издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Люди готовы на всё, кроме голодовки»

В Байкальске прошёл пикет против политики губернатора Левченко

В Байкальске неспокойно. На прошлой неделе жители города и коллектив местной ТЭЦ вышли на пикет. Второе лето подряд у байкальчан нет горячей воды. Но самое главное – у людей нет уверенности в завтрашнем дне, без которой обойтись ещё труднее. Отвергнув уже разработанные проекты по утилизации лигнина и строительству нового теплоисточника, нынешнее региональное правительство так и не смогло предложить собственный вариант решения проблемы. И город, лишённый перспектив и ориентиров, вышел на улицу, чтобы обратить на себя внимание президента.

В начале августа улицы 12-тысячного моногорода на берегу Байкала кажутся прогретыми солнцем, слегка запылёнными и сонными. Но это обманчивое впечатление. В квартирах всё лето стоит сырость, выстиранные вещи сохнут по три дня. Воспитатели жалуются, что в детском саду по стенам пошёл грибок. Кто мог – купил бойлеры, и теперь ветхие электросети работают на пределе возможностей.

Если прошлым летом горячая вода текла из кранов хотя бы с перерывами, то нынешним она появилась только на праздник – на время проведения Клубничного фестиваля. На ТЭЦ, в нарушение всех нормативов, нет даже минимального запаса угля. На его закупку в муниципальном бюджете нет средств. «А люди уже в таком состоянии, что выйди на улицу, любого прохожего позови на митинг – и он пойдёт, – уверена байкальчанка Светлана Бровкина.– Жизни нет в Байкальске. Поэтому мужья, у кого они есть, уезжают на вахты. Даже женщины поехали на север – трудиться в гостиницах и столовых. У нас тут люди работают за 4–6 тысяч в месяц. Как жить-то? С каждым годом всё больше город приходит в упадок».

На этот раз возмущение горожан вылилось на улицы города в форме организованного протеста. Правда, мэрия митинг на центральной площади не согласовала. Но пикет у здания ТЭЦ собрал более 200 человек. «Да, митинг я не согласовал, – говорит мэр Байкальска Василий Темгеневский. – Но препятствовать людям в проведении пикета просто не имею морального права. Мне тогда нужно прийти к ним и предложить какое-то решение, что-то пообещать. А мне предложить нечего».

Не удивительно, что весь протест байкальчан оказался направлен против региональной власти. «Левченко, услышь всё-таки каждого», «Левченко, когда будет новая ТЭЦ», «Байкальск против политики Левченко», «Владимиру Путину – да, Левченко – нет» – под такими лозунгами на промплощадке закрытого БЦБК собрались горожане и работники ТЭЦ.

По большому счёту, даже не отсутствие горячей воды заставило людей выйти на пикет. Дело гораздо серьёзнее. По рукам пикетирующих тут же пошло открытое письмо президенту, в котором изложены все проблемы моногорода, не решённые с момента закрытия БЦБК. «Представители губернатора, приезжающие в Байкальск, пытаются нам доказать, что Иркутская область под управлением Левченко живёт хорошо, но мы здесь, в Байкальске, этого не замечаем и не заметим, пока из наших кранов не потечёт горячая вода… Мы устали от пустых обещаний губернатора Иркутской области С.Г. Левченко, от его намеренного отстранения от решения наших проблем и откровенного бездействия», – говорилось в письме. Под петицией подписались около 200 человек, затем документ направили главе государства.

– Я здесь потому, что переживаю за прохождение отопительного периода и за жизнь работников, – говорит организатор пикета – член КПРФ, генеральный директор ООО «Теплоснабжение ТЭЦ» Фёдор Ларченко. – Здание и оборудование ТЭЦ старое, износ около 70%. Экспертиза промышленной безопасности была проведена в 2015 году, в заключении чётко сказано, что люди не должны находиться на некоторых участках внутри самой ТЭЦ. Само заключение делалось с учётом того, что в 2018 году мы перейдём на новую котельную. С учётом этого и был разработан ряд мероприятий для поддержания в рабочем режиме оборудования. Но вот уже эти три года скоро истекут, а переходить нам некуда. Конечно, мы озабочены этой ситуацией. Что нам делать дальше?

Сегодня город зависит от старой ТЭЦ, построенной с учётом нужд БЦБК. Даже один котёл этого дряхлого гиганта производит больше тепла, чем может потребить весь город. Судите сами, летом Байкальску нужно 15 Гкал в час, а один котёл вырабатывает как минимум 40 Гкал. Около 300 тысяч рублей в сутки улетают в трубу. Однако другого источника теплоснабжения просто нет. Поэтому приходится пользоваться тем, что есть, отапливая небо и постоянно латая дыры. Понятно, что это дорого и неэффективно. Однако люди терпели, понимая, что это временные трудности.

Когда принималось государственное решение о закрытии комбината, на уровне правительства РФ был разработан алгоритм дальнейших действий. Первым пунктом стояла разработка проекта альтернативного источника тепла для Байкальска. Под него были заложены деньги в ФЦП «Охрана озера Байкал». До тех пор город должен был жить на старом теплоисточнике, который обеспечивала углём область. В 2015 году на самом деле появился проект новой электроугольной котельной, которая в 2018 году должна была заменить действующую. Однако тут в области сменился губернатор. Новый глава региона решил идти другим путём.

Сергей Левченко заявил, что проект электроугольной котельной нехорош, у регионального правительства к нему слишком «много вопросов». Однако, «зарубив» прежний проект, глава региона за два года так и не предложил новый. В 2018 году истечёт срок, данный федеральным правительством для перевода города на новый теплоисточник. А региональная власть даже не решила, какого типа котельную строить – угольную, газовую, электрическую – или, может быть, вообще работать на пеллетах.

– Если мне скажут, что в 2029 году сюда придёт газ, а до тех пор нужно работать на этой котельной, – я согласен, только отремонтируйте её на это время, – говорит Фёдор Ларченко. – Примите уже хоть какое-то решение. Смотрите, в здании панели разрушаются, в стенах дыры. Мы их где-то кирпичом закладываем, где-то стекловатой. Когда идёт дождь, оборудование закрываем плёнкой. После продолжительных дождей всё отсыревает. Настолько критической ситуация на предприятии не была ещё никогда. Когда у комбината был собственник, он вкладывал в ТЭЦ хоть какие-то деньги, чтобы производить целлюлозу. Теперь идёт постоянное недофинансирование, накапливается недоремонт. Не дай бог что-то случится, кто будет отвечать? Так что люди настроены серьёзно и готовы на всё, кроме голодовки.

Прежде чем проводить пикет, работники котельной не раз и не два пытались достучаться до региональной власти. Даже коллективное письмо губернатору отправляли за подписями всех 210 членов коллектива. Ответ пришёл не от губернатора, а от имени правительства региона, и смысл его сводился к тому, что решать свои проблемы нужно самостоятельно.

А недавно Сергей Левченко выступил с критикой властей Слюдянского района и города Байкальска. По мнению губернатора, муниципальные власти не справляются с подготовкой к отопительному сезону, а это ведь муниципальные полномочия.

– Конечно, это наши полномочия, – соглашается Василий Темгеневский. – Но я уверен, что у нас особенный случай. Бюджет Байкальска не способен обеспечивать работу ТЭЦ. Ленивый только это не понимает. Поэтому, когда нам говорят, что это наши полномочия, это просто желание переложить на нас вину. У меня складывается впечатление, что эта проблема недооценивается в правительстве области. Решение этого вопроса точно не лежит в рамках возможностей бюджета Байкальска или Слюдянского района. У нас дотационный бюджет, и нет денег для этих целей. Когда нам в правительстве пытаются сказать, что сидеть летом без горячей воды – это нормально, потому что «все так живут», байкальчане с этим не согласны.

Последней каплей стало совещание, которое недавно прошло под руководством заместителя председателя правительства РФ. На нём региональному правительству было дано поручение до 25 июля обеспечить Байкальск горячим водоснабжением. В Байкальске это поручение не осталось незамеченным. Но минуло и 25 июля, и 1 августа, а в городе по-прежнему не было не только горячей воды, но и минимального запаса угля. По словам Василия Темгеневского, в начале августа министерство ЖКХ согласовало 1,5 тыс. тонн угля, но отправить топливо не смогло – не было вагонов.

Вот тогда дело и дошло до пикета, который дал свои результаты. После него в Байкальск было направлено 1,5 тыс. тонн угля. Хватит его ненадолго. По словам Фёдора Ларченко, для того, чтобы обеспечить город горячей водой с 25 июля и до начала отопительного сезона, нужно было 10 тыс. тонн чёрного топлива. «Ну сейчас уже меньше, конечно, время-то идёт», – констатирует гендиректор ООО «Теплоснабжение».

– У меня складывается впечатление, что всё это делается для каких-то целей, о которых можно только догадываться, – говорит Василий Темгеневский. – С учётом грядущих выборов 5 сентября создаётся какая-то искусственная социальная напряжённость в городе. Кем создаётся? Не хотелось бы думать, что это делается первыми лицами региона.

Кстати, примерно такая же ситуация сложилась с утилизацией отходов БЦБК. Завернув разработанные проекты, правительство коммуниста Левченко до сих пор не смогло предложить альтернативное решение. Между тем время идёт, и проблемы усугубляются. С одной стороны, в городе зреет социальное недовольство, а с другой – регион не справляется с исполнением федеральной программы, не может освоить даже выделенные средства. Для того, чтобы нормализовать ситуацию, мало просто запустить ТЭЦ и дать горячую воду. А убедить людей, что жить летом без горячей воды – это нормально, потому что «так все живут», уже вряд ли получится. Может быть, где-то так и живут, но признать это нормой – значит откатиться в какие-то совсем дремучие времена.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры