издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Другого инструмента модернизации нет»

Настоящее и будущее концессий в ЖКХ обсудили на Красноярском экономическом форуме

Модернизировать российское жилищно-государственное хозяйство одному государству не под силу, в отрасль необходимо привлекать частный капитал. Идея не нова, но только сравнительно недавно её стали реализовывать на практике. В 2015 году по всей России было заключено 271 концессионное соглашение, по условиям которого инвесторы получили в распоряжение сети и другую инфраструктуру. Успешный опыт накоплен и до этого – система теплоснабжения Иркутска тому примером, – но впервые явление начало приобретать массовый характер. Тому, как распространить эту практику ещё шире и изыскать необходимые для обновления отрасли 500 млрд рублей в год, был посвящён круглый стол Красноярского экономического форума.

Несмотря на то что доклады экспертов Красноярского экономического форума в целом звучали достаточно мрачно, как минимум один его круглый стол начался весьма оптимистично. «За последние два года нам наконец-то удалось сделать так, что ЖКХ перестало восприниматься как чёрная дыра, – сказал, выступая, его модератор – заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис. – Особенно в условиях экономической нестабильности всё больше и больше становится очевидным, что это сектор с большим инвестиционным потенциалом, с гарантированным спросом. Практика, кризис 2008 года показывают, что ЖКХ никогда не падает так, как другие сегменты экономики». 

Цифры, которые главный государственный жилищный инспектор России привёл в подтверждение этого высказывания, уже звучали не раз на других площадках: ежегодный оборот отрасли превышает 4 трлн рублей (доходы организаций коммунального комплекса за 2014 год, по данным Росстата, составили 4,14 трлн рублей при расходах в 4,11 трлн), потребность во вложениях или, другим языком, инвестиционная ёмкость составляет более 500 млрд рублей в год, потенциал повышения эффективности существующих инженерных сетей и других объектов достигает 40%. За 2015 год, несмотря на сложную ситуацию в отечественной экономике (спад ВВП на 3,7% и промышленного производства на 3,4%, сокращение объёма инвестиций в основной капитал на 8,4% по сравнению с 2014 годом), было заключено 271 концессионное соглашение. «Мы подсчитываем объёмы инвестиций, вложенных в инфраструктуру, – это более 100 миллиардов рублей, – констатировал Чибис. – Понятно, что это первый шаг, одна пятая от того, что нужно вкладывать ежегодно. Но мы считаем, что в условиях 2015 года это, безусловно, шаг вперёд. При этом мы должны быть откровенными: не всё так просто, и этот процесс идёт далеко не без проблем». 

«Создаёт и эксплуатирует за свой счёт»

Достаточно сказать, что абсолютное большинство концессий в области ЖКХ не включают инвестиционных обязательств: де факто это арендные договоры, автоматически переписанные в соглашения иного рода вне конкурса. Существует также операторский тип концессий, по условиям которых инвестиции в модернизацию инфраструктуры осуществляются только за счёт надбавки в тарифе на жилищно-коммунальные услуги. Незначительная часть концессий работает по инвестиционной модели, когда вложения в обновление сетей осуществляются за счёт внешних источников. «Соотношение этих трёх типов неравнозначно по количеству и объёму инвестиций», – констатировала исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик. Если оперировать только суммами вложений в инфраструктуру, то сугубо инвестиционные концессии оказываются в меньшинстве. 

«Мне непонятно, как можно делить концессии на арендные, операторские и инвестиционные, – заметил по этому поводу исполнительный вице-президент, начальник Центра государственно-частного партнёрства Газпромбанка Андрей Чичканов. – Они все должны быть инвестиционными: концессионер создаёт и эксплуатирует объект за свой счёт. Поэтому давайте не будем называть концессиями то, что концессиями не является». 

Даже при таком подходе есть повод для оптимизма. Так, из 14 проектов, учтённых НАКДИ, восемь реализуются в жилищно-коммунальном хозяйстве, причём в пяти из них компании уже вложили в модернизацию инфраструктуры 8 млрд рублей. Например, ЗАО «Управление отходами-НН» инвестировало 540 млн рублей в создание мусоросортировочного завода и межмуниципального полигона отходов в Городце, что в Нижегородской области. Проект, реализация которого началась в 2011 году, рассчитан на 25 лет и предполагает создание сортировочного комплекса мощностью не менее 100 тыс. тонн в год и четырёх мусороперегрузочных станций. А в Саратовской области ЗАО «Управление отходами» уже вложило 1,98 млрд рублей в реконструкцию полигона для размещения твёрдых коммунальных отходов и строительство пяти перегрузочных станций на территории Балаковского района, а также в создание в Энгельсе комплекса из полигона, перерабатывающего завода, цеха компостирования и 11 перегрузочных станций. Инвестиции того же концессионера в создание аналогичной системы в Чувашии составили 1,45 млрд рублей. 

Концессионерам пример

«Мы должны быть откровенными: не всё так просто, процесс идёт далеко не без проблем», – признаёт Андрей Чибис, говоря о привлечении концессионеров в ЖКХ

– ЖКХ – это специфичная отрасль, в которой слишком много спекуляций вокруг любого проекта, – подчеркнул Чибис. – Даже некоторые губернаторы (не будем называть регионы), готовя концессионный проект, наталкиваются на сопротивление разных мелких и средних интересантов. Хотят, например, отдать водоканал в концессию, а та или иная группа влияния от него кормится и поднимает на этот счёт политическую волну: не отдадим инвестору ничего. Для того чтобы эти спекуляции минимизировать, а в дальнейшем исключить, нужно концессии сделать открытыми. [В этом смысле] у нас является пилотным проект по водоканалу Волгограда, который, давайте называть вещи своими именами, местные власти просто убили. 

Для решения накопившихся проблем действующая городская администрация заключила с ООО «Концессии водоснабжения» соглашение, которое предусматривает модернизацию системы холодного водоснабжения, включающей свыше 2,2 тыс. км водопроводных и 1,1 тыс. км канализационных сетей, семь водопроводных очистных сооружений, 85 водопроводных и 49 канализационных насосных станций. Компания вложила в его реализацию 1 млрд рублей. Благодаря этому, в частности, был реконструирован первый крупный участок сети водоснабжения по набережной имени 62-й Армии, протяжённость которого составляет полтора километра, обновлены все лаборатории водоканала и создан центр обслуживания клиентов предприятия. 

План инвестиций на 2016 год составляет 3,5 млрд рублей, за первые три года проекта компания обязалась затратить на модернизацию системы водоснабжения города 7,5 млрд рублей, а за все 30 лет действия соглашения – 58 млрд. «Проект в Волгограде заслуживает внимания, потому что приход долгосрочного инвестора устанавливает определённый стандарт раскрытия информации, а привнесение большого объёма денег позволяет повысить эффективность [коммунального] предприятия через, скажем, замену оборудования или устранение мест, где есть порывы [сетей], – заключил первый заместитель генерального директора УК «Лидер» Юрий Сизов. – Сегодня практически все предприятия водоснабжения убыточны и существуют за счёт дотаций именно потому, что система изношена на 70–80%. Для тех, кто не знает, что такое износ 80%: ты достаёшь трубу, а там решето. Эффективности [в этих условиях] можно добиться двумя путями: либо мы инвестируем из того денежного потока, который создаётся тарифом, и тогда мы каждый год вынуждены повышать тариф, либо мы сразу вкладываем значительную сумму, что позволяет в течение определённого срока вернуть эти деньги». 

Иркутск также можно привести в качестве положительного примера, только в сфере теплоснабжения. Задолго до прошлогоднего бума городская администрация передала в концессию ЗАО «Байкалэнерго» (дочерней компании ПАО «Иркутскэнерго». – «СЭ») 354 км тепловых сетей и 37 котельных на угле, мазуте и электричестве, которые находятся в муниципальной собственности. Это произошло весной 2007 года, когда с появления Федерального закона «О концессионных соглашениях» не прошло и двух лет. За прошедшее время в развитие системы теплоснабжения Иркутска инвестировали более 2,9 млрд рублей: доля ПАО «Иркутскэнерго» составила 1,35 млрд рублей, ещё 786 млн вложило «Байкалэнерго», а оставшиеся 797 млн рублей пришлись на инвестиционную составляющую в тарифе. Стоимость гигакалории при этом росла первые два года реализации соглашения, а с тех пор она даже снизилась: 1268 рублей в 2009 году и 1250 рублей в 2015 году. Чего не скажешь о ежегодных затратах на ремонт тепловых сетей, которые по сравнению с временами муниципального предприятия выросли в пять раз. Так, если в 2006 году на эту цель было израсходовано 57,8 млн рублей, то год назад – 299,6 млн (самый высокий показатель – 454 млн рублей – был достигнут в 2010 году). Результат – существенное снижение аварийности и потерь. Вместо 797 повреждений, обнаруженных на городских тепловых сетях в 2007 году, в 2014-м речь шла о 394, а в 2015-м – о 472 повреждениях. Потери тепла сократились с 931,3 тыс. Гкал до 673,6 тыс. Гкал при том, что подключённая к сетям нагрузка за восемь лет увеличилась с 1711 до 2087 Гкал/ч. А закрытие 11 муниципальных котельных, не отличавшихся высокой экономической эффективностью, привело к снижению объёма вредных выбросов в атмосферу до 512,4 тонны в год, позволив при этом снизить финансовую нагрузку на конечного потребителя энергии за счёт уменьшения заложенных в тариф затрат на эксплуатацию оборудования. 

«Государству нужно занять позицию активного акционера»

Для того чтобы сделать отрасль более привлекательной для инвесторов, в Минстрое предлагают внести несколько существенных изменений в законодательство. Первое – сделать власти регионов стороной концессионных соглашений. Второе – дать возможность передавать в концессию унитарные предприятия, имеющие долги. Масштабы этой проблемы весьма велики: по данным Росстата, кредиторская задолженность всех предприятий, которые предоставляют коммунальные услуги, в сентябре 2015 года превысила 869,7 млрд рублей, а дебиторская – 953,9 млрд­ рублей. Предложение Минстроя, полагают в ведомстве, позволит исправить эту ситуацию и привлечь значительные средства в модернизацию инфраструктуры. Однако исполнительный вице-президент Газпромбанка отнёсся к этой идее настороженно. «Конечно, попробовать можно, но мы не совсем понимаем, из какого источника будут возвращаться эти долги», – отметил он.

В то же время превращение региональных властей в одну из сторон концессии Чичканов считает правильным предложением. «Не секрет, что многие муниципальные водоканалы и теплоснабжающие организации имеют достаточно большую долговую нагрузку и вместо того, чтобы вкладывать [в модернизацию инфраструктуры] большие деньги, просто размазывают их по инвестиционным программам, – пояснил банкир. – Для того чтобы кардинально решить проблему, необходимо, чтобы регион и своими тарифными решениями, и весом своего бюджета поддержал те планы по концессиям и инвестициям, которые будет делать инвестор». С этим согласен заместитель губернатора Новосибирской области Александр Титков, а партнёр компании Ernst and Young Валентина Федосеева полагает, что «государству нужно занять позицию активного акционера». Чичканов также добавил, что федеральный бюджет стоит подключить к муниципальным концессиям в тех территориях, которые находятся «не в очень хорошем» финансовом состоянии. При этом он, как и другие эксперты, рекомендовал использовать «длинные институциональные деньги», в том числе средства негосударственных пенсионных фондов (как это уже происходит в некоторых случаях) и страховых компаний. 

От Минстроя, между тем, исходит ещё одна законодательная инициатива: разрешить передавать в концессию те объекты инфраструктуры, которые фактически есть в реестре муниципальной собственности и стоят на балансе унитарных предприятий, но права на них при этом не оформлены в соответствии с действующим законодательством. При этом концессионеру будет поручено завершить все необходимые для этого процедуры в течение определённого срока. «Мы считаем, что за два года, – добавил Чибис. – Соответствующий законопроект был подготовлен. Надеемся, в весеннюю сессию [Государственной Думы] удастся его принять». 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры