издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Первый, большой, настоящий

Международный книжный фестиваль в Иркутске собрал 90 книжных издательств

15 тысяч человек посетили первый Международный книжный фестиваль, который проходил с 19 по 21 мая в Иркутске на площади у стадиона «Труд». Около 90 издательств привезли в Иркутск тонны книг, и лучшие из них были распроданы в первый день. 50 писателей, литераторов, поэтов читали лекции. В их числе – Павел Крусанов, Ирина Прохорова, Галина Юзефович, Лев Данилкин. Фестиваль был организован фондом Олега Дерипаска «Вольное Дело» в партнёрстве с En+ Group и ассоциацией «Межрегиональная федерация чтения» и проводился при поддержке министерства культуры и архивов Иркутской области.

«Это будет первый книжный фестиваль в Иркутске, большой, настоящий», – обещали на своём сайте организаторы. Кажется, это им удалось. Иркутский Международный книжный фестиваль – одно из ключевых событий программы «Пространство Библио», реализуемой фондом «Вольное Дело» Олега Дерипаска и En+ Group. С 19 по 21 мая на площадках форума побывало около 15 тысяч человек, представили свои книги 90 издательств, выступили ведущие российские писатели, критики, литературные обозреватели. Гостями фестиваля стали писатели из Великобритании, Польши, Германии, Израиля. Мини-спектакли ставили артисты Школы-студии МХАТ. Хочется передать атмосферу фестиваля, но сделать это очень трудно. Среди книжных прилавков можно было встретить Павла Крусанова, увидеть обладателя «Русского Букера» Александра Снегирёва, поэта Дмитрия Воденникова – это всё создало, пусть и на три дня, совершенно другие пространство и дух города. И площадь у «Труда» преобразилась, стала не просто местом для цветочно-мороженных киосков и «праздников мыльных пузырей», а местом, где чувствовалась жизнь иного, не провинциального порядка. За три дня на семи площадках фестиваля были прочитаны десятки лекций. Конечно же, попасть на каждую было очень трудно, но о лучших из них мы попытаемся рассказать.

Вечером 19 мая после официального открытия фестиваля на главной его сцене выступила группа «Громыка», которую называют «самой литературоцентричной» современной группой России. В этот же день в ТЮЗе читал лекцию один из ярчайших представителей «Новой драмы» Иван Вырыпаев. О том, как писатель себя чувствует, получив «Русский Букер», рассказал читателям обладатель этой премии за 2015 год Александр Снегирёв. Как писателю бороться со стереотипами, поведала Алиса Ганиева. Вечером 19 мая иркутяне имели возможность встретиться с Николаем Александровым, литературоведом, критиком, теле- и радиоведущим («Эхо Москвы», телеканал «Культура»).

Гоголь, Ленин и другие

Живая речь писателей звучала эти три дня на всех площадках фестиваля. Свою программу представила литературная премия «Ясная поляна», прекрасную лекцию прочёл член жюри писатель Владислав Отрошенко. Его книга «Гоголиана и другие истории», конечно, неимоверно интересна. Как признаётся сам писатель, странная его связь с Гоголем началась ещё в детстве, когда отец прочёл болеющему ангиной мальчику «Вия» и образы из книги перешли в сны малыша. Гоголь вошёл в жизнь писателя Отрошенко. «Так говорил о Гоголе Сергей Тимофеевич Аксаков: «Ну что вы, господа, от него хотите? У него нервы, может быть, в 10 раз тоньше, чем у нас, и устроены как-нибудь вверх ногами…» Это он очень верно сказал», – рассказывает о Гоголе, как о давнем своём знакомом, Отрошенко. Исследованию феномена Гоголя, его взаимоотношений с «Мёртвыми душами» посвящена книга Отрошенко. В любой его фразе чувствуются глубокий интерес и любовь к предмету изучения. Стоит только услышать рассказ Отрошенко, как впервые он попал в Рим и первым делом побежал искать дом, где жил Николай Васильевич. «Когда я нашёл эту табличку – вот здесь, в этом доме, Николай Васильевич Гоголь, русский писатель, с такого-то по такое-то работал над романом «Мёртвые души», я, знаете, испытал такое счастье, как если бы я на Луну попал, прилетел, как космонавт», – сказал Отрошенко в одном из интервью. Конечно же, книга «Гоголиана…» была раскуплена иркутскими читателями сразу же. Не дожидаясь автограф-сессии в «Продалите», люди подходили с книжками прямо на площадке.

Ещё одна книга – издательства «Молодая гвардия» – была распродана в первый же день фестиваля. Это книга Льва Данилкина «Ленин. Пантократор солнечных пылинок». Интерес к ней был огромным, вышла она только месяц назад, но критики уже окрестили труд Льва Данилкина «самой нестандартной книгой о Ленине». Послушать, что думает сам Данилкин о своей книге и восприятии читателем образа Ленина, можно было в последний день фестиваля, 21 мая. К написанию биографии Ленина Данилкин подошёл основательно: изучил пятидесятитомник Ленина и, как сам утверждает, довольно хорошо в нём ориентируется. Это позволило ему подойти к фигуре и наметить «угол атаки». Книга, как отметили читатели, написана необычным языком и выпадает из стандартного стиля написания ЖЗЛ. Данилкина даже упрекали в том, что в книге слишком лёгкий язык, много стилистических ошибок. На что он отвечал: «Я так разговариваю, это моя манера общения… И мне не кажется, что я в качестве рассказчика должен был изобретать себе какую-то маску…» По мнению Данилкина, в описании таких персонажей, как Ленин, стоит следовать словам Льва Троцкого: соблюдать «пафос дистанции». Излишняя серьёзность в описании Ленина вредит, считает критик. Если внимательно изучить записи и стенограммы выступлений Ленина в партийной среде, то его реплики часто прерываются ремарками «смех в зале»: «Он был смешливым и много смеявшимся человеком, и от излишней серьёзности его самого могло бы стошнить». Однако не стоит думать, что книга является «лайт-биографией» Ленина. Скорее, это попытка поймать образ, ускользающую фигуру. «Про Ленина действительно написано огромное количество книг, и все документы доступны. Всё, что можно опубликовать о Ленине, уже опубликовано, – говорит Данилкин. – Но вот такой окончательной биографии Ленина, на мой вкус, не существует. Кроме того, общее представление о Ленине сводится к такой простой цепочке: Ленин-шпион, расстрелять как можно больше попов – и «очистим Россию от интеллигенции надолго». Это общераспространённое представление о Ленине, которое было воспринято и усвоено в конце 1980-х годов, и ему удалось законсервироваться и укорениться в сознании до 2017 года». Сегодня этот «грязный миф» о Ленине позволяет любому написать свою биографию Ленина, чем Лев Данилкин и воспользовался. Интересно, что книга Данилкина вышла в свет практически одновременно с очередным трудом биографа Ленина, известного историка Владлена Логинова, повествующим о Ленине после гражданской войны. «Это труд блестящего историка, и это человек, у которого я учился отношению к Ленину», – говорит Данилкин. Из иностранных книг критик отметил британца Роберта Сервиса, который написал вполне адекватную биографию Ленина. Безусловно, лекция Льва Данилкина была одной из самых интересных на фестивале.

О мистике в литературе рассказывал автор «Укуса ангела» Павел Крусанов, вместе с коллегой и другом драматургом, писателем Сергеем Носовым они попытались объяснить, что такое феномен «петербургского текста». Сергей Носов рассказал о своём опыте общения с петербургскими памятниками. Если в Иркутске к памятникам подходят с политической, утилитарной или исторической точки зрения, то в мифопоэтическом пространстве Петербурга памятник – это давно уже самостоятельный объект, живущий в ткани города. Книга «Тайная жизнь петербургских памятников» и её продолжение – тоже, очевидно, станут настольными для читающего жителя Иркутска. Может быть, она позволит родиться собственной оригинальной литературе об иркутских монументах.

«Маленькие книги для души»

Если кому-то было скучно присутствовать на презентациях книг, на фестивале можно было окунуться в мир литературных дискуссий. Одна из самых интересных площадок – та, в работе которой приняли участие искусствовед Ирина Прохорова, иркутский краевед Алексей Петров, кураторы фестиваля Михаил Фаустов и Константин Мильчин. Речь шла о децентрализации культуры. Ирина Прохорова говорила о проблеме того, что в столице видно только то, что происходит в Москве и чуть-чуть в Петербурге, вся остальная страна оказывается словно «белым пятном», хотя культурная жизнь, безусловно, существует не только в пределах Москвы и Петербурга. Михаил Фаустов считает, что для реализации проектов в регионах нужен какой-то импульс, который объединит «реальных и сумасшедших» людей в городах, замысел может вылиться в непредсказуемые вещи, такие, например, как проект «Открой рот», который проходит сейчас более чем в 150 населённых пунктах. Однако Прохорова подчеркнула, что только на энтузиазме такие проекты не делаются долгое время, необходимо создание специальных институций, которые поддерживали бы проект в фазе, когда уже ничего на энтузиазме не сделаешь.

На фестивале выступали директора крупных и малых издательств России. Михаил Котомин, представлявший издательство «Ad Marginem», и Павел Подкосов из «Альпины нон-фикшн» провели дискуссию о том, кому и в каком виде сейчас нужна научно-популярная литература. «Новое литературное обозрение» и Ирина Прохорова презентовали новую серию издательства «Что такое Россия». Михаил Котомин рассказал о феномене малых издательств, которые возникают сейчас по всему миру и являют собой уникальные, яркие творческие проекты. В России это, к примеру, независимое маленькое издательство «Сommon place», которое возникло в 2013 году. Эти книги готовятся волонтёрами, а деньги с продаж уходят на издание новых книг. Сами книги в таких проектах очень интересны, поскольку вряд ли бы заинтересовали крупные издательства – да и официальные малые тоже. Например, в «Сommon place» вышла книга Феликса Сандалова «Формейшен. История одной сцены», которая рассказывает о московском панке девяностых – теме, почти не описанной и не исследованной в отличие от персон русской рок-культуры, вышедших из восьмидесятых. Издательство «Сommon place» было представлено на ярмарке в Иркутске. Столь же интересным Котомин назвал проект магазина «Циолоковский». Феномен состоит в том, что книги малыми тиражами – «для души» – издают практически на волонтёрских началах люди, которые связаны с основным книгоизданием, книжными магазинами. И это мировой тренд.

Слон Элмер и летающий крокодил

В программе фестиваля была отдельная детская площадка – в здании стадиона «Труд». Здесь организовали две лекционные секции и мини-городок для игр детей. Все три дня тут было очень шумно: когда рядом читают две лекции да ещё и бегают и резвятся дети – это очень весело, но долго выдержать трудно. Большой популярностью пользовалась книга «Космос», которую родители просто передавали из рук в руки. А волонтёры не уставали рассказывать: «Вы берёте книжку, а тут на каждой страничке масса заданий для детей – бродилки, занималки…» Это была книга фотографа Дмитрия Костюкова и художницы Зины Суровой. Зина Сурова стала одним из гостей фестиваля, она рассказывала о том, как сделать детскую книгу по-настоящему увлекательной, не банальной. «Космос» – это и текст, и фотографии, и своеобразный комикс. Особенность книги в том, что в ней сочетаются как реальные фото, сделанные Дмитрием Костюковым на Байконуре, так и коллажные иллюстрации Зины Суровой. «Фотографии из космоса сделаны лётчиком-космонавтом, Героем России Олегом Котовым» – значится в аннотации издания. Безусловно, пообщаться с человеком, который своими руками сделал книжку такой, какая она есть, было большим удовольствием. На фестивале можно было познакомиться с клетчатым слоном «Элмером», героем детских книг Дэвида Макки, купить удивительные книжки Роальда Даля, которые почему-то нравятся всем детям мира, полистать современные детские книжки, например, про «Зоков и Баду» Ирины и Леонида Тюхтяевых, или стихи Артура Гиваргизова. Здесь же рассказывал о своих книгах наш земляк – путешественник, писатель Евгений Рудашевский, а литературный критик Наталья Кочеткова поведала, почему стоит ориентироваться не на дидактику в детской литературе, а на размышления вместе с ребёнком.

«Фестиваль отлично ложится в концепцию миссии нашего фонда – «Общество, построенное на знании», – считает заместитель генерального директора фонда Олега Дерипаска «Вольное Дело» Екатерина Светличная. – Мы работаем над этим уже давно. Есть широко известный «РобоСиб», мы привозим в Иркутск Школу-студию МХАТ. Фестиваль – часть большой программы фонда по поддержке библиотек «Пространство Библио». В её рамках мы проводим семинары для библиотекарей, грантовые конкурсы». В книжном фестивале принятии участие 12 победителей конкурса на лучшую информационную кампанию по продвижению чтения в рамках программы «Библио-Сибирь». На полученные по конкурсу средства библиотеки пополнили свои фонды книгами, куплено в общей сложности пять тысяч томов. На фестивале огласили список победителей конкурса на лучшую модельную библиотеку, который также прошёл в рамках «Пространства Библио-Сибирь» с 20 марта по 20 апреля 2017 года. Майнская библиотека в Саяногорске получила 5 млн рублей, Усть-Кутская межпоселенческая библиотека – 3 млн рублей, библиотека Ербогачёна – 1 млн рублей.

Кроме того, «ЕвроСибЭнерго» (входит в состав En+) c 2013 года реализует проект по изданию серии книг для социальных учреждений и детских домов регионов присутствия компании «Добрый свет». В серии уже вышло шесть книг как для самых маленьких читателей, так и ориентированных на подростковую аудиторию. В рамках проекта к выходу готовится книга «Уроки французского» Валентина Распутина.

Единственное, что заставляло грустить на фестивале, – это время: три дня пролетели очень быстро. Масштаб тоже впечатляет: по оценкам организаторов, за три дня фестиваля прошло 101 мероприятие, на которых побывали 3 тысячи человек. Полторы тысячи посмотрели спектакли Школы-студии МХАТ. Продано восемь тонн книг. Хочется, чтобы праздник вернулся. Как отметила Екатерина Светличная: «Мы очень надеемся, что фестиваль станет ежегодным. Мы хотим сделать его крупнейшим книжным мероприятием Восточной Сибири».

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры