издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Пчёлы сдохли, не ищите…»

Региональные власти годами наблюдали за разорением качугского техникума

Около десятка тракторов и машин для занятий студентов-механизаторов, 44 пчелиных улья, а также множества узлов и агрегатов, которые служили учебными пособиями, недосчитались после проверки в Качугском филиале Балаганского аграрно-технологического техникума. Для преподавателей нет никакой загадки, куда делись техника и учебные материалы. Трактора и комбайны исправно работают на полях района: большая часть техники либо продана фермерам, либо сдана в аренду, учебные пособия – узлы и агрегаты – отправлены в металлолом. Так, по словам преподавателей, распорядился вверенным ему имуществом бывший заведующий филиалом Геннадий Васильев. С пчёлами и вовсе произошёл курьёз. В одну из зим из омшаника загадочно исчезли все ульи. На расспросы педагогов, куда пропали пчёлы, руководитель отвечал кратко: «Пчёлы сдохли, не ищите». Как выяснилось, «сдохли» они вместе с ульями, медогонкой, топковоской, дымарями, масками и другим инвентарём для работы на пасеке. Таким образом, от бывшего пасечного изобилия в техникуме остался лишь пустующий омшаник. Этим закончилось существование в качугском филиале профессии «Пчеловод».

Филиал Балаганского аграрно-технологического техникума был и пока остаётся единственным профессиональным учебным заведением на весь Качугский район. Для многих ребят из небогатых семей, а таких на селе большинство, учёба в филиале – хорошая возможность получить профессию без лишних затрат для родителей, не уезжая из дома.

Правда, за последние несколько лет выбор специальностей заметно оскудел. Из шести прежних профессий сейчас обучение идёт только по двум – «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» и «Продавец, контролёр-кассир». Да и те на грани закрытия. В октябре прошлого года филиал не прошёл аккредитацию, выпускникам нынешнего года пришлось сдавать экзамены в Балаганске. Как говорилось выше, вместе с пчёлами «приказала долго жить» востребованная профессия «Пчеловод, водитель».

Нет больше набора на курс «Хозяйка усадьбы», хотя профессия пользовалась большим спросом. За три года учёбы девочки овладевали тремя нужными ремёслами: плодоовощевод, повар, швея. Не учат теперь в Качуге и поваров-кондитеров, между тем ещё несколько лет назад девушки охотно шли на эту профессию. Ушли в прошлое и такие полезные для молодёжи дисциплины, как «Пользователь компьютера» и «Водитель различных категорий». По бумагам водителей не набирали с 2007 года, ровно со времени преобразования качугского техникума в филиал Балаганского. Редакция располагает сведениями, что платные курсы всё-таки шли. После их окончания выпускники получали свидетельства государственного образца, но деньги за них в государственный карман не попадали. Об этом мы расскажем ниже.

Ещё каких-то двенадцать–пятнадцать лет назад качугское училище могло гордиться богатой производственно-технической базой. Преподаватели и студенты обрабатывали около 300 гектаров собственной пашни, выращивали хорошие урожаи на огородах. Были свои пасека, водокачка, лесные деляны для заготовки древесины. В тёплых гаражах стояли машины и трактора. Рабочие профессии в училище ежегодно получали 200 парней и девушек из сёл и деревень района.

Многое поменялось с приходом нового руководителя. В 2004 году училище возглавил Геннадий Васильев, до этого работавший учителем физкультуры в школе села Харбатово. Как теперь можно убедиться, новое назначение не пошло училищу на пользу. Представление о принципах хозяйствования бывшего физрука можно сложить по одному эпизоду, о котором рассказывают преподаватели. Годами педагоги собственными силами пополняли комплекты учебных пособий лаборатории тракторов и автомобилей. Преподаватели собирали отработавшие своё двигатели, коробки передач, мосты и другие детали тракторов и автомобилей. Прежде чем узел или блок приобретал подходящий вид, кусок металла тщательно очищали от масла и грязи, промывали, красили. В итоге деталь занимала своё место в лаборатории, и по ней ребята могли изучать строение машины.

«Однажды в сентябре мы вышли после отпусков и обнаружили, что практических пособий, необходимых для полноценного обучения, нет на месте. Оказалось, Васильев, ни с кем не советуясь, вывез их из техникума. Набралось целых четыре грузовых машины. Когда мы задали ему вопрос, куда он отправил учебные материалы, бывший заведующий пожал плечами и с улыбкой ответил: «В дружественную страну Китай». Иными словами, узлы и агрегаты, которые мы собирали с такими усилиями, за один раз вывезли на свалку. Васильев заявил, что набора трактористов-машинистов больше не будет, пособия не нужны, теперь будем обучать столяров», – вспоминает нынешний заведующий филиалом Владимир Горбунов. Уже четверть века он учит парней работать на тракторах и машинах.

И, действительно, через некоторое время для техникума закупили 16 столярных верстаков… Правда, обучать столярному делу качугских ребятишек так и не начали. А вот верстаков на сегодняшний день осталось только два. Где остальные – неизвестно. Загадкой остаётся и то, куда пошли деньги за четыре машины лабораторных пособий. Никаких документов, что эти средства перечислены в кассу качугского филиала, нет. В Балаганском техникуме об этом тоже ничего не знают. Ну а мастерам профобучения, по словам Владимира Горбунова, всю базу практических пособий пришлось собирать заново.
Нельзя сказать, что преподаватели безропотно сносили самоуправство руководителя. По своей инициативе педагоги техникума собрали совет, пригласили на него своего руководителя и попросили ответить на вопросы. «Прямо на доске мы написали все пункты, которые нас интересуют. Во-первых, спросили, куда из омшаника пропали ульи вместе с пчелосемьями? Во-вторых, хотели знать, где урожай, который мы собрали? На полях техникума вместе со студентами мы посадили картошку, гречиху, зерно. Никакой прибыли от этого техникум не увидел. И, наконец, задали вопрос об учебных пособиях, ушедших в металлолом. В ответ Васильев заявил нам, что на вопросы отвечать не будет. На этом разговор закончился», – говорит организатор по учебной работе Любовь Полуэктова.

До 2007 года учебное заведение сохраняло самостоятельность, после этого времени стало филиалом Балаганского аграрно-технологического техникума. Неоднократно педагоги обращались к директору головного учебного заведения, да и там не нашли поддержки. Это не удивительно, поскольку бывший директор Балаганского аграрно-технологического техникума, а ныне мэр Балаганского района Михаил Кибанов сам был уличён в махинациях. По материалам следствия, в перечень зданий, который прилагался к договору энергоснабжения учебного заведения, он включил свой собственный дом. В итоге больше четырёх лет – с января 2012 года по май 2016-го – за электроэнергию, которую тратила семья Кибанова, платил областной бюджет.

Против мэра возбудили уголовное дело по статье «Растрата», то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершённое с использованием служебного положения. В ответе на запрос редакции следственные органы сообщили, что сегодня уголовное дело прекращено «в связи с деятельным раскаянием». Пока нет никаких сообщений о том, что жители Балаганского района выражают недоверие избранному в прошлом году главе муниципалитета. А это значит, что почётный работник начального профессионального образования РФ, ветеран профтехобразования России, кандидат педагогических наук, пойманный за руку и «раскаявшийся», продолжит свою хозяйственную деятельность.
По убеждению качугских преподавателей, без помощи «старшего товарища» в филиале Васильев обойтись не мог. Достаточно сказать, что за все 10 лет, которые качугское заведение относится к Балаганскому техникуму, в филиале ни разу не проходила инвентаризация. И только летом прошлого года, когда Васильев ушёл в отпуск с последующим увольнением, в Качуг нагрянули ревизоры из Балаганска. Исполняющей в то время обязанности заведующей филиалом Любови Полуэктовой настойчиво предложили подписать сличительную ведомость, в которой значился 81 пункт – от «Производственной базы» до «Электроточила ЭТ – 232».

Подписывать документ с перечислением вещей, которых давно уже нет, Любовь Полуэктова категорически отказалось. Прекрасно понимаю, как должна проходить инвентаризация. Не должна я на себя брать ответственность за то, чего не существует. Из 81 пункта списка фактически нет больше половины», – говорит Любовь Полуэктова.

Закон физики: ничто на свете не пропадает бесследно. В филиале техника исчезла, зато появилась на чужих полях и лесных делянах. Доход фермерским хозяйствам и частным предприятиям приносят трактор К-700, трелёвочник, бороны, плуги, культиваторы, сеялки, сварочный трансформатор, микрокалькуляторы и прочие приспособления. По объяснению Васильева, техника сдана в аренду. Но никаких договоров и финансовых отчётов о полученных за аренду средствах в качугском филиале нет. Отсутствуют какие-либо подтверждения передачи техники в частные руки и в Балаганском техникуме.

Машины поновее Васильев умудрился списать и продать частникам. Поскольку в Качуге вывести из оборота исправную технику не получилось, сделано это было в Балаганске. «Я не знаю, как это удалось – одним актом списать сразу пять единиц: два трактора МТЗ, комбайн «Енисей», автобус и автомобиль ГАЗ-66, – удивляется Владимир Горбунов. – Вся техника исправная, комбайн «Енисей» всего два года отработал на поле техникума, разве это срок? Один из тракторов я видел в Качуге буквально в декабре. Не узнать его я не мог, этот трактор стоял у меня в лаборатории «Техническое обслуживание и ремонт». К тому же по закону «Об образовании» вся списанная техника должна оставаться на базе. Она должна идти на учебные пособия».

Один из эпизодов активной деятельности Васильева всё-таки заинтересовал правоохранительные органы. Против него возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество». Пока следователи вменяют в вину бывшему заведующему незаконное получение прибыли от аренды тёплых гаражей техникума.

Региональное министерство образования в ответ на просьбы педагогов разобраться в делах подведомственного заведения сообщает, что 16 августа 2016 года была проведена инвентаризация нефинансовых активов. По утверждению преподавателей, это была первая проверка за все 13 (!) лет со времени назначения Васильева руководителем учебного заведения. Никаких иных нарушений, кроме сравнительно небольшой недостачи, специалисты областного минобра не обнаружили. Или не хотели тревожить устоявшийся порядок. В ничтожную сумму 384,1 тысячи рублей региональные эксперты оценили пропажу целого арсенала техники и инвентаря: трелёвочного трактора ТДТ-55, трактора К-701, 14 новых слесарных верстаков (тех самых), аппарата «Дюна Т», оверлога и других необходимых в обучении предметов. Не заинтересовали сотрудников министерства и подозрительные списания новой техники.

По оценке региональных чиновников, не нашли подтверждения и факты выдачи «липовых» свидетельств водителей и регистрации несуществующих курсов. Тогда как же быть со свидетельством АК № 874489, выданным 29 июня 2008 года? Копия этого документа находится в распоряжении редакции. По информации, указанной в бумаге, получатель свидетельства прошёл курсы по программе подготовки (переподготовки водителей), хотя по официальным документам ни одного набора на курсы водителей в филиале не было.

Если рассмотреть печать, видно, что на оттиске указано несуществующее учебное заведение – ПУ № 12, хотя в шапке значится областное учреждение ПУ-62, Качугский филиал Балаганского техникума. В довершение всего – подпись Васильева в качестве руководителя учреждения. Как утверждают преподаватели, несколько лет подряд в течение года филиал выпускал по три группы водителей. Курировал это прибыльное для образовательного учреждения дело сам Васильев.

В кабинете информатики преподаватели обнаружили списки выпускников несуществующих курсов. Имея эту информацию, не стоит труда проверить, получали слушатели курсов по этим свидетельствам водительские удостоверения или нет. Странно, почему руководство министерства отрицает очевидные факты.

Впрочем, намного важнее сейчас другой вопрос – как качугский филиал будет жить дальше. И будет ли он жить вообще. Для того чтобы продолжать учить детей, у филиала нет ни аккредитации, ни учебных пособий, ни техники. С тревогой преподаватели ждут весны. Если в ближайшее время не залатать прохудившуюся крышу, потоки воды сведут на нет все усилия педагогов. Косметические ремонты преподаватели из года в год вынуждены делать за собственный счёт. И этим летом педагоги скидывались на краску, известь и прочее. Сами привели в порядок помещения филиала. А вот на кровлю личных денег уже не хватило. Капитального ремонта, по их словам, здесь не было ни разу за всё время существования учебного заведения.
Пока министерство образования не даёт обнадёживающих ответов о судьбе качугского филиала. До сих пор региональные чиновники вообще старались не вмешиваться в бурную хозяйственную деятельность бывшего руководителя заведения. Создаётся впечатление, что филиал находится на обособленном острове, в Богом забытом уголке. Между тем областной центр и Качуг разделяют 250 километров асфальтированной дороги. При желании туда и обратно можно обернуться за один день.

Преподаватели филиала по-прежнему надеются, что областные чиновники найдут время и силы, чтобы преодолеть этот не столь обременительный путь. «Будет помощь от министерства – будем жить. Не будет помощи – не сможем выбраться из ямы», – рассуждает Владимир Горбунов. Ведь речь прежде всего идёт не о технике и прохудившихся зданиях. Дело касается будущего детей из сёл и деревень. Закроется техникум в Качуге – родители большинства ребят не смогут отправить детей на учёбу за пределы района.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала депутата Думы Качугского района Вадима Андриянова.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры