издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Вампиловское братство

17–24 сентября 2017 года в Иркутске пройдёт Международный фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. За 22 года существования фестиваля в нём приняли участие десятки театров. География участников очень широкая – от берегов Балтийского моря до Тихого океана, включая города Архангельск, Вологду, Санкт-Петербург, Москву на западе, Хабаровск, Владивосток, Петропавловск-Камчатский – на Дальнем Востоке. Ближнее зарубежье представляли Латвия, Белоруссия, Украина, Узбекистан, дальнее – Австрия, Германия, Польша, Монголия, Южная Корея, Япония.

В репертуар каждого Международного фестиваля обязательно включаются постановки спектаклей по пьесам Вампилова. Зрители смогли посмотреть интересные трактовки его пьес, меняющиеся с каждым десятилетием, обретающие черты и приметы времени, в котором были показаны.

«Утиная охота» – одно из самых загадочных произведений автора с открытым финалом, позволяющее считывать жизнь Виктора Зилова в тех чертах характера, которые выбрали для себя постановщики. Что хотел сказать Вампилов, показывая крупным планом процесс саморазрушения Зилова? Наверное, опустошённость части поколения советских людей, которые оказались в обстоятельствах жизни, полной бессмысленности, скуки, невозможности созидать самих себя.

На фестивале спектакли театров из городов России и стран мира были почти одинаковы в изложении первой половины пьесы: показывали Виктора Зилова склонным к пьянству, изменяющим жене, ссорящимся с друзьями и мечтающим об утиной охоте. Но исход судьбы героя у всех разный. Кто-то заставлял Зилова застрелиться, кто-то уводил в туман утиной охоты, что тоже трактовалось как уход из жизни и действие, приводящее к спасению его души. У одних театров Зилов вызывал сочувствие, скорбь о его погубленной жизни, другие показывали всю мерзость его существования. И каждый из спектаклей помогал зрителям заглянуть внутрь себя, проанализировать собственные поступки, которые могли быть полными саморазрушения или, наоборот, выводили человека из сумерек выживания к свету жизни.

Интересным для русских зрителей был спектакль коллектива из японского города Канадзавы, который продемонстрировал традиции японского театра и обращение к стилистике этих традиций в советской пьесе. Актёры играли жизнь после жизни, представляя мумифицированными всех персонажей, кроме Зилова. Только он со своей живой душой мучился и страдал, сталкиваясь с окружающей его мертвечиной. Для японцев самоубийство – акт высшего проявления духа человека. Правильно прочитав пьесу, постановщики лишали Зилова возможности умереть героем. Выстрел в спектакле был случаен: Зилов спотыкался, и ружьё само стреляло – он уходил из жизни, так и не искупив свои грехи.

Надо заметить, при жизни Александра Вампилова критиковали за пьесу «Утиная охота», говорили о неопределённости финала. Автор решил исправить ошибки в следующем произведении – «Прошлым летом в Чулимске». Он показал в нём опустошённость следователя Шаманова и дал ему возможность уйти от бесцельности жизни, дал силы продолжать дело, которое он оставил в большом городе.

Героиня пьесы Валентина представляет собой образец целомудрия, девичьей чистоты и упорства, с которым она пытается исправить окружающих её людей. Судьба героини трагична: её насилует парень, которого она пожалела. Возникает вопрос: переживёт ли деревенская девушка этот страшный случай? В первом варианте пьесы Валентина кончала жизнь самоубийством, но какая цензура пропустила бы тогда пьесу?! Вампилов оставлял Валентину жить, но какое качество могло быть у этой жизни?

Спектакли «Прошлым летом в Чулимске», которые видели зрители фестиваля, были разными, но везде проявлялось милосердие к Валентине, которая в нашей жизни стала «уходящей натурой», к девушке, образ которой остался в прошлом и вряд ли может возродиться. Иркутский академический театр поставил пьесу в первом варианте: он скорбит о Валентине, которая, потеряв веру в людей, не смогла жить дальше. В спектакле она стоит в центре палисадника, луч света озаряет её хрупкую фигуру, а сверху падают цветы, предназначенные для погребения.

К пьесам Вампилова не иссякает интерес: постановщики находят в каждой из них смыслы для себя и зрителей. Казалось бы, «Прощание в июне» – студенческая пьеса с финальным моралите. Может показаться, что она устарела, но её ставят. Пьеса привлекает юмором, той остротой чувств, которые проявляют очень изменившиеся молодые люди: кто-то стал прагматиком, а кто-то не утратил романтического представления о жизни. Спектакли, поставленные по пьесе «Прощание в июне», заряжены энергией молодости, страстным желанием не только жить, но и отстаивать свои принципы.

Как ни странно, «Провинциальные анекдоты», состоящие из двух одноактных пьес, в настоящее время ставятся довольно редко, хотя в 80-х годах ХХ века обошли все сцены страны. Эти пьесы очень смешные, но по жанровой принадлежности трагикомичны.

Например, театр из монгольского Улан-Батора в 2015 году показал на фестивале пьесу «Воронья роща». В исполнении великолепных актёров прозвучала она свежо и чрезвычайно интересно. Герой, попадая в анекдотическую ситуацию, проживает в ней совсем нешуточные страсти, он проходит по грани жизни, чтобы понять простые законы человеческого общения.

Интересным был и спектакль Иркутского академического театра в режиссуре Изяслава Борисова. На сцене параллельно шли пьесы «Воронья роща» и «Случай с метранпажем», зрители могли наблюдать, как образ директора крупного пароходства Баохина переходит в образ Калошина – администратора небольшой гостиницы. Жуликоватый герой мелок, не достоин сочувствия, но чувства, пережитые им от незнания слова «метранпаж», сравнимы с эмоциями гоголевского городничего, споткнувшегося на слове «инкогнито». Герой, прошедший краем смерти, меняется, его финальный монолог становится исповедью человека, не утаивающего от себя собственные ничтожество и никчёмность.

Наиболее часто иркутяне видят спектакли, поставленные по пьесе «Старший сын». Простой сюжет, в котором два оболтуса, чтобы переночевать, хитростью попадают в квартиру семейства Сарафановых, перерастает в конфликт поколений и поиск связующих нитей. Из названия оратории «Все люди – братья», которую пишет отец-Сарафанов, рождается смысл происходящего, тот идеал, к которому должен стремиться человек. Кровное родство в «Старшем сыне» вторично, первичным становится родство душ.

В этом году в программе Вампиловского фестиваля заявлено семь спектаклей по произведениям драматурга: Московский драматический театра «Сфера», Театр для детей и молодёжи «Тэмужин» из Монголии и Театральная компания «Бумажный кораблик» из города Гренобля (Франция) представят каждый своё видение «Старшего сына», Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской покажет спектакль «Прошлым летом в Чулимске», Государственный академический русский драматический театр Узбекистана привезёт на фестиваль постановку «Провинциальные анекдоты», Экспериментальная актёрская школа из города Порденоне (Италия) и Иркутское отделение Союза театральных деятелей покажут свои версии пьесы «Дом окнами в поле».

Литературное наследие Александра Вампилова по сравнению с другими драматургами невелико. Но все его пьесы идут не только на сценах русских театров – ставят их во всём мире. Ставят, потому что в молодом возрасте Вампилов успел рассказать людям о том, кто такой человек и что мучает его в постижении смысла жизни.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры