мы? Как мы живём? Как мы хотим жить?» 

В постановке «Аистёнка» подчёркивается эта жёсткая сатира, спектакль поставлен в жанре трагикомедии. Просто комедия – это, если хотите, обмельчение произведения. Именно с целью подчеркнуть трагичность происходящего в начале и в конце спектакля звучат стихи Филатова, в частности строки «На потеху городу скомороху голому отрубают голову просто так?» В иркутской постановке в финале толпа убивает Рассказчика. А образ Рас-сказчика – это в какой-то степени и образ Стрельца. 

Гнетуще-желчное, мрачное, горькое настроение спектакля во многом создаётся за счёт решения «живого плана». Сценографию делала потомственный театральный художник Наталья Павлишина. Декорации – три подвижных модуля. Действие же происходит на фоне серой толпы «людей-капюшонов». Каждый актёр одет именно в такую одежду – балахоны грубого холста и кроя. Это странное сообщество строит летучий чудо-корабль, который унесёт их из темноты к лучшей, светлой и радостной жизни. 

«Голова чуть-чуть вперёд. Корпус подтянут. И помните: ведёт тот, кто делает голову». Журналистам дали почувствовать себя актёрами кукольного театра

Чтобы воодушевить и поддержать их, Рассказчик развлекает серую толпу притчей про Федота-стрельца, во многом отражающей русскую национальную традицию «ты начальник – я дурак». Но корабль всё не взлетает. И толпа, которой непременно нужно свалить на кого-то вину в своих неудачах и несчастьях, разрывает Рассказчика. Возрастные ограничения спектакля – старше 14 лет. История в первую очередь будет интересна людям, которые не боятся задавать себе прямые и жёсткие вопросы. Как говорит режиссёр, иногда зрители и плачут после этого спектакля.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры