издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Теперь ищите нас в Москве»

В Иркутске завершился книжный фестиваль

«Загружается в компьютер текст книги, вы приглашаетесь в этот текст с помощью современных технологий и становитесь героем романа. В принципе, к Анне Карениной можно будет подойти и за руку потрогать. Можно будет предложить иное развитие сюжета и переходить между ветками сюжета», – таким видит будущее книги представитель проекта «Ridero», известный российский издатель Олег Седов. Будущее книгоиздания стало одной из самых интересных тем Международного книжного фестиваля, который прошёл в Иркутске с 19 по 21 мая и собрал более пятидесяти писателей из России, Польши, Германии, Израиля и 70 книжных издательств.

Первый Иркутский международный книжный фестиваль проводился на площади перед стадионом «Труд» с 19 по 21 мая. Он организован фондом Олега Дерипаски «Вольное Дело» в партнёрстве с En+ Group и ассоциацией «Межрегиональная федерация чтения». Большая часть событий фестиваля и собственно большая книжная ярмарка должны были пройти на открытой площадке у стадиона «Труд». На день открытия синоптики прогнозировали дождь, ветер и снег. Но в итоге ни снега, ни дождя не было, хотя тёплые куртки и свитера пришлись кстати.

«Мы постараемся, чтобы вам было тепло»

Вечером 19 мая состоялось официальное открытие фестиваля, а площадки и ярмарка работали с самого утра. «Иркутск – город интеллектуалов, думающих и читающих людей, – сказал мэр Иркутска Дмитрий Бердников. – Фестиваль даёт нам возможность встретиться с современными российскими и зарубежными авторами. Думаю, что иркутяне с энтузиазмом примут участие и в дискуссионных площадках. Ведь наши земляки отличаются тем, что имеют своё особое мнение».

«Погода не располагает сидеть и слушать лекции, но мы постараемся, чтобы вам было тепло», – сказал писатель Владислав Отрошенко, автор книги «Гоголиана и другие истории». И он не обманул: его лекция «Тайна сожжения второго тома «Мёртвых душ» продолжалась более часа, но практически никто не тронулся с места, слушая эмоциональный рассказ писателя о Гоголе и его главном романе. Случившееся с Гоголем писатель считает «самой колоссальной творческой катастрофой, которая когда-либо случалась с художником».

Безусловно, это была одна из лучших лекций фестиваля. Владислав Отрошенко так эмоционально сжился со своим героем, что даже его словесные обороты напоминали гоголевскую манеру, о которой Набоков сказал: «Манера с её заговаривающимися метафорами, неожиданно вспыхивающими образами, вереницами роскошных и нежных картин». Рассказывая о Гоголе, Отрошенко точно так же сыпал образами, лирическими картинами, словно за руку вёл нас по гоголевскому миру. В этот же день читали лекции Алиса Ганиева, Александр Снегирёв, Константин Мильчин провёл литературный питчинг, Сергей Самойленко – читку пьесы «Двое голых мужчин».

Особое место на фестивале занимал театр – когда вечером 19 мая Иван Вырыпаев читал в ТЮЗе лекцию «Что такое пьеса», свободных мест в зале не было. Послушать человека, который является одним из самых ярких представителей новой драмы, всегда очень интересно. Но это половина истории – многие из пришедших лично знают бывшего иркутянина Вырыпаева, и эти встречи всегда радостны.

Детскую площадку от ветра и холода «спрятали» в здании Дворца спорта «Труд» – здесь были организованы ярмарка детской книги, площадка для игр и две лекционные секции. В первый же день лекцию «Что и как читать с детьми» прочла литературный критик, ныне корреспондент «Ленты.ру» Наталья Кочеткова. Завершился день концертом – сначала на главной сцене фестиваля выступала группа «Чайковский и трубы мира», а потом – «Громыка» из Петрозаводска, которая известна своими литературоцентричными композициями «Пушкин», «Паустовский, Бианки и Пришвин».

«Литература является прямой наследницей вербальной магии»

Интереснейшая лекция состоялась во второй день фестиваля. Директор издательства «Ad Marginem» Михаил Котомин и представитель проекта «Ridero», известный российский издатель Олег Седов рассказали о том, какое будущее ждёт издательский бизнес. «Очень большие перемены происходят с нами с приходим Интернета, в том числе меняется такое традиционное занятие, как книгоиздание. Так называемая цифровая печать произвела невероятную революцию, второй драйвер перемен – возможность оцифровки и хранения кучи информации в Интернете», – говорил Михаил Котомин.

Это породило интереснейшие тенденции, одна из которых – расцвет так называемой «смолл-прессы»: микроиздательств, полуоблачных конструкций без штата, без бухгалтерии, выпускающих очень интересную литературу. «Сегодня смолл-пресса – это другой подход к книгоизданию, это и издательство как бизнес, и издательство как хобби, арт-проект», – убеждён Котомин. Книги стали издавать сами книжные магазины, малое книгоиздательство появилось как особая, своеобразная «вселенная» молодёжных музыкальных проектов.

В результате появляются проекты весьма необычные, к примеру, книги ручной работы. Известный российский издатель Олег Седов, стоявший у истоков издательства «Северо-Запад», создавший «Амфору», сегодня представляет проект «Ridero», программный комплекс, позволяющий оперативно верстать книги. Эта площадка предоставляет право бесплатно опубликоваться любому человеку, который написал книгу. Не нужен рецензент, не нужно издательство. Будущее, по мнению Олега Седова, за программами, которые позволят читателю проникнуть внутрь книги, почувствовать себя героем, выбрать один из множества разветвляющихся сюжетов.

Однако этот лёгкий доступ к публикации породит, безусловно, ещё больший хаос в книжной вселенной, поскольку и сейчас количество издаваемых текстов намного больше, чем в состоянии освоить даже очень продвинутый читатель. На этом фоне всё большую популярность обретают литературные консультанты в варианте «расскажу вам, что читать», делающие свой нехитрый капитал на лени среднего читателя. Это блогеры, видеоблогеры, которые также были представлены на фестивале. èèè

Известный писатель, автор романов «Укус ангела», «Американская дырка» Павел Крусанов рассказывал о мистическом в литературе. «По сути, литература является прямой наследницей вербальной магии, – говорит он. – Только в литературе такая ситуация: чудо происходит не снаружи, а внутри нас после прочтения хорошей книги».

Примером мистической литературы Крусанов назвал «петербургский текст», где на равных правах присутствует географическое место и текст об этом месте. Есть Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского, а есть и Петербург Сергея Носова, блестящего писателя, друга Павла Крусанова, создавшего удивительный путеводитель по памятникам Петербурга. Памятники в этом путеводителе живут в своей параллельной цивилизации. Сергей Носов на фестивале рассказывал о городе как источнике вдохновения, о том, как наблюдение за жизнью памятников позволяет увидеть потаённую надпись на памятнике Пирогову или папироску в руках у Менделеева, что у «Техноложки».

Павел Крусанов сообщил, что после фестиваля намерен «углубиться в тайгу» в районе Листвянки, несмотря на предупреждение о сезоне клещей. Павел – энтомолог и на Байкале хотел бы собрать несколько экземпляров насекомых для своей коллекции: «Без жука я с Байкала не уеду!»

Когда 21 мая свою книгу «Ленин. Пантократор солнечных пылинок» презентовал на фестивале известный критик Лев Данилкин, все привезённые издательством экземпляры уже были распроданы. «Смысл написания биографии Ленина состоит в том, чтобы показать, что такой противоречивый человек, который, с одной стороны, подписывал расстрельные записки, а с другой – любил кататься на велосипеде, отдыхать, – это одна и та же фигура. И эти противоречия конструктивны. Как обычно пишется биография: человек подбирает факты под свою теорию о том, каким был его герой. Моей же целью было показать, что именно эти живые противоречия и выводят этого человека на другой уровень. Ленин не сумма, а живой клубок этих странных противоречий».

Феномен переосмысления биографий известных людей – это новое в современной российской литературе. Василий Авченко, Лев Данилкин и Андрей Румянцев в последний день фестиваля провели дискуссию о том, как писать ЖЗЛ после СССР. Книга Румянцева о Валентине Распутине, которая тоже была презентована на фестивале, вызвала неоднозначные оценки в среде иркутской читающей публики. И эта тема перекликалась с другой фестивальной дискуссией – о том, какие мифы о себе и своём городе формируют иркутяне. Отчего у горожан эсхатологическое сознание и почему образы писателей в Иркутске получаются ходульными и похожими больше на иконы, чем на живых людей.

Лектории не вмещали всех желающих, когда лекцию читала российский литературовед Ирина Прохорова и презентовал свою книгу «Великолепие жизни» немец Михаэль Кумпфмюллер. Разговор о Кафке и Доре Диамант, об истории их любви затянулся, Михаэля Кумпфмюллера и переводчика Михаила Рудницкого засыпали вопросами. Параллельно в последний день фестиваля Яна Агмон презентовала израильскую литературу.

Уроженец Иркутска Евгений Рудашевский, путешественник и писатель, рассказывал о том, как создаются книги, которые действительно хочется читать. В рамках фестиваля шли спектакли Школы-студии МХАТ, была презентована книга Артура Соломонова «Театральная история», состоялись мастер-классы по продвижению собственных книжных проектов, чемпионат по чтению вслух среди старшеклассников «Страница 17».

Люди с книгами

Люди с книгами, с пакетами книг – в эти три дня они были обычной частью пейзажа у стадиона «Труд». «Извините, вчера продали! Ничего не могу сделать, привезли только два экземпляра!» – разводит руками продавец. «Сегодня пять книг, вчера три. И есть ещё одна, но я купить пока не решаюсь, денег жалко», – признаётся покупатель. Дети с игрушечными котятами Финдусами, с книжками про слона Элмера и книжками рассказов Роальда Даля…

Книги на фестивале представили 70 издательств, включая «Самокат», «Corpus», «Ad Marginem», «Альпина нон-фикшн», «НЛО», «Эксмо», «Кабинетный учёный», «Арсис», «Паулсен», «Издательство Ивана Лимбаха» и многие-многие другие. Здесь действительно можно было найти издания, которые ни при каких обстоятельствах в Иркутск бы не попали. Были и книги, которые выпускались малым тиражом, и их уже нельзя было купить по издательской цене, да и вообще редко где можно купить. Например, «Авангард на Дальнем Востоке» Елены Турчинской или репринтная подшивка журнала «Трамвай» за 1991 год. Не говоря уже о том, что книги таких издательств, как «Ad Marginem», выписать почтой нельзя, ознакомиться с ними можно только на фестивале или заехав в столицы.

Естественно, такие ярмарки существуют для того, чтобы не бездумно накупить книг, а прежде всего найти своё издательство, за новинками которого ты будешь следить. И с этой задачей ярмарка справилась отлично. Для любителей росчерка на книжке все три дня фестиваля шли автограф-сессии гостей.

Безусловно, трёх дней оказалось крайне мало. Иркутяне, заглянувшие на площадку фестиваля вечером 21 мая, с сожалением смотрели на упаковывающих свои сокровища издателей. «Всё, теперь ищите нас в Москве, а может, если повезёт, в «Продалите», – улыбнулась продавец, когда лента скотча легла на коробку с книгами. «Уверенно могу предположить, что этот трёхдневный фестиваль станет главным культурным событием года в наших краях», – сказал блогер, социолог Сергей Шмидт, который также принимал участие в фестивале.

И с этим трудно поспорить. 2017 год для Иркутской области богат на юбилеи, писательские и не писательские, но фестиваль – штука особенная и открывающая новые двери. А Иркутску как раз не хватает живой струи. Организаторы хранят молчание, не отвечая прямо на вопрос, состоится ли во второй раз книжный фестиваль в Иркутске. Безусловно, он, как никакой другой сибирский город, заслуживает статуса книжной столицы Восточной Сибири и создания постоянной фестивальной площадки.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры