издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Движение по кругу

Определение суда о сносе усадеб педагогов Иркутского иняза отменено, впереди новые суды

Процесс по делу о лишении участков преподавателей иняза и сносе их домов на Байкальском тракте выходит на новый виток судебных разбирательств. Президиум областного суда вернул материалы нижестоящей инстанции на новое рассмотрение. Повод формальный – готовясь к заседанию, областная коллегия судей ненадлежащим образом уведомила участников процесса.

Чуть больше года прошло с решения суда, предписывающего владельцам земли в шестимесячный срок освободить участки и снести усадьбы за свой счёт. Пока длится процесс, решение остаётся подвешенным в воздухе. В июле нынешнего года президиум областного суда отменил определение нижестоящей инстанции и отправил дело на новое рассмотрение – в другом составе судей. Однако ни сам факт повторного разбирательства, ни то, что дело будет слушаться в новом составе, оптимизма не внушают. Для этого достаточно взглянуть на постановление президиума. По сути это рекомендация, на основании которой нижестоящая инстанция исправит свои прежние ошибки и вынесет новое решение. 

О каких ошибках идёт речь? Президиум указывает на то, что не все участники процесса смогли участвовать в заседании, поскольку не получили уведомлений. Так, в своей кассационной жалобе одна из владельцев участков говорит о том, что не знала о дате и времени заседания. К материалам дела приложено почтовое отправление с отметкой о вручении. Однако, установить кто именно получил и расписался в листке не удалось – подписи автора жалобы в почтовых документах нет. 

Только по этой причине определение областной коллегии будет пересмотрено. Вместе с тем, без внимания остались другие немаловажные обстоятельства, которые могли бы повлиять на исход дела. Территориальное управление Росимущества настаивает, что владельцы усадеб незаконно заняли землю и построили на ней дома. В свою очередь, преподаватели иняза ссылаются на приказ министерства образования России от 4 февраля 1993 года «О мерах по поддержке государственных высших учебных заведений». Он дал вузам право сдавать в аренду или во временное пользование участки, закреплённые за учебным заведением. Бывший иняз воспользовался этим правом.

Чтобы окончательно не запустить территорию спортивно-оздоровительного лагеря «Чайка», который к середине 1990-х годов перестал существовать, учёный совет вуза решил передать часть земель в аренду преподавателям, отличившимся в работе. В марте 1997 года с сотрудниками учебного заведения заключили договоры. Поскольку срок аренды в документах не определён, по закону документы считаются заключёнными на неопределённый период.

Суд первой инстанции решил, что земельные участки фактически принадлежат людям, которые в течение двух десятков лет платят за них взносы, ухаживают за землёй. Заявляя претензии сейчас, федеральное ведомство опоздало, как минимум на 15 лет. Срок исковой давности по подобным делам – три года. 

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос: каким образом спорные участки, отнесённые к категории «земли обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения» перешли в число особо охраняемых территорий. По закону без издания постановления правительства России такой перевод не возможен. Проследим, на каком этапе произошло «чудесное» преображение. В 1997 году, когда выдавался государственный акт на право пользования землёй, проходила инвентаризация границ земельного участка. По документам, утверждённым председателем комитета по земельным ресурсам и землеустройству, участок относился к землям промышленнос­ти иного назначения. 

Впервые землями особо охраняемых территорий эти участки названы в постановлении главы администрации Иркутского района в марте 2006 года. Вывод руководства муниципалитета охотно поддержали сотрудники государственных ведомств, заменив категорию в кадастре недвижимости. Объяснения для суда, всё-таки почему земли перешли из одной категории в другую, у территориального управления Рос­имущества не нашлось. 

Однако президиум решил оставить без внимания эти неудобные вопросы, а сосредоточиться на формальных моментах. Помимо того, что коллегия не всех предупредила о заседании, других замечаний у кассационной инстанции к отменённому определению нет. Можно не сомневаться: на этот раз служители Фемиды так как надо известят всех участников процесса. И тогда решение выйдет, – не придерёшься. На 16 августа намечена работа над ошибками.  

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры