издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Иначе ничего двигаться не будет»

Иркутские реставраторы требуют назначить главу Службы по охране объектов культурного наследия

Региональная Служба по охране объектов культурного наследия в срочном порядке нуждается в назначении постоянного руководителя. Таков главный вывод участников круглого стола, приуроченного к международному Дню охраны памятников и исторических мест. На заседании 18 апреля специалисты обсудили законодательные нововведения, которые грозят поставить крест на сохранении и реставрации исторической архитектуры области. Но единственное ведомство, способное отстоять региональные памятники, сейчас не в состоянии это сделать. Между тем, напирают реставраторы, на счету каждый день. Совсем скоро сохранять будет уже нечего.

Единственный, кто может спасти бедственное положение вещей, – губернатор, своим решением назначив постоянного главу Службы по охране объектов культурного наследия. Этот пост продолжительное время остаётся вакантным. Григорий Ивлев,   зам. руководителя, временно замещающий должность главы ведомства, находится в этом статусе с октября прошлого года. Какие перспективы ждут Службу, специалистам, связанным с сохранением исторических зданий, пока непонятно. Помимо Иркутска, который входит в лидеры городов по количеству архитектурных памятников, немалое их число находится и на других территориях Приангарья. Однако по итогам прошлого года региональное ведомство выдало лишь одно разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия. Главную роль в статистическом провале сыграло введение обязательной экологической экспертизы для проведения строительных работ, однако, как говорят специалисты, есть и другие причины.

– Подаётся проектная документация на согласование, которая уже прошла историко-культурную экспертизу, по своему регламенту Служба может отказать только на основании комплектности пакета документов, – говорит  руководитель Агентства развития памятников Иркутска Ирина Кравец. – Служба же, заменяя функции аттестованных экспертов, смотрит  содержание документов и затягивает сроки по выдаче разрешений.

Претензии к работе регионального ведомства есть как у главы АРПИ, которое занимается восстановлением  памятников, находящихся в собственности Иркутского муниципалитета, так и у других реставраторов. Речь идёт не только о защите региональных памятников, в охранной зоне которых то и дело появляются новострои, или их неудовлетворительном содержании, но и об осведомлённости Службы относительно своих объектов. Судьбу старейшего деревянного здания Иркутска – Дома Шубина (об этом «ВСП» писала в прошлом номере «Дом в идеологическом тупике») – может повторить и множество других зданий. «Во-первых, у нас всё не просто плохо, а очень плохо, – считает один из участников круглого стола. – Состояние памятников, особенно деревянных, ужасное. И речь идёт не только об Иркутске – у нас их немало и на остальной территории региона. Служба просто не шевелится, зачастую они даже не знают, что и где у них есть – только бумажки со списками лежат. А между тем пропадает последнее». 

– Итоги действительно неутешительные, – считает Дмитрий Разумовский. – Сегодня Служба – единственное подразделение в структуре областной власти, где нет руководителя. Должен по­явиться человек, который всё будет тянуть, иначе ничего двигаться не будет. Я понимаю людей, которые сейчас работают в Службе, я могу их прекрасно понять, но они не берут на себя никакой ответственности, и вместо помощника они – якорь развития. Везде человеческий фактор. 

Пока конкретных кандидатов на должность руководителя региональной Службы охраны памятников нет. И желающих занять эту должность, как говорят в кулуарах, не так уж и много. В придачу к накопившемуся багажу обязательств новому главе ведомства придётся разбираться и с последствиями изменений законодательства в сфере реставрации. С прошлого года все специалисты-реставраторы обязаны пройти аттестацию, без которой они не имеют права работать. «В том же Иркутске довольно много  лицензированных организаций, как проектных, так и производственных; и тех и других насчитывается больше десятка, – по­ясняет Ирина Кравец. – Законодательство ввело дополнительную аттестацию всех физических лиц. Пока её ни у кого нет, и АРПИ не исключение». 

Учитывая, что закон об аттестации вступил в силу ещё в прошлом году, по сути все организации работают над реставрацией незаконно. Получить заветный листок можно только в Москве. «По сути, мы  должны остановить все работы, – отметил председатель регионального отделения Союза реставраторов России Сергей Властин. – Вывод один. Есть данные, что в месяц аттестовываются 60–120 специалистов, возьмем среднее значение – 100 человек. За три года – время аттестации – пройти контроль успеют лишь 3600 человек, это предел комиссии. При этом только для Москвы нужда в таких специалистах – 12 тыс. человек. Но ведь аттестацию проходят не только реставраторы, но и музейщики и искусствоведы». 

По итогам круглого стола было решено обратиться к главе региона с просьбой назначить постоянного руководителя ведомства охраны памятников. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры