издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Получилось всё по-человечески»

Филиалу КВСУ «Разрез «Жеронский» исполнилось 15 лет

  • Автор: Алексей Сивеня, Фото: Алексей Сивеня

«Это что за здания, их ведь буквально ещё пару лет назад не было?» – удивился я, глядя на три новеньких корпуса, выросших у въезда на промплощадку разреза «Жеронский» под Усть-Илимском. Они совсем недавно построены и введены в эксплуатацию. Исполнительный директор предприятия Виктор Николаевич Шмыков улыбнулся: «Улучшаем инфраструктуру и условия для работы».

– Здесь у нас располагается административно-бытовой комбинат, в котором предусмотрено всё необходимое, ремонтный и стояночный боксы для автомобилей МоАЗ-7504, – продолжает Шмыков. – Построили мы и сдали в эксплуатацию современный склад взрывчатых веществ. Но именно с бокса мы начнём знакомство с изменившимся хозяйством разреза.

Усть-Илимск встретил меня в этой командировке небывалым для здешних мест в январе теплом: было всего минус 8 градусов против обычных минус 30. Также тепло встретил и разрез, порадовав хорошей работой и заботой об её организации.

Взять хотя бы Административно-бытовой комбинат (АБК). Раньше дежурная смена помещалась в бытовках, отапливаемых обыкновенными печками-буржуйками. Было в них, конечно, тепло, но условия далеки от желаемых. В новом АБК предусмотрено всё, чего требует современное производство. Есть кабинеты для руководителей текущей смены. В раздевалке установлены эргономичные металлические шкафы. Есть комнаты для мытья рук, для приготовления пищи и её приёма, предусмотрена душевая с обогреваемым полом. Такие нюансы особенно заметны в здании, расположенном в тайге за 30 километров от Усть-Илимска. Под стать АБК стояночный и ремонтный боксы для автомобилей.

– Заказывая проекты этих помещений, мы в техническом задании постарались с максимальной полнотой отразить всё, что нам хотелось бы устроить здесь, – рассказывает Виктор Шмыков. – Проектировщики учли наши пожелания, вот и получилось всё по-человечески: есть где подготовиться к работе, где пообедать. Ну и ремонтный и стояночный боксы – просто выручка наша. Морозы у нас тут бывают сильные. Попробуйте покрутить гайки на улице у автомобиля грузоподъёмностью 25 тонн. Кому приходилось, тот сразу оценил преимущества боксов.

История Жеронского разреза началась 14 февраля 2002 года. Развитие шло бурно. Уже в конце июля с нового разреза была отгружена первая партия каменного угля. А всего за оставшиеся полгода было добыто и отгружено потребителям 314 тысяч тонн топлива. Коллектив не сидел сложа руки. Впервые в Сибири был применён комбайн для селективной выборки угля Wirtgen немецкого производства. Зарекомендовал он себя неплохо, однако к работе в условиях Вереинского участка, который разрабатывает Жеронский разрез, оказался не очень пригодным, потому что для этого комбайна нужны большие площади вскрытого угольного пласта. На филиале создать такие условия не представляется возможным, и комбайны заменили на гидравлические экскаваторы Hitachi-470.

– Сейчас у нас на предприятии практикуются два вида вскрышных работ, – продолжает свой рассказ Виктор Николаевич, – бестранспортная (шагающими экскаваторами) и автотранспорт­ная вскрыша – слой грунта над пластом угля снимается экскаватором Liebher, грузится в автомобили МоАЗ-7504 и вывозится в отвал. Мощность вскрыши колеблется от 15 до 34 метров. Мощность пласта угля в среднем составляет 3,7 метра. Уголь хороший. Сразу четыре его марки присутствуют на нашем месторождении – Д, СС-1, СС-2 и ССС-3. Все четыре марки обладают высокой калорийностью и теплотворностью. По сравнению с бурыми углями, чтобы получить одинаковое количество теплоты, нашего угля нужно сжечь заметно меньше. Добычные работы выполняются экскаваторами Hitachi-470, уголь грузится в 25-тонные самосвалы Howa и доставляется непосредственно в штабель Усть-Илимской ТЭЦ. Общий объём добычи за 15 лет составляет 11,3 миллиона тонн.

Автотранспортная вскрыша примерно в 4,7 раза дороже бестранспортной. Это напрямую отражается на себестоимости продукции. Поэтому коллектив предприятия выполняет комплекс мероприятий, направленных на улучшение ситуации. Сегодня на разрезе работают два шагающих экскаватора – ЭШ-10/70 № 489 и ЭШ-6-45 № 217. Принято решение переместить на Жеронский разрез экскаватор ЭШ-11/70 № 32 из Тулуна. Несмотря на сложный процесс перевозки и монтажа, новую машину планируется ввести в работу уже с 1 июля. Это позволит полностью обеспечить выполнение всего требуемого объёма вскрышных работ. А от использования автомобильной вскрыши можно будет и отказаться. Именно это и намерены сделать на Жеронском в начале следующего года. Не сразу, конечно, не рывком, но постепенно, чтобы, как говорят, дров не наломать.

Отказ от автотранспортной технологии вскрышных работ позволит ощутимо снизить себестоимость продукции, повысить конкурентоспособность предприятия. Хотя надо отметить, что себестоимость продукции на Жеронском и сейчас выгодно отличается от себестоимости на других предприятиях «Востсибугля», добывающих каменный уголь. Причин тому сразу несколько. Это небольшое расстояние доставки угля до потребителя. Минимально необходимая инфраструктура требует таких же минимальных затрат. И венчает всё, конечно, профессионализм коллектива предприятия, его умение слаженно работать.

За каких-то полдня мы объехали всю территорию Жеронского разреза, погода способствовала – тепло, лёгкий ветерок. На экскаваторе ЭШ-10/70
№ 489 в это время выполнял вскрышные работы машинист Андрей Пьянков. Работой его можно было любоваться – ни одного лишнего движения сверх необходимых. Наверное, такая экономия своих сил и ресурсов мощной машины и отличает настоящего профессионала от новичка.
– Вскрышные работы – это дело нам знакомое, – говорит Андрей Пьянков. – Освоили мы их давно, важность и нужность работы понимаем. Конечно, зимой нас часто подводит погода – нельзя эксплуатировать технику, если за бортом минус 40 и ниже. Но мы стараемся в тёплую погоду подготовить необходимое количество вскрытого пласта угля, чтобы был запас, чтобы потом не останавливалась добыча.

…Слева от машины замелькали маленькие сосёнки. «Рекультивация?» – спрашиваю. И получаю утвердительный ответ: «В нынешнем году, – говорит Шмыков, – предстоит вернуть государству 66 гектаров земель после технической и биологической рекультивации. Эта работа выполняется по­стоянно и планомерно».

На Жеронском разрезе постоянно создают и улучшают производство. Среди предприятий «Востсибугля» коллектив Жеронского разреза занял первое место по вовлечённости сотрудников в развитие производственной системы. Благодаря разумной организации труда только за прошлый год ожидается экономический эффект в 15 миллионов рублей. Приобрели новое спутниковое геодезическое оборудование, позволяющее точнее и, главное, намного быстрее выполнять все геодезические работы. Появилось новое оборудование для углехимической лаборатории, на базе которой проводятся сегодня учебные курсы для специалистов компании «Востсибуголь». Качество выполнения анализов значительно возросло, а время их выполнения сократилось.

Коллектив Жеронского разреза за 15 лет работы сложился, приобрёл опыт и профессионализм. В нерабочее время горняки не сидят по домам – участвуют в спортивной жизни города и «Вост­сибугля». Причём с постоянно возрастающим результатом. Если ещё несколько лет назад спортсмены Жеронского были шестыми на традиционной шахтёрской спартакиаде, то в прошлом году уверенно завоевали третье место. То же самое и с городскими соревнованиями Усть-Илимска: горняки доказали, что они вполне серьёзные соперники. Занимаются они и социальной работой. Сотрудничают с местным Домом культуры «Дружба», музеем, общественными организациями. Помогают и членам своего коллектива в случае нужды.
– Наше предприятие стабильно действует и развивается, – продолжает свой рассказ Виктор Шмыков. – Мы стабильно выполняем план, обеспечиваем решение текущих и перспективных задач. Да, у нас имеется определённая проблема с ростом объёмов добычи. Но это определяет рынок угля, сейчас он насыщен и сформирован, определены поставщики и потребители. Мы поставляем топливо для Усть-Илимской ТЭЦ, потребляющей установленный объём. В 2017 году потребность в угольной продукции составляет 724 тысячи тонн угля в год. Если на ТЭЦ возникнет необходимость в увеличении объёмов, мы готовы увеличить добычу до требуемого уровня. Усть-Илимская ТЭЦ – наш основной потребитель, с которым мы сотрудничаем уже много лет. На ТЭЦ была проведена реконструкция пяти котлов с расчётом использования в работе именно нашего угля. Так что перспективы и для нас, и для энергетиков самые благоприятные, сотрудничать мы будем и дальше.

Запас угля на Вереинском месторождении, которое сегодня разрабатывает предприятие, составляет 26 миллионов тонн – это примерно на 30 лет работы. «Закончится уголь здесь – на расстоянии 5-8 км от нас есть Жеронское месторождение с запасами в 430 миллионов тонн. Так что угля хватит. Устьилимцы могут не волноваться: совместно с энергетиками мы своих земляков без благ цивилизации не оставим», – отмечает Шмыков. И это доказывает слаженная работа профессионального коллектива, который уже полтора десятилетия делают жизнь усть­илимцев теплей и уютней.

Читайте также
События
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры