издательская группа
Восточно-Сибирская правда

300 томов криминального чтива

Вчера Иркутский областной суд рассмотрел ходатайство следствия о продлении срока содержания под стражей серийного убийцы, бывшего ангарского милиционера Михаила Попкова. 14 января 2015 года он уже получил пожизненный срок лишения свободы в колонии особого режима за убийство 22 местных жительниц и нанесение ещё двум жертвам тяжких телесных повреждений. А в настоящее время в региональном управлении Следственного комитета России окончено производство по очередному уголовному делу в отношении ангарского маньяка. Только на этот раз ему предъявлено обвинение уже в 60 нападениях на женщин, одной из которых удалось выжить.

Следователь по особо важным делам СУ СК России по Иркутской области Евгений Карчевский, в производстве которого находится дело кровавого убийцы, просил суд продлить арест обвиняемого на два месяца – тогда в общей сложности Попкову придётся провести в СИЗО 20 месяцев. Это время необходимо для ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела, объём которого уже превышает 300 томов. Из предоставленного Карчевским графика выполнения требований статьи 217 УПК России, подследственный просматривает документы со скоростью более двух томов в день, но пока успел прочитать лишь десятую часть всего объёма.

Судья Татьяна Кузина вкратце ознакомила участников заседания с содержимым трёх томов, подготовленных майором юстиции в обоснование своего ходатайства. Среди подшитых документов – копии постановлений о возбуждении в 1994–2010 годах многочисленных уголовных дел по фактам обнаружения трупов молодых женщин на объездной дороге Усолья-Сибирского, в лесу возле посёлка Малая Елань, в районе городского кладбища и других местах. Это были местные жительницы, которых дежурный Центрального райотдела милиции предлагал поздно вечером подвезти до нужного им адреса. Поскольку Попков много лет работал в милиции и жил в соседнем с райотделом доме, в микрорайоне его хорошо знали и с благодарностью принимали услугу. После чего припозднившиеся пассажирки либо исчезали на долгие годы, либо их тела вскоре находили с явными признаками насильственной смерти – исколотые, изрубленные, задушенные. Из признаний самого маньяка известно, что, убивая, он орудовал большим набором инструментов, которые специально возил в своей машине. В дело у него шли топор, лопата, ножи, молотки, верёвки, ремни, бита, отвёртки.

Самой младшей жертве маньяка было всего 16 лет, она училась в ПТУ на маляра. Другие уже имели собственных детей, оставшихся теперь сиротами. Выжить после встречи с маньяком удалось лишь одной из 60 женщин – она утром выползла из леса обнажённой и избитой. Прохожий отвёз её в больницу, где не только оказали медицинскую помощь, но и направили в милицию телефонограмму о факте, требующем проверки. Коллеги Попкова проверочку провели – и в возбуждении уголовного дела отказали. В томах, представленных на заседание суда для продления срока содержания под стражей обвиняемому, упоминается, к сожалению, о достаточно большом количестве случаев, когда мёртвых женщин хоронили, не разбираясь толком в причинах их смерти. Так что следователю Карчевскому пришлось поднимать из архивов как «глухари», так и отказные материалы.

Рассмотрена при решении вопроса о продлении санкции и характеристика на маньяка в погонах, которую дал участковый инспектор теперь уже полиции. Он сообщил, что Михаил Попков с женой Еленой и дочерью Екатериной проживал в одном и том же районе более 15 лет. И никогда не имел конфликтов с соседями. Они долго не могли поверить, что приятельствовали с серийным убийцей. Он ведь всегда улыбался, не злоупотреблял спиртным, был хорошим семьянином – вместе с женой и дочерью ходил в походы на лыжах и велосипедах. Даже брал их на Дальний Восток, когда, уволившись по выслуге лет из милиции, стал гонять машины на продажу. Числились, правда, как отметил участковый, за Попковым кое-какие грешки – например, воровал бензин и продавал его соседям, когда одно время работал охранником на АНХК. Ещё участковому показалось подозрительным, что Михаил Попков никогда не давал в долг денег соседям. Хотя заначку имел приличную, всегда подрабатывал – то таксовал, то копал на кладбище могилы. В характеристике участковый назвал Попкова за это «мелочным». Других недостатков у маньяка блюститель закона не обнаружил, хотя видно, что старался.

Сейчас Михаил Попков уже не улыбается – соседи его таким, наверное, не видели. На скамье подсудимых он сидел в этот раз с хмурым лицом и сдвинутыми бровями. Теперь никто не навещает его в следственном изоляторе – жена и дочь, которые по телевизору клялись в любви близкому человеку и твердили, что не верят в его виновность, продали свои квартиры в Ангарске и уехали в Новосибирск. Супруга, по слухам, уже нашла себе другого спутника жизни. А обвиняемый на вопрос судьи о семейном положении до сих пор отвечает: «Женат».

С предъявленным обвинением Попков, по его словам, согласен частично, хотя совершение многочисленных убийств женщин признаёт полностью. Расхождения с позицией следователя у него непринципиальные. В судебном процессе он готов давать показания.

В приложенных документах, оглашённых судьёй, причастность к серии особо тяжких преступлений обоснована, обвинение подтверждается собранными по делу доказательствами. Необходимость продлить Попкову содержание под стражей, по мнению следователя, объясняется и тяжестью преступлений, в которых он признаётся, и возможностью скрыться либо повлиять на свидетелей и потерпевших. Кроме того, из первого уголовного дела уже известно, что эксперты выявили у него гомицидоманию с садистскими элементами, то есть влечение к убийству людей. После жестокого насилия у сотрудника правопорядка улучшались настроение, сон и аппетит. Из послужного списка Попкова известно, что бывший милиционер без отрыва от производства, если можно так выразиться, совершил более 80 убийств, оставив далеко позади самых знаменитых маньяков. И, конечно, на свободе может до сих пор представлять опасность. Да и вряд ли уместно выпускать на подписку о невыезде человека, уже приговорённого к пожизненному лишению свободы. На здоровье подследственный не жалуется, тюрьма ему не противопоказана – на прямой вопрос судьи он ответил, что ничем не болеет, чувствует себя хорошо. В камере СИЗО Попков поддерживает физическую форму, может отжаться более 50 раз. Ему пошёл уже шестой десяток, и в зоне особого режима придётся, по всей видимости, коротать старость.

Правда, неизвестно, когда он туда попадёт. Сейчас все гадают, ограничится Попков нынешней серией убийств или признания продолжатся после очередного пожизненного приговора. По идее, несколько лет до его задержания остались белым пятном – действительно ли он покончил с кровавым хобби в 2010 году или оставил какие-то тёмные дела, чтобы позднее написать очередную явку с повинной. Проводить время, участвуя в следственных экспериментах, всё же, наверное, поинтереснее, чем сидеть в зоне с пожизненниками. В любом случае в колонию особого режима ангарский маньяк отправится ещё не скоро. Ожидается, что Иркутский областной суд к рассмотрению по существу уголовного дела об убийстве 59 женщин и покушении на умышленное причинение смерти ещё одной приступит в лучшем случае к концу нынешнего года, а возможно, слушания начнутся уже в 2018-м.

Решение об удовлетворении ходатайства следователя о продлении маньяку срока содержания под стражей судья оставила на завтра.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры