издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вечно молодая

Профсоюзный лидер Иркутскэнергосбыта Лидия Манюк отпраздновала 45-летие начала трудовой деятельности

  • Автор: Елена Постнова

В кабинете председателя профсоюзной организации Иркутскэнергосбыта Лидии Манюк практически не бывает тишины. К ней то заглядывают коллеги за советом, то прибегают взволнованные молодые специалисты с идеями благотворительных акций, то трезвонит телефон с последними новостями о жизни коллектива в районах. Сегодня, кажется, ни одно событие в Иркутскэнергосбыте не проходит без этой энергичной маленькой женщины. Она 45 лет своей жизни посвятила энергетике, из них одновременно почти 10 лет возглавляла комсомольскую организацию, и вот уже 13 лет – лидер профсоюза компании, в котором почти 1700 членов.

Энергия молодости

Лидия Манюк встречает нас в рабочем кабинете. В светлом помещении всё разложено чётко по своим местам, но нет ощущения «военщины». Это тот случай, когда человек организует пространство вокруг себя. Здесь уютно, на тумбе и столах забавные мелочи ко Дню энергетика, на стене за рабочим креслом – дипломы и благодарности профсоюзу и коллективу. Рядом – большие часы: Лидия Игнатьевна пунктуальный человек, любитель порядка, и это чувствуется в каждой детали. Перед письменным столом пять стульев. Здесь всегда готовы ко встрече гостей, их напоят чаем, успокоят, поддержат, дадут ценный совет. Да она и сама с улыбкой признаётся, что общественная жизнь компании для неё всегда была больше, чем просто работой. 

– Профсоюз – это же не только спортивные состязания, торжественные мероприятия. У нас есть подшефные детские дома, школы, дома престарелых. В детстве бабушка мне всегда говорила: делай добро и не жди ничего в ответ. Не нужно обижаться, таить злобу, если тебя не поблагодарили. Эти слова теперь постоянно повторяю молодым специалистам, когда мы готовимся к очередной поездке в какое-нибудь социальное учреждение, – рассказывает Лидия Игнатьевна.

Несмотря на разницу в жизненном опыте, она легко находит общий язык с молодыми людьми. Кажется, в Манюк до сих пор горит огонь юности: шустрая, креативная, общительная, заводная – она даст фору многим новым специалистам компании. Именно её желание и умение взаимодействовать с самыми разными характерами открыло Лидии Игнатьевне дорогу в энергетику.

Родом из Новосибирской области, в Иркутск она приехала вслед за братом. С его же лёгкой подачи решила поступать в техникум, отчего-то из всех вариантов ей приглянулся Авиастроительный. На вступительных экзаменах она блестяще справилась с сочинением, но «завалила» математику. Поступление пришлось отложить на целый год. Чтобы не болтаться без дела, по объявлению в газете устроилась на работу в Статуправление. Как раз проводилась всеобщая перепись населения. Работа была незамысловатой: обход жилых домов и заполнение анкет. Но восемнадцатилетняя Лидия была ответственной, деятельной, выкладывалась по полной. Усердием девушки прониклась начальница Нина Ильинична Слободчикова, и, когда закончилась перепись, она предложила девушке устроиться на работу в отдел к мужу в Энергонадзор. Выбора у Лидии не было, как и представления, что за работа её ждёт.

– И вот представьте, прихожу я – низенькая «зелёная» девчушка – в Энергонадзор, тогда он находился на улице Сурикова. Какие документы нужны для трудоустройства, что буду делать – понятия не имела. Начальник спрашивает у меня справку какого-то психиатра, а я и слова-то такого тогда не знала, – смеётся Лидия Игнатьевна. – В итоге взял меня на должность электрослесаря по ремонту однофазных счётчиков. Раньше замена приборов учёта населению проводилась бесплатно. Старые счётчики снимали, прочищали, отлаживали и устанавливали обратно. Приборы были страшно грязные, и тараканы в них были! Обучили меня на месте, благо схватывала я на лету. Уже через пару месяцев я перевыполняла план на 50–60%. Пока опытная сотрудница предпенсионного возраста разберёт счётчик, я уже два прочищу.

Удивительно, но мысли идти получать специальное образование по энергетике у молодой Лидии не возникло. Неожиданно она решает поступать в строительный техникум. «Думала, прорабом буду, пока однажды в коридоре меня не выловил директор Лев Миронович Мусников, который прочистил мне мозги. Как я со своим ростом планировала командовать на стройке бригадами мужиков?! Да на меня бы кирпич упал – и зашиб», – с улыбкой рассказывает Манюк, активно жестикулируя. С помощью Мусникова ей удалось перевестись в Энергоколледж.

В начале 1970-х в Энергонадзор пришла волна молодых специалистов. Те, кто стоял у истоков энергетики в регионе, уходили на пенсию. Молодёжь приезжала со всей области. Энергия молодости требовала выплеска, в рядах начинающих энергетиков начали обсуждать идею создания комсомольской организации. На первом же собрании председателем единогласно выбрали Манюк. Миниатюрная девушка выделялась своим волевым характером.

– Помню, раз в месяц проводились коллективные собрания, на которых специальная комиссия выбирала лучших электрослесарей. И каждый раз передовиками становились опытные, заслуженные, уважаемые сотрудники, в то время как многие молодые специалисты чуть ли не в два раза перевыполняли их месячную норму. На очередном собрании я не выдержала, попросила слово и всё высказала. Мне потом говорили, что я зря так погорячилась: могут и уволить. Но обошлось, наоборот, отныне подсчёт комиссия проводила честно, – вспоминает свои первые шаги по защите прав трудящихся Лидия Манюк.

Загадочная заграница

Комсомольская организация РЭУ «Энергонадзор» гремела на весь Иркутск. Их хор ездил с концертами по деревням, в их клубы по интересам пытались попасть сотрудники других организаций. В 1979 году Кировский райком партии награждает трёх лидеров энергетической организации (саму Лидию, а также Валентину Горбунову и Людмилу Боротову) поездкой за границу – в Румынию и Болгарию. Несколько дней перед отъездом молодых комсомольцев инструктировали, как себя вести в чужой стране: как одеваться, как вести себя за столом, запрещалось вступать в контакты с иностранцами. Группу (от Иркутской области поехало 30 человек) возглавлял Юрий Рудых, по пятам ходил «негласный смотритель». «Позже мы выяснили, что это был сотрудник КГБ Юрий Козлов», – с хитрой улыбкой уточняет Лидия Манюк.

На границе группу подвергли особенно тщательному досмотру. Лидию даже заставили расплести свою косу длиной до пояса: таможенники предполагали, что в волосах девушка прячет валюту. Несмотря на такое неприятное начало, путешествие для девушки, которая не была даже в Москве, показалось сказочным. Экскурсии по соборам и старинным зданиям, официальные встречи с молодёжью Румынии и Болгарии, ласковое море и европейский сервис – две недели жизни, кардинально отличавшейся от советской. Сегодня это кажется смешным, но большая ванная в номере, огромная белая кровать, шампунь и гель для душа (!) – всё было удивительным. А дети в разно­цветных курточках, которые чинно переходят пустую дорогу только по сигналу светофора! У некоторых возникало тайное желание не возвращаться на родину, но реальной возможности не было.

– У меня в Румынии даже романтическое приключение было. Нам предстояло подружиться с нашим гидом Петре Петреску (или просто Петя), чтобы он организовал для нас особенные экскурсии. Парень шикарно пел и играл на гитаре. Вот представьте: 4 часа утра, мы жутко хотим спать, а он от гитары оторваться не может! И не выгонишь же его – подвыпивший, он мог разозлиться, скандал международный учинить. Сидим, терпим. Наконец, все расходимся по номерам. Я блаженно отдыхаю в ванне, потом укутываюсь в белоснежный махровый халат, за окном дождь – очень уютно. И вдруг стук в дверь. Это Петре пришёл, ему, видите ли, нравится в такой моросящий дождь читать стихи, разрешение у Рудых на прогулку со мной он получил. Я к Юрию Рудых – он дверь на стук не открывает. Пришлось с этим румыном до восьми утра гулять под дождём! – вспоминает Лидия Игнатьевна, не сдерживая эмоции.

Пришла в номер мокрая и уставшая. Рудых потом со смехом говорил, что в дипломатическом таланте Манюк он не сомневался. Это странное ночное свидание девушка забыла быстро: на следующий день группа отправилась в Болгарию, где общительная Манюк, случайно познакомившись с русскоговорящим болгаром, получила приглашение навестить его семью. Отказаться девушке вновь не позволили из-за политических соображений – вдруг иностранцы обидятся. В СССР возвращались через Румынию. Хотя гидом на этот раз была девушка, Петре смог 

отыскать автобус с комсомольцами и с огромным букетом цветов убеждал Лидию остаться с ним.

– Но мне сразу разъяснили правила: если я схожу с автобуса, уже завтра моих родных выселят из страны за 24 часа. На такое я пойти не могла. Мы обменялись с Петре адресами, пять лет вели переписку. Какие красивые 

открытки он присылал! В нашей стране таких никогда не было. Но потом у меня появились другие заботы – семья, ребёнок. Переписка сошла на нет. Больше в Румынии я не была, – добавляет наша собеседница.

Новый стимул творить добро

Откуда женщина находит в себе столько энергии – загадка и для её близких друзей, и для коллег по работе. Сама она считает, что во многом обязана чёткой организации и планированию. Аналитический подход пригодился, когда её сманили в отдел распределения и контроля электроэнергии. Перспективного специалиста отправляли на учёбу в Москву, Алма-Ату, Пятигорск. Когда в 1992 году освободилась вакансия инженера, сомнений, кого назначать, не было. Вплоть до 2002 года Лидия Манюк трудилась в отделе распределения и контроля Энергосбыта, не забывая про общественную жизнь. А в октябре 2003 года директор Виктор Владимирович Николаев предлагает ей возглавить профсоюз Иркутского Энергосбыта. Сегодня членство в проф­союзе добровольное, но в нём состоят свыше 97% всех сотрудников компании.

– Насильно никого не заставляем. Упор в основном на молодёжь, как и в бытность комсомольской организации. У среднего возраста семья, быт, свои заботы. А молодёжь нужно приучать заботиться о стариках, ребятах в детдомах, животных в приютах, экологии. Я сама помню, как в молодости ворчала на работников пенсионного возраста – они мне казались медленными. Теперь молодёжи объясняю, что всё в этой жизни циклично, и к ним придёт старость. Конечно, есть такие, кто предпочитает работать «от звонка до звонка», не вникать в корпоративные мероприятия. Но в основном ребята отзывчивые, после нескольких акций сами начинают предлагать идеи. Вот недавно организовали сбор еды и подстилок для собачьего приюта, – рассказывает Лидия Игнатьевна.

Словно в подтверждение её слов в кабинет начинают заглядывать сотрудники компании. У коллеги родилась двойня, нужно подумать, как поздравить. Команда воллейболистов заняла второе место на спартакиаде – не забыть сделать стенгазету. 

– Мой источник энергии – молодые люди вокруг. Они не лучше и не хуже тех, из советского времени. Они просто другие. У комсомольцев была идея, современной молодёжи нужно понять, для чего их просят что-то сделать. Главное, найти подход к человеку. И вовлечённость: стараюсь в большинстве мероприятий участвовать. Езжу с ними на зимнюю рыбалку, если надо, могу и в спартакиаде пробежать. На что пока не решаюсь – так это сплав на байдарках, – с улыбкой добавляет Лидия Игнатьевна.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры