издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Стереть границы

Администрации Иркутска и Иркутского района обсуждают возможность совместного развития

Принять поправки в действующий генеральный план Иркутска планируется уже 30 июня. К завершению должна подойти полуторагодичная работа повторного изменения главного проектного документа города, принятого ещё в 2007 году. Помимо точечных исправлений функционального зонирования, понижения этажности и планирования важных инфраструктурных объектов, кардинальных изменений обновлённый генплан, рассчитанный до 2025 года, не принесёт. Весьма скромным остаётся показатель по численности населения в городских границах – 640 тыс. человек. Впрочем, городская администрация уже обсуждает вероятные сценарии пространственного развития областного центра. Вариантов два: либо фактически расширять границы Иркутска за счёт соседних муниципалитетов, либо разрабатывать совместные документы планирования.

Вторая попытка

Ровно две недели назад – 27 мая – завершился приём письменных предложений и нареканий к проекту поправок в генплан Иркутска. После десяти публичных слушаний в городских округах в мэрию поступило около сотни писем. Повторения прошлогоднего сценария, когда итоговое число обращений несогласных с проектом насчитывало больше 400, не произошло. Это увеличивает вероятность, что обновления генерального плана вступят в силу в конце июня, как и планировалось.  

Кроме поддержки населения, проект изменений генплана нуждается в согласовании целого ряда федеральных и региональных органов. С этим, надеются в мэрии, проблем возникнуть не должно. В прошлом году претензии к проекту иркутской администрации помимо федеральных Минэкономразвития, Минздрава, Минэнерго, МЧС и Россельхоза выразили сразу шесть областных министерств и структур. Тогда же выяснилось, что предложенный проект не соответствовал существовавшим местным нормативам градостроительного проектирования. «Поэтому он отправлен на доработку», – подтверждает главный архитектор Иркутска Сергей Александров. Чтобы разрешить проблему, два месяца назад на внеочередном заседании городской Думы были утверждены новые местные нормативы градостроительного проектирования.

В новой версии генплана, как и в прошлом году подготовленной ОАО «Иркутскгипродорнии», Иркутск стал ниже: особенно это касается городского центра, который архитекторы видят «чашей с пониженной этажностью». Так, вдоль набережной Ангары на смену запланированным  высоткам пришла мало- и среднеэтажная застройка. Увеличилось и число зелёных зон. Иркутская Дума уже перевела часть территорий из зоны общественно-делового назначения в зону природных территорий. «Была тенденция к сокращению их числа, – отмечает Александров. – Но в нынешней редакции генплана мы по максимуму постарались её переломить».

Как и прежде, больше внимания уделено объектам дорожной и транспортной инфраструктуры. «Например, затронут вопрос по перетрассировке улиц Челнокова – Терешковой, чтобы реализовать там мультимодульный пересадочный узел,– перечисляет главный архитектор города. – В список приоритетов ставится строительство объездной дороги». Вопреки ожиданиям, без расширения остаётся улица Софьи Перовской. Согласно прошлогодним планам, она должна была получить статус дороги городского значения и выйти за пределы своих исторических красных линий. Резко против такого развития событий выступали разработчики проекта «Иркутские кварталы», которые  настаивали на том, чтобы в перспективе сделать её пешеходной на отрезке между улицами Байкальской и Борцов Революции. В обновлённом генплане планировочный каркас Софьи Перовской остаётся прежним: «Улица находится в границах исторического поселения регионального значения, – отмечает Александров. – У неё имеются свои исторические красные линии. В их границах расширения могут быть, но они явно окажутся не столь значительными, как предлагалось».

Однако многих экспертов больше волнуют не точечные изменения, а перспективы городского развития, заложенные на ближайшие 10 лет.  В частности, пока вне зоны внимания остаётся интенсивный рост пригородных территорий. Показатель в 640 тыс. человек населения не отражает реальных данных по нагрузке на транспортную и социальную инфраструктуру Иркутска, которой наравне с иркутянами пользуются жители Иркутского района. В обновлённом генплане ответа на вопрос, что с этим делать, нет.

Два к одному

Впрочем, в администрации Иркутска и так понимают, что игнорировать рост населения соседних муниципалитетов бессмысленно. Жители микрорайонов вроде Берёзового и Лугового до сих пор не считаются горожанами, хотя по факту ими являются. Но даже без их учёта численность населения Иркутска близка к предельным показателям обновлённого генплана, рассчитанного до 2025 года. По данным «Иркутскстата», 1 января 2016 года в Иркутске насчитывалось 623,4 тыс. человек – всего на 16,6 тыс. меньше расчётных данных, оценённых в 640 тыс. В мэрии началась предварительная работа над совершенно новым проектом стратегического документа.

 В декабре минувшего года по просьбе городской администрации три команды специалистов получили техническое задание на разработку концепций пространственного развития областного центра до 2040 года. Уже весной прошло первое обсуждение проектов  Иркутского отделения Союза архитекторов России, института Генплана Москвы и санкт-петербургского института «Урбаника». Тогда и выяснилось, что, по большому счёту, только московская команда рассматривает развитие Иркутска без перспективы масштабного расширения городских границ вглубь Иркутского района. 

Главная причина – сложившаяся в последнее десятилетие маятниковая миграция населения. Утром жители Иркутского района едут в город на работу, а вечером возвращаются домой. Ежегодно фиксируется рост интенсивности движения по основным пригородным направлениям: на Байкальском, Качугском, Култукском, Голоустненском трактах. Из микрорайонов, расположенных на границе Иркутска, по городским дорогам уже ездят свои маршрутки.

Популярность муниципалитетов Иркутского района объясняется просто – денежной  доступностью. Начальная стоимость квадратного метра благоустроенного жилья в пригороде в среднем на 10–15 тыс. рублей ниже, чем в городской черте. 

«Кроме этого, в случае если у человека возникнет выбор, купить трёхкомнатную квартиру в Иркутске или свой отдельный дом за городом по сопоставимой цене, он скорее остановится на втором», – говорит директор по маркетингу ГК «Актив» Татьяна Галущенко. 

Также на притягательности «районной» жизни сказываются низкие коммунальные тарифы и пониженные налоги, например на личный транспорт. 

В среднем ежегодный прирост населения в Иркутском районе практически в два раза выше, чем в городе. «По нашим расчётам, на территории района официально зарегистрировано 112 тысяч человек, но фактически проживает примерно 150 тысяч, – говорит первый заместитель мэра  Иркутского района Григорий Пур. – Речь идёт о садоводствах, которых официально начитывается 354, а неофициально – около 500. Там люди проживают круглогодично, будучи при этом официально прописанными в Иркутске».

При этом средств обеспечить всё население необходимой инфраструктурой и достойными условиями у районных властей нет.  «Администрация Иркутского района и рада бы построить больницы, школы, чтобы людям не пришлось ездить за этим в Иркутск, но наш муниципалитет дотационный, поскольку значительная часть его жителей работает в городе и их налог на доходы поступает в городской бюджет», – говорит Пур.

Именно налог на доходы физических лиц  в основном и наполняет бюджет Иркутского района – на 58,2%, подтверждают данные УФНС по Иркутской области. Земельный налог приносит в местную казну куда меньше – 28,8%, налог на имущество физических лиц – 6,9%, налоги со специальными режимами – 6%. При этом ежегодно налоговые доходы бюджета Иркутского районного МО снижаются: в 2014 году – около 570 млн рублей, в 2015-м снизились на 8,7% и достигли отметки в 520 млн.

Компенсировать недостаток средств муниципалитеты Иркутского района пытаются в том числе за счёт продажи своих земель под застройку. В итоге бессистемное выделение участков для нужд строительства в погоне за деньгами и привело к появлению микрорайонов численностью от 3 тыс. до 15 тыс. населения без необходимой инженерной и социальной инфраструктуры. 

Замкнутый круг

Если все запланированные объекты строительства жилья на территории Иркутского района будут реализованы, то, по подсчётам местной администрации, численность населения МО за 10 лет вырастет ещё на 300 тыс. человек. Решить проблему их обеспечения можно только путём выработки общих механизмов взаимодействия между Иркутском и Иркутским районом, уверен Пур. «Почему-то в Иркутске бытует мнение, что жители района во что бы то ни стало хотят присоединиться к городу, – говорит он. – Но в действительности, если такой вопрос встанет на повестке дня, то далеко не факт, что это предложение будет поддержано. Дешёвое электричество, низкий транспортный налог и ряд других вещей сыграют свою роль. Нужно сесть за стол переговоров и разработать общую концепцию развития».

О том, что документы территориального планирования областному центру и пристоличному району нужно готовить совместно, специалисты в области градостроения говорят не первый год. В своё время при администрации Иркутска даже была создана специальная рабочая группа. Теперь она существует под эгидой Иркутского района и должна начать активную работу нынешней осенью.

– Градостроительный кодекс позволяет совместно разрабатывать документы терпланирования – это генпланы муниципальных образований в первую очередь. Сейчас мы достигли согласия, и вроде бы губернатор поддерживает движение в этом направлении, – говорит главный архитектор Иркутска Сергей Александров. – Работа будет продолжаться, одним из решений может стать совместный генплан Иркутска и Иркутского района.

Одновременно с этим нужно решать вопрос, что делать с уже сложившейся ситуацией. «Бессистемность застройки Иркутского района – отчасти вина местной администрации, а отчасти – законодательства в рамках разделения полномочий, когда главы 21 муниципалитета в составе Иркутского района сами принимали решения о выделении земли под застройку», – признаёт первый заместитель мэра Иркутского района Григорий Пур. 

В качестве одного из радикальных решений проблемы предлагается ввести временный мораторий на застройку, «чтобы систематизировать, что есть, а потом двигаться в другом направлении».

– Это совершенно непонятное мне предложение, – комментирует девелопер Татьяна Галущенко. – Разве можно запретить человеку строить на свои деньги и на собственной земле? Остановка загородного строительства может  усугубить ситуацию настолько, что рынок жилой недвижимости в городе взорвётся, и вряд ли кто-то сможет позволить себе купить квартиру по доступной цене.

Между тем администрация Иркутска не видит расширение городских границ перспективой ближайших лет – основной упор пытаются сделать на реновации уже застроенных территорий. Результаты такой ставки покажет время.

А специалисты пока предупреждают: если ситуацию со строительной экспансией и приростом населения не взять под контроль, нынешние проблемы померкнут по сравнению с тем, что будет.

– К сожалению, ничто, кроме квотирования застройки, не поможет, – утверждает один из участников проектных сессий, организованных при мэрии Иркутска. –  Несколько лет назад в Санкт-Петербурге была похожая ситуация – там началось активное освоение пригородных территорий. В итоге ни переадресация налоговых отчислений на нужды социнфраструктуры, ни обязательства застройщиков создавать инфраструктуру за свой счёт не помогли. Этот опыт показал, что, кроме снижения объёмов строительства, решения проблем ковровой застройки нет.

В контексте

Вопрос о расширении границ Иркутска будет вынесен на публичное обсуждение, заявил мэр Иркутска Дмитрий Бердников на встрече с редакторами иркутских СМИ 10 июня, сообщает ИА «Телеинформ».

Не исключено и проведение общегородского референдума по этой теме, отмечается в сообщении.

– Концепцию пространственного развития города мы скоро вынесем на публичное обсуждение. Три достаточно сильные экспертные группы (иркутские архитекторы, а также московские и санкт-петербургские) вовлечены в этот процесс. Проведено уже несколько слушаний, – передаёт слова иркутского  градоначальника «Телеинформ». –  Накануне празднования юбилея города все варианты концепции были заслушаны, каждая по-своему интересна. Ни один из вариантов при этом не противоречит интересам и логике развития нашего города. Они все разные, но дополняют друг друга.

Окончательное решение относительно пространственного развития столицы Приангарья обещают принять с учётом народного волеизъявления. Только после этого мэрия возьмёт в работу один из избранных населением вариантов. 

Все три экспертных предложения пространственного развития Иркутска обещают опубликовать на сайте городской администрации уже на следующей неделе. Подготовкой единого документа по итогам общественных обсуждений займётся  специальная группа в департаменте градостроительства и архитектуры. По оценкам советника мэра Иркутска Алексея Козьмина, работа над проектом пространственного развития Иркутска займет 2-3 месяца.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры