издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Художники о войне и на войне

  • Автор: Татьяна ЛАРЁВА

В Иркутском областном художественном музее имени В.П. Сукачёва прошла торжественная церемония дарения картины народного художника России, почётного гражданина города Иркутска Виталия Смагина «Последнее письмо с фронта». На живописном полотне изображён портрет его отца Георгия Захаровича Смагина; это последнее произведение художника.

Долгие годы автор разыскивал отца, без вести пропавшего на фронте. Сохранилась лишь фотография да письмо – драгоценный документ времени, пожелтевший тетрадный листочек, сложенный треугольником. В этих неровных строчках, адресованных семье, передана вся любовь и боль, тревога и атмосфера военного времени. В портрете отца художник словно возвращается к первоистокам своего творчества. Мы привыкли бе­зошибочно угадывать индивидуальный стиль Смагина по характерной манере письма: полуабстрактные формы и условные очертания, абсолютное живописное начало и сложный, напряжённого звучания колорит. Творческий метод Виталия Смагина оформился в художественное направление, которое условно можно назвать «нео-архаикой». В большинстве его живописных работ тесно переплетается языческое и авангардно-современное, религиозное и философское толкования мира. Всю свою жизнь Смагин посвятил родному Иркутску, был главным художником города, возглавлял Иркутскую организацию Союза художников. Пожалуй, самой главной его заслугой стало основание школы монументального искусства. Свой талант, знания и мастерство Смагин сумел передать многим поколениям художников, воспитал целую плеяду учеников и последователей.

В канун праздника Победы в торжественной обстановке в присутствии ветеранов и учащихся кадетского корпуса генеральным директором музея Александром Гимельштейном и вдовой художника Людмилой Смагиной была подписана дарственная о передаче картины в фонды музея.

Напомним, что ровно год назад музею были подарены 13 графических портретов иркутян – Героев Советского Союза, выполненные специально к 70-й годовщине Победы талантливым иркутским художником Геннадием Кузьминым.

В преддверии 9 мая в здании Дома художника состоялся праздничный вечер. Здесь собралось старшее поколение иркутской организации Союза художников России, те, кого сейчас уважительно называют «детьми войны». Среди них Владимир Кузьмин, Анатолий Аносов, Анатолий Алексеев, Павел Авенариус, Лев Гимов, Анатолий Осауленко, Геннадий Неупокоев, Геннадий Иванов, Валерий Кунц, Геннадий Шихалев, Карл Шулунов, Александр Шипицын, Анатолий Костовский, Александр Веснин, Лев Сериков. В иркутской организации из непосредственных ветеранов Отечественной войны остался лишь Андрей Рубцов, незаурядный живописец, всю свою жизнь посвятивший творчеству. Его и тех, кто по состоянию здоровья не смог прийти на вечер, председатель Союза Наталья Сысоева навестила лично, выразила слова благодарности и вручила букеты цветов. В камерной обстановке состоялось открытие выставки одной картины Анатолия Костовского «Один вернулся». К мемориальной доске на здании Дома художника были возложены красные гвоздики. Очень важно, что в подготовке вечера приняли участие студенты кафедры искусствоведения ИрНИТУ, которым от Союза художников была подарена «История изобразительного искусства Прибайкалья XX – начала XXI веков». За праздничным столом художники делились своими воспоминаниями и вместе со студентами пели под гитару военные песни.

До сих пор военная тема не оставляет равнодушными наших графиков, скульпторов и живописцев и не исчезает из их творчества. А что же происходило тогда, 71 год назад? Уже в самые первые дни войны по многим городам Прибайкалья прокатилась волна митингов, в которых активное участие принимали художники. Выражая своё негодование, они решительно заявили, что «в любую минуту сменят кисть на винтовку», и объявили себя мобилизованными. 8 августа 1941 г. состоялось заседание правления ИОССХ, где была намечена программа работы на ближайшее время. 

Основная работа художников в тылу заключалась в систематическом выпуске плакатов и карикатур «Окон ТАСС». Мастерская возродила традиции «Окон сатиры РОСТА», созданных поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства (РОСТА). Эта специфическая форма массового агитационного искусства, возникшая в период Гражданской войны, была популярна в Сибири, когда агитационные плакаты издавались художниками штаба 5-й Армии.

В процессе работы над плакатами была сформирована группа художников, журналистов и поэтов. Сводки Совинформбюро нередко записывались на слух, так как эфирный приёмник стоял в редакции «Восточно-Сибирской правды» для служебного пользования, телеграф работал с перебоями, а центральные газеты доставлялись с опозданием. Часто темы плакатов рождались тут же, около приёмника, оперативно придумывались хлёсткие, злые подписи под рисунками в стихотворной сатирической форме. Плакаты выходили примерно четыре раза в месяц. Они пользовались большим успехом в частях Красной Армии и на военных объектах, во многих учреждениях и на предприятиях. На углу улиц Карла Маркса и Литвинова была установлена специальная витрина агит­окон, нередко использовались также витрины магазинов. 

Для тех же художников, которые ушли на фронт, военные годы стали тяжелейшим испытанием. Где бы ни проходил их путь, в самых трудных условиях, между боями они продолжали делать зарисовки в путевые альбомы, писать этюды. Подлинными документами того времени звучат произведения Виталия Рогаля «Проводы на фронт» (1941), «Разрушенный город» (1944), «В лагере пленных» (1944), «Взорванные доты» (1945). Художник выпускал траншейные листовки, организовывал походные выставки. Его картины «Вперёд на Запад» (1942), «Сибиряки-маршевики» (1943), «Переход через Большой Хинган» (1945), «Порт-Артур» (1946) фиксируют реалии войны, передают атмосферу военного времени. Непрерывные бои, окопы и траншеи, невозможность работать творчески у многих художников как никогда обострили тягу к искусству. Так, Алексей Жибинов, который от первого до последнего дня войны находился на передовой линии фронта, в одном из писем 1942 г. писал: «Чувство боли за моё искусство сделалось нестерпимым. Полтора года я не брал в руки красок и кистей. Полтора года душа моя не знает покоя. Сердце разрывается от желания работать, от желания быть наедине со своими мыслями и чувствами и выражать их в живом трепете красок, линий и форм. О, благодатный мир искусства, мир высокого и чистого волнения, бескорыстного труда и радости, несравнимой ни с чем!.. Годы идут. На лицо и, вероятно, на сердце ложатся морщины. Виски покрываются сединой, и неизвестно ещё, когда кончится война. Да и сохранит ли она мне всё то, что нужно художнику? Не покалечит ли она мою душу и моё тело? Художник тоскует во мне. Художник стучится, рыдая, в сердце моё».

Оставшиеся в тылу художники организовывали передвижные выставки, которые поступали в разные объекты города, в части Красной Армии, госпитали, заводы и фабрики. Художники участвовали в оформлении ряда предприятий, таких как завод имени В.В. Куйбышева, слюдяная и чаеразвесочная фабрики, железнодорожный вокзал и аэропорт, госпитали, военно-инженерное училище, ДК авиа­завода, сады и парки. Усиленно продолжали работать предприятия. Уже в 1941 году на Хайтинском фарфоровом заводе вдвое увеличился выпуск бытового фарфора, производство было переориентировано на выпуск изоляционно-технического фарфора и химической посуды. Художники оформляли местные журналы и газеты: «Восточно-Сибирская правда», «Металлист», «Сталинский путь» и другие. Уже в первый год войны было создано свыше 130 рисунков и картин, проиллюстрировано более 30 различных сборников стихов и песен, а также других изданий сибирских писателей.

Театральные художники оформили ряд постановок в иркутских театрах. В. Лебедев был художником-постановщиком спектаклей «Парень из нашего города», «Русские люди», «Фронт», «Давным-давно». Наряду с агитплакатами писались и станковые живописные картины, изображающие героев фронта и тыла, рабочих и колхозников. Выставки проводились в музее, в помещениях пед­института и ТЮЗа, было взято шефство над двумя госпиталями и детскими домами. Бесперебойно продолжалось обучение в художественном училище.

Во время Великой Отечественной войны Иркутский художественный музей тоже во многом изменил свою работу. В этот период организуются выставки антифашистского плаката, тематические выставки: «Героическое прошлое русского народа и творчество художников», выставки, посвящённые годовщинам войны. Часть работников была призвана в армию, добровольцем ушёл на фронт и Алексей Фатьянов. Малочисленный коллектив не только не прекращал своей работы, но и расширял её. Регулярно происходило пополнение экспозиционного и библиотечного фондов, организовывались лекции и экскурсии. Даже в самые суровые, морозные дни в музей приходили посетители. В эти тяжёлые годы администрация музея сумела провести реставрацию произведений и научную инвентаризацию художественных ценностей. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры