издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хомутовский пилот

Энергетики стали ближе к своим клиентам в быстро растущем сельском районе

Два месяца назад в Хомутово открылся офис ООО «Иркутская энергосбытовая компания». Событие это без преувеличения можно назвать уникальным, ведь уже долгое время новые представительства «Иркутскэнергосбыта» «на местах» не открывались. Клиентам была предложена альтернатива – заочное обслуживание, которое очень быстро распространилось по всему региону. Исключение сделано только для Хомутово. В первую очередь потому, что сегодня Хомутовскский район – одна из самых быстро развивающихся областных территорий: ежегодный прирост технологических присоединений здесь, по самым скромным подсчётам, оценивается более чем в полторы тысячи новых потребителей. Сейчас участок Восточного отделения компании обслуживает более 22 тыс. потребителей – не только в самом Хомутово, но и Урике, Оёке, Смоленщине и других соседних крупных посёлках (130НС). Впрочем, есть и другие отличия: на него сделана особая ставка на уровне АО «Евросибэнерго» – именно отсюда предлагается запустить проекты в области развития производственной системы компании для всех участков ООО «Иркутскэнергосбыт».

Работа в новом отделении «Иркутскэнергосбыта» кипит с самого утра. Начиная с восьми часов в кабинеты обслуживания клиентов идёт непрерывный поток посетителей. Поэтому, даже чтобы перекинуться парой слов с местными специалистами, нужно дождаться своей очереди. «Каждый человек приходит по своим вопросам, – в конце концов отвлекаясь от работы, говорит инженер сервисного центра «Иркутскэнергосбыта» Вера Мартынова. – В основном, конечно, решают вопрос оформления заявок на подключение. Только за сутки по одному Хомутово пришло три десятка человек. Прибавьте к этому Грановщину, Ревякино, Москвищину, Тальку».

Масштабы развития местных территорий отражены не только в сухих показателях, но и вполне наглядных переменах: «Я здесь живу 25 лет, – продолжает Мартынова. – Где раньше были одни сплошные сенокосы – теперь дома. В самом Хомутово в каждом огороде новый дом: раньше растили картошку, а теперь 40 соток бывших посадок межуют, и все внуки строят дома. Я этому очень рада – значит, несмотря на прогнозы, живём неплохо, улучшаем условия жизни. Мне есть чем сравнить: я из Читы, там сейчас заброшенные деревни, дома покрыты кусками шифера, а здесь куда ни заедешь – крыша коричневая, фиолетовая, синяя. Душа радуется: живём хорошо, и, глядишь, дети и внуки будут так же».

– Вообще, конечно, это уникальный случай, – соглашается начальник Хомутовского участка Восточного отделения ООО «Иркутская энергосбытовая компания» Александр Галуза. – Обычно на селе у нас регистрируется снижение численности потребителей, люди переезжают в город. Но тут всё наоборот. Особенность ещё и в том, что, в отличие от других сельских населённых пунктов, у нас расширяется энергопотребление – люди делают выбор в пользу благоустроенного жилья. И даже обогрев осуществляется за счёт электроэнергии, а не домовых печей.

«В месяц может быть до тысячи заявок на подключение», – говорит инженер сервисного центра
ООО «Иркутскэнергосбыт» Вера Мартынова

Именно учитывая динамику роста, и было принято решение об открытии Хомутовского участка «Иркутскэнергосбыта». Для комфортного обслуживания населения было даже реконструировано здание бывшего общежития. 

«Я работаю инженером сервисного центра уже восемь лет, – говорит Вера Мартынова. – Началось всё с двух рабочих мест – для меня и кассира, потом мы переехали в арендованное помещение, а два месяца назад уже сюда – конечно, это совсем другой уровень, другие условия для клиентов».

Вместе с расширением площади Хомутовское отделение ждёт и увеличение рабочего штата, где сейчас насчитывается 17 человек. «Мы сейчас набираем людей – такая необходимость есть. Не хватает двух контролёров и двух операторов, но мы при этом проводим отбор – случайных людей в энергетике нет, – подчёркивает Александр Галуза. – Подготовка утверждённых кандидатов занимает около месяца. 

Но это, конечно, ещё не показатель профессионализма. Как новый человек будет взаимодействовать с потребителями – покажет практика». Те, кто сейчас работает в коллективе, люди, проверенные временем:

– Я работаю уже 10 лет, и, кажется, уже всё повидала, – смеётся оператор-консультант Наталья Лобко. – С вопросами приходят разными, но чаще из-за долгов: кто-то вовремя не передаёт показания счётчиков, другие платят по старому тарифу, третьи напутали при оплате или по льготам. Но бывают и обратные ситуации – когда переплачивают за потребление. Вот есть у нас бабушка – у неё «профицит» уже больше пяти тысяч рублей. Она заплатила, потом квитанцию об оплате не нашла – пошла на почту и ещё раз заплатила. Ей, конечно, всё уйдёт в счёт будущих счетов об оплате. Вообще пенсионеры – самые ответственные потребители. У молодёжи, видимо, времени не хватает на это. Хотя сегодня всё для них: данные можно подать удалённо, оплатить счета – и в банковских терминалах, и через мобильные приложения. 

– Наладить удалённое обслуживание – одно из направлений работы, которое мы планируем развивать, – отмечает начальник Хомутовского отделения. – С этим пока сложно: сельский район, многие идут сюда для оплаты по старой привычке. И если молодёжь в технологии втягивается, то старшее поколение с трудом. Хотя немало продвинутых селян, которые в любом возрасте с компьютером «на ты».

Иркутская энергосбытовая компания сделала исключение для Хомутово
и открыла в селе новый офис

Переход на современные способы оплаты – далеко не единственная задача, которую ставит руководство перед отделением. Именно на базе этого участка открыт проект по развитию производственной системы под руководством генерального директора «Евросибэнерго» Вячеслава Соломина. «Речь идёт о нескольких направлениях работы, – говорит Александр Галуза. – Первое касается снятия показаний. Мы обязаны раз в полгода побывать у каждого потребителя и снять их. Сейчас контролёры, которые обслуживают не только частников, но и юридических лиц – магазины, карьеры, пилорамы, – работают «ногами». Нужно облегчить их задачу. Для этого мы внедряем электронную технику: бумажные ведомости уже заменили планшеты; используются трекеры, видеорегистраторы. Прорабатывается вопрос о покупке машины, в которой будет терминал для приёма платежей, принтер и другое необходимое оборудование – своеобразный офис на колёсах, чтобы человек мог оплатить счета, а контролёр – выдать  соответствующие квитанции».

Также ведётся работа по интеллектуальным счётчикам, которые устанавливаются на опорах и включены в автоматизированную систему учета электроэнергии. Они получили в последнее время распространение в рамках реализации технической политики ОАО «ИЭСК». Правда, иногда новые технологии приводят к анекдотичным ситуациям. «Зимой мы проводили обход и пришли к бабушке, у которой как раз установлен такой счётчик, – со смехом вспоминают контролёры. – Попросили пульт для снятия показаний прибора учёта. Она долго его в доме искала, пока мы на холоде ждали. В итоге вынесла сразу несколько, включая пульт от домашнего телевизора и магнитофона. И все – серые, как мы и просили. Только нужного там не оказалось». 

«Самыми ответственными плательщиками до сих пор остаются пенсионеры», –
говорит оператор-консультант Наталья Лобко

Однако важность интеллектуальных счетчиков всё же сложно переоценить – благодаря новым приборам у сотрудников ООО «Иркутскэнергосбыт» и ОАО «ИЭСК» появилась возможность не только посмотреть с компьютера потребление электроэнергии и проконтролировать потребляемую мощность на соответствие разрешённой, но и отключить должника при неоплате электроэнергии, не выходя из офиса. 

– Сейчас мы уделяем им большое внимание, – рассказывает Александр Галуза. – Ежемесячно «отключаем» до 150 потребителей. При этом должники идут на разные ухищрения – некоторых вообще через забор приходится вылавливать. Но с такими приборами учёта нам никакие хитрости не страшны.

Если долг перед сбытовой компанией превышает 100 тыс. рублей, то потребитель автоматически попадает на особый учёт. «Такие должники редко, но бывают, – говорит начальник Хомутовского отделения. – При этом мы стараемся разрешить проблему мирно. Бывают разные ситуации. Например, к нам пришла женщина, которой от мужа достался дом, а вместе с ним и долг. Там теперь живёт его дочь, которой 18 лет. Мы могли бы отключить объект хоть сейчас, но смогли найти компромисс – новая собственница готова взять кредит для погашения задолженности. Кроме этого, у нас существует механизм рассрочки. Конечно, это не значит, что мы кредитуем постоянных неплательщиков, но в сложной ситуации готовы прийти на помощь».

Новый отдел обслуживает потребителей не только в самом Хомутово, но и Урике, Оёке, Смоленщине и других соседних крупных посёлках

Впрочем, всё же иногда ситуация доходит до того, что дом остаётся без электричества. В таком случае неплательщику придётся сначала заплатить все долги, а потом потратиться на повторное подключение, которое рассчитывается исходя из реальных затрат. Дороже всего оно обходится жителям отдалённого Голоустного и оценивается в сумму до 7 тыс. рублей.

Но порой проблемы с потребителями происходят не от злого умыс­ла или желания сэкономить, а из-за банальной невнимательности. Например, когда установленный счётчик забыли опломбировать. В одном из случаев владельцы дома узнали об этом при продаже, когда не смогли получить справку об отсутствии задолженности. «В своё время они через посредника установили счётчик, заплатив за эту услугу 25 тыс. рублей, хотя по закону техприсоединение стоит 550 рублей. Посредник потом также обращался в Сервисный центр, по доверенности подписал договор. Они полностью на него во всём полагались и не особо задумывались, почему нет пломбы поставщика услуг. Исправно три года платили и невольно оказались вне закона». То есть прибор учёта не был принят в эксплуатацию, и теперь им грозит штраф за незаконное подключение и потребление электроэнергии, начисленный из расчёта максимального потребления. И вообще можно сказать, что проблема таких «посредников» на территории Хомутовского участка стоит довольно остро. Эти так называемые «защитники интересов потребителей», порой вводя добросовестных граждан в заблуждение, обещают решить все вопросы с электричеством быстро и дёшево, в результате потребитель, заплатив за услуги «посредника» немалую сумму, остаётся с недооформленными документами на технологическое присоединение, с не допущенным в эксплуатацию прибором учёта, и зачастую с очень значительным штрафом за бездоговорное потребление электроэнергии, который может достигать сотен тысяч рублей.

Сейчас в хомутовском отделении ООО «Иркутскэнергосбыт» работают 17 человек.
Большая часть из них контролёры

Чтобы подобные ситуации не возникали и чтобы максималь­но упростить доступ граждан к электро­энергии и общение с ресурсоснабжающими организациями, в Хомутово и открыли офис ООО «Иркутскэнергосбыт». Он оборудован по единому стандарту компании – аналогичные офисы есть в каждом городе Иркутской области. Здесь вам дадут ответы на все вопросы – от того, как оформить заявку на технологическое присоединение, до проблем энергосбережения. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры