издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Энергия взаймы

  • Автор: Мария Никульшеева

Электроэнергия – это жизненно необходимый товар. Есть транспорт для поставки товара, есть приборы, с помощью которых мы измеряем потребляемый ресурс, есть сервис, который позволяет легко и в очень короткие сроки внести оплату. Несмотря на чётко выстроенную систему энергоснабжения, есть слабое звено, которое ставит под угрозу и надёжность, и качество поставки товара. Это любители пользоваться ресурсом, но не платить за него. Проще говоря, энерговоры.

Об этой стороне энергосбытовой деятельности говорится редко. Но работа с хищением энергоресурсов проводится сотрудниками энергосбытовой компании ежедневно.

Ранним летним утром мы отправились в Ангарск в очередной рейд по «нехорошим квартирам» вместе с сотрудниками охранного предприятия ПАО «Иркутскэнерго». Трое молодых людей крепкого телосложения, одетых в одинаковую форму тёмного цвета, выглядели вполне уверенно. «Люди уже нарушили закон и, когда приходится расплачиваться за нарушения, нередко начинают вести себя неаде­кватно: могут напасть с палкой, ножом или топором. Бывает, собак травят на сотрудников энергокомпании. Мы вправе защитить наш персонал», – говорит начальник ГБР ДСП Алексей Столов. По его словам, совместные выезды ведутся регулярно, и эффект уже очевиден.

Один из случаев, когда присутствие охранников принесло положительный результат, произошёл недавно в посёлке Хомутово Иркутского района. Хозяин частного дома накопил задолженность за электричество около 100 тыс. рублей. Должник стал препятствовать отключению – не давал подойти электромонтёру к столбу. После того как с ним была проведена разъяснительная работа, он оплатил 30% от общего долга и оформил рассрочку платежа.

Возле Ангарского отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» нас уже ожидают контролёр Наталья Кудинова и электромонтёр Станислав Булий. Кроме проверки приборов учёта им необходимо провести работу с клиентами – разъяснить необходимость передачи показаний приборов учёта и способы оплаты, помочь разобраться с оплатами и дать требуемую информацию в случае, если платежи поступают несвоевременно.

– Это одна из моих ежедневных обязанностей, – говорит Наталья Кудинова. – Люди бывают разные. Надо быть терпеливой в общении, особенно с должниками. Хотя за годы работы в компании всех клиентов уже знаешь. С людьми в форме намного надёжнее.

Первый адрес, куда мы сразу отправились, – один из домов 81-го квартала. Судя по массивной, дорогой двери, здесь живут не самые бедные ангарчане. Но собственницы – Натальи К. – не оказалось дома. Примечательно, что должница сама работает в сфере ЖКХ. Но долги накопила весьма существенные. Мы поспешили в другие «нехорошие квартиры», ведь работы впереди очень много – за день нам предстояло обойти 30 адресов. И это, по словам сотрудников «Иркутскэнергосбыта», самые сложные случаи: долги за потреблённые ресурсы измеряются десятками тысяч рублей.

Второй адрес – старое трёхэтажное общежитие по адресу: 85-й квартал, дом 23. Там владельцы 20 комнат игнорируют законы и не платят за свет и тепло. Строение явно относится к числу ветхих, но люди в нём продолжают жить, пользоваться электроэнергией, получая свет и тепло. В первую блок-секцию удалось попасть, но должницы, Татьяны Д., не оказалось дома. Соседи рассказали, что женщина давно уже здесь не проживает, но периодически появляется дома. Её неоднократно уведомляли о задолженности, но она так и не приступила к её погашению. В этой квартире уже давно отключили электроэнергию.

Во второй комнате взрослых не оказалось дома. Пусть и не сразу, но всё-таки открыли дверь две девушки, которые пояснили, что родители находятся на работе, а они не отвечают за долги, накопившиеся в доме.

– Вы знаете, что у вас задолженность 55 тысяч рублей за тепло и ещё около 10 тысяч за электроэнергию? Отключаем вам электроэнергию до полного погашения задолженности. И предупреждаем, что за самовольное подключение будет составлен акт нарушения, наложен штраф. Поэтому в ваших интересах прийти в «Энергосбыт», – говорит Наталья Кудинова.

В следующей комнате того же общежития участников рейда встретила девушка, которая сообщила, что снимает здесь жильё и исправно платит за аренду. Просим её позвонить хозяину, но мужчина, который имеет задолженность 24 тыс. рублей за тепло и 6,5 тыс. рублей за электроэнергию, так и не ответил на звонок.

Хозяин следующей комнаты задолжал энергетикам 10 тыс. за электро­энергию, ещё 43 тыс. рублей – за тепло. Обследовав щиток, электромонтёр быстро выяснил, что должник самовольно подключился. Выписав уведомление о наложении штрафа и обесточив комнату, отправляемся дальше. Ещё две комнаты с самовольной врезкой к общедомовым сетям получили уведомления и были обесточены. Чем дольше потребители игнорируют проблему, тем больше растут долги, начисляются пени, штрафы.

Стоит отметить, что оплачивать восстановление электроснабжения долж­ники будут из своего кармана после полной оплаты долга. Однако нередко «опытные должники» пытаются самостоятельно подключиться, рискуя безо­пасностью всего дома. Электромонтёр Станислав Булий резюмирует: счётчики здесь в аварийном состоянии, сразу видно, что тут кустарно совершили подключение. «Так нарушается техника безопасности и возникает риск возгорания, никакого здравого смысла!» – говорит электромонтёр. Нередко сети не рассчитаны на нагрузки современной бытовой техники, поэтому проверку нагрузками, тем более подключёнными без соблюдения элементарных правил безопасности, они не выдерживают. Открытые провода, искрящаяся проводка, доступ к щитку – всё это может вызвать пожар. Не будем предполагать самое страшное, но летящими искрами из щитка могут заинтересоваться дети.

Станислав Булий сразу же замечает, что одна из следующих квартир подключена к электроэнергии самовольно, причём провод минует электросчётчик. Всё сделано на примитивном уровне, до возгорания один шаг. «Отключаем», – говорит электромонтёр под нецензурную брань пьяной хозяйки квартиры, и только невозмутимый вид сотрудников охраны в форме успокоил женщину.

– Наблюдаю, как растут дети долж­ников. Это обычное явление – заставить ребятишек говорить, что дома никого нет. Но, как только квартира становится обесточенной, сразу же откуда-то появляются взрослые, – комментирует электромонтёр.

Стучимся в следующую дверь, женщина из комнаты № 4 пожаловалась, что у неё давно уже снимают деньги с пенсии – ежемесячно 7 тысяч 400 рублей. Общая задолженность её составляет 47 тыс. рублей. На что сотрудники «Энергосбыта» терпеливо разъяснили, какой перечень документов необходимо представить и в какие органы обратиться, чтобы оформить льготы.

– Вы придите к нам в отделение «Энергосбыта», напишите заявление о рассрочке задолженности. У вас снимаются деньги за старый долг – 47 тысяч рублей, а новые долги копятся заново,– говорит контролёр.

По её словам, клиенты оправдываются, что им некогда ходить. Но долги оплачивать всё равно придётся. По закону поставщик ресурса должен прекращать поставку электроэнергии, если за ресурсы не оплачивают более двух месяцев. Перед каждым отключением жильцам за 20 дней приходит уведомление о задолженности с требованием её погасить. Как мы видим, у них есть время, чтобы обратиться в «Иркутск­энергосбыт» и оплатить либо реструктуризировать долг. Никто не стремится целенаправленно обесточить квартиру, всё в рамках закона. Главная цель – убедить клиента своевременно оплачивать потреблённую электроэнергию.

«К сожалению, из собственников тех квартир, что мы проверяем сегодня, никто не погашает долг. В среднем в этом районе города своевременно оплачивают долги только 50% жильцов, остальные задерживают платежи или копят долги», – говорит сотрудница Ангарского отделения «Иркутск­энерго­сбыта».

Сегодня обошлось без происшествий. Сотрудники охранного предприятия действуют на людей успокаивающе. Когда же рейды проводятся без них, инцидентов хватает. «Бывает, угрожают, но до применения физической силы не доходило. Бывало, набрасывались с молотком, но в последний момент останавливались. Мы не должны доводить ситуацию до конфликта. А с охраной гораздо проще общаться с неплательщиками», – рассказывает Наталья Кудинова.

Подобные рейды будут проводиться и впредь на всей территории Иркутской области. Сотрудники охранного предприятия ПАО «Иркутскэнерго» теперь постоянно сотрудничают с энергетиками, и работа стала заметно более эффективной и безопасной.

В контексте

Специалисты компании обеспокоены опасностью возгораний при незаконных подключениях к электрической сети. Кроме того, снижается напряжение электроэнергии, возможны его перепады, как следствие – выходят из строя бытовые приборы. Если воровство допускают ваши соседи, жители частного сектора, то не стоит своих детей оставлять без присмотра. Если инцидент имеет место в многоквартирном доме, то убедитесь, что вор не подсоединился к вашим сетям. Кстати, расходы расхитителей падают в общедомовые нужды и должны будут компенсироваться управляющей компанией или ТСЖ. Ну а если в многоквартирном деревянном доме один из жителей накинул провода прямо через форточку, то застрахуйте вашу жизнь и имущество – опасность возгорания очень высока. И не забывайте, что из-за таких недобросовестных потребителей тарифы могут вырасти.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры