издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Это нормально. Нужно лишь перетерпеть три недели»

В конце июня Иркутск накрыла снежная пелена: с тополей полетел пух. Многие считают, что в нынешнем году это произошло раньше привычного – горожанам пришлось на несколько дней раньше справляться с последствиями сезонной аллергии и ходить по покрытым пухом тротуарам. В мэрии, однако, говорят: этим летом ранней или аномальной активности тополей не наблюдается, припушёнными городскими улицами осталось любоваться совсем немного – от силы неделю. Главное не допустить за это время возгораний. В прошлом году поджог пуха на территории Иркутска привёл к 40 пожарам. Только по трём из них ущерб оценён в четверть миллиона рублей.

В Иркутске тополь составляет около 60% городских зелёных насаждений. «Это доминанта, их больше всего, – говорит исполняющая обязанности начальника управления экологии комитета городского обустройства администрации Иркутска Наталья Ступина. – Сейчас идёт естественный цикл, продолжаться он будет ещё от силы недели две. Это некомфортно, но с этим можно бороться». Дать бой пуху на иркутских улицах мэрия намерена с помощью традиционной обрезки деревьев, а также смачивания пуха водой и последующей его уборкой силами МУП «ИркутскАвтодор».

Собирать тополиный пух городское предприятие будет вплоть до 15 июля – до тех пор на улицах будет ездить «пылесос на колёсах». Так называют японскую машину, которая появилась в «ИркутскАвтодоре» пять лет назад. «Обычно она применяется осенью для сбора упавших листьев и летом – для пуха. Объём внутреннего бака – 2-3 тонны, за раз она успевает очистить до пяти улиц», – рассказывает  главный инженер МУП «ИркутскАвтодор» Пётр Зинченко.

Только увидеть японское техническое чудо, которому прикрепили деревянную ручку для удобства, сможет далеко не каждый иркутянин. «В основном уборка центральных улиц ведётся в ночное время, ведь днём из-за трафика невозможно нормально провести пролив и сметание, – поясняет Зинченко. – Пока такая машина у нас лишь одна, но для борьбы с пухом используется и другая техника». 

Впрочем, и постоянная работа «Автодора» не гарантирует исчезновения пуха – ведь за очистку внутриквартальных проездов и дворов отвечают местные управляющие компании. Далеко не всегда они справляются со своими обязанностями. Между тем неубранный пух – источник повышенной опасности. «Он легко воспламеняется, быстро горит, – подчёркивает заместитель главного госинспектора Иркутска по пожарному надзору Роман Фромич. – Ситуация усугубляется тем, что на дворе лето, каникулы. Чаще всего именно детские гуляния во дворах и приводят к поджогу пуха. Я хочу обратить на это внимание родителей и прошу их провести беседу со своими детьми».

Только в прошлом году на территории Приангарья пожарным пришлось выехать на ликвидацию поджогов тополиного пуха около четырёх десятков раз. По трём из них ущерб оценен более чем в 250 тыс. рублей.

– В прошлом году 2 июля из-за детской шалости с поджиганием пуха в предместье Радищева сгорел двух­этажный деревянный дом и надворные постройки: огонь перекинулся туда с соседних сараев, – рассказывает Фромич. –  В этом году сообщений о пожарах по этой причине пока не поступало, однако факты сжигания пуха из праздного любопытства горожане уже замечали. Это является нарушением правил пожарной безопасности и в условиях особого противопожарного режима влечёт наложение штрафа от 2 до 4 тысяч рублей. Сообщить о таком случае необходимо в отдел надзорной деятельности города Иркутска по телефону 38-90-34 или телефону доверия 39-99-99.

Учитывая неудобства и возможные последствия от пуха, ежегодно поднимается один и тот же вопрос: почему не избавиться от городских тополей, заменив их другими растениями? «Мероприятие по замене нам рекомендовали и в МЧС, – сообщает Наталья Ступина. – Но ни одно другое растение не пропускает столько углекислого газа, как тополь. Он неприхотлив и быстро приживается».

Тем не менее мэрия занимается заменой женских тополей, которые дают пух, на мужские особи, а также другие виды деревьев. «В целом на территории Иркутска мы переходим на посадку серебристых тополей, которые не выбрасывают пух, и вязов, – говорит Ступина. – Но старые тополя мы бережём, потому что, убрав их одновременно, устроим катаклизм. А мы не можем этого допустить в Иркутске, где довольно напряжённая ситуация с загрязнениями».

Поэтому мириться с пухом иркутянам предстоит ещё довольно долго. Кроме того, что тополь способен менять пол и начать неожиданно цвести, ежегодно число пуха бывает разным: «В позапрошлом его было намного больше – наблюдалась репродуктивная активность тополей, потому что накануне зимой у нас был заморозки и не было пуха. Потом они должны были восстановиться, – отмечает Ступина. – В этом году естественное состояние, ничего аномального не происходит. Но нужно помнить про пожары».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры