издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Капитальная непрозрачность

Ровно три месяца осталось до окончательного подведения итогов капремонта, запланированного на 2017 год. К завершению декабря, по планам регионального оператора, ремонтные работы должны пройти на 321 многоквартирном объекте. По состоянию на середину сентября, официальная статистика гласит: показатели готовности составляют 46% – меньше половины от общего числа. Хотя оглашённые цифры не смущают областной Фонд капитального ремонта, они вызывают опасения общественников, которые уже сейчас говорят о большой вероятности срыва сроков проведения намеченных работ. Между тем собственники квартир в домах, где сейчас ведётся капитальный ремонт, уже не обращают внимание на время – их больше волнуют вопрос качества проведённых работ и их последствия.

Главная новость сентября в рамках проведения капремонта на территории Иркутской области – обновление количества запланированных на этот год объектов: с 343 многоквартирных домов оно снизилось до 321. Стоит отметить, что даже в условиях уменьшения основного показателя нынешние 46% готовности – впечатляющий прогресс по сравнению с аналогичными данными трёхмесячной давности: ещё в середине июня процент выполнения капитального ремонта по региону был более чем в два раза ниже и держался на уровне 20,3%. Основной вопрос нынешней повестки – успеют ли подрядчики за такой же трёхмесячный отрезок – до конца декабря – нарастить свои показатели ещё в два с половиной раза. Уже сейчас общественники, которые следят за ходом капремонта на территории Приангарья, констатируют задержки в выполнении разных видов работ – ремонта крыш, канализационных, газовых систем. В итоге по некоторым – неофициальным – прогнозам, в этом году около трети многоквартирных домов рискуют остаться без обещанных ремонтов.

Закрытый принцип

Хотя, в соответствии с обновлёнными планами, в этом году будет проведён капремонт 321 многоквартирного дома, официальных данных о том, сколько из них прошли через процедуру аукционов и точно будут отремонтированы, нет. Сообщается только, что с начала года Фонд капремонта «объявил 133 аукциона на сумму более 1,3 миллиарда рублей, но некоторые не состоялись из-за отсутствия заявок».

В некоторых СМИ отмечается, что не отыгранными к середине сентября остались лишь 5% объектов – однако сам региональный оператор этот показатель не озвучивает. Поэтому статистическими подсчётами общественникам, которые следят за ходом капремонта на территории Приангарья, приходится заниматься самим.

«По нашим подсчётам, 5% – это дома, которые вообще не были выставлены на аукционы. Фонд капремонта просто не предоставляет в открытый доступ консолидированную информацию о ходе и результатах программы капремонта – например, о точном числе расторгованных домов или данные по количеству разыгранных видов работ, – отмечает руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ, потребительского рынка и услуг в Иркутской области Анна Дюкарова.– Такая «непрозрачность» не даёт провести точный мониторинг работы. Это в корне неверный подход: учитывая, что каждый собственник обязан платить ежемесячные взносы за капремонт, он имеет право знать, на что и в каком объёме идут его деньги». По её данным, которые основаны на собранной по крупицам информации – тех же электронных аукционах, заключённых фондом договорах – и осуществлении общественного мониторинга, по состоянию на 30 сентября, в 10 крупных региональных муниципалитетах капремонт ведётся лишь в 129 многоквартирных домах.

Опасения насчёт выполнения программы капремонта выразили даже депутаты областного Заксобрания – 15 сентября в рамках заседания комитета по собственности и экономической политике был поднят вопрос, почему Фонд капремонта не «вышел на выполнение плановых показателей, принятых ещё в 2014 году». Напомним, на старте программа включала 14 700 МКД, которые нужно отремонтировать до 2043 года. Получается, что в среднем ежегодно через программу капремонта должно проходить не менее 500 домов. Однако в 2015 году капремонт прошёл всего в 95 объектах, а в 2016-м – в 145. Представители регионального оператора объясняют сложившуюся ситуацию нехваткой подрядчиков, которые имеют полномочия проводить работы из списка программы капремонта, – они должны состоять в реестре квалифицированных подрядчиков. Сейчас в нём числятся 92 компании. В Фонде капремонта эти цифры называют недостаточными и настаивают на расширении списка, формированием которого занимается региональное министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Областное ведомство в итоге прислушалось к этим заявлениям: на прошлой неделе стало известно, что 29 сентября объявлен очередной предварительный отбор компаний для включения в реестр.

Чужие деньги

Впрочем, статистика говорит, что формально даже в существующем числе подрядчиков необходимости нет. Подсчёты областного Центра общественного контроля в сфере ЖКХ, потребительского рынка и услуг показывают: нынче в программе капремонта участвуют всего 20 подрядных организаций – именно столько компаний по итогам аукционов заключили с региональным оператором договоры на проведение 782 видов работ в многоквартирных домах Приангарья. При этом абсолютными лидерами стали два подрядчика – ООО ФСК «Милана» и ООО ТСК «Сибирь»: им досталось около 30% ремонтного фонда в таких городах, как Иркутск, Шелехов, Нижнеудинск, Ангарск.

– Семь десятков компаний, которые числятся в реестре, вообще нигде не обозначены; на долю «Миланы» приходится 21% «расторгованных» домов, у «Сибири» – 10%, – говорит Анна Дюкарова. – Из-за экспансии этих двух лидеров с иркутской «пропиской» в Ангарске местный подрядчик ООО СПК «Вертикаль» не работает в домашнем муниципалитете. В результате услуги проведения капремонта эта компания оказывает в Братске, где по итогам аукциона получила несколько домов. Какого качества будет в итоге её работа на расстоянии 600 км – для меня вопрос: у нас есть информация, что вместо того, чтобы передать работу на квалифицированный субподряд, «Вертикаль» привлекает к работе неоформленную рабочую силу, которую нанимали в Иркутске.

По словам Дюкаровой, эта практика сейчас распространена – в Иркутске тоже фиксировались подобные случаи. Причина проста: по договору, который строители заключают с областным Фондом капремонта, при необходимости они могут по согласованию привлечь к выполнению работ субподрядчиков (требования к ним указаны в пунктах 5.4, 5.4.1, 2.2, 2.3 типового договора Фонда капремонта с подрядчиками, отмечает собеседница). Однако тогда деньги за переданные обязательства компания-подрядчик не получит, а ответственность за их неисполнение нести продолжит. Находясь в таких условиях, победители аукционов предпочитают своими силами решать возникшие проблемы.

Это отражается на сроках и качестве капремонта. «Благо простор для маневра у них есть, – с иронией отмечают общественники, которые следят за ходом капитального ремонта на местах. – На весь регион у нас по итогам аукционов только одна компания, которая получила право на проведение стройконтроля (всего в реестре их три. – Прим. авт.)».

Прямая речь

– Региональная программа предполагает краткосрочное ориентирование – в ходе реализации плана, – рассказал Денис Быков, глава Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Иркутской области. – Добавляются новые дома, исключаются аварийные, уточняются виды работ и т.д. В результате адресный список может меняться, количество домов может меняться. <…> Краткосрочный план в соответствии с законодательством актуализируется не реже раза в год. Но на самом деле это происходит гораздо чаще – до 4-5 раз и более. Поэтому план – он и есть план: какие-то дома приходят, какие-то уходят. Вот цифры и меняются.

Итог предсказуем – претензии со стороны собственников. Причём касаются они не только «малых» подрядчиков, но и лидеров. «Так, например, в Ангарске «Милане» предъявляются претензии, что строительные люльки держатся не на лесах, а крепятся на фасадах, трубах, крышах, приводя к возникновению дыр, – рассказывает Дюкарова. – «Сибирь» ангарчане в 88 квартале обвиняют в срыве начала отопительного сезона – в подъезде срезали и вовремя не заменили трубы».

Нарекания к последней компании есть и в областном центре – собственники дома на Академической, 22, где отсутствует подвал, заявили, что по вине «Сибири» продолжительное время живут с открытыми полами. До них с такой же проблемой жаловались в здании на Зверева, 33, говорят общественники. Похожие претензии выразили жители дома по адресу: Маяковского, 49, в котором, помимо прочего, запланирован капремонт систем холодного и горячего водоснабжения и канализации. «Нам вообще предлагали отказаться от ремонта канализации: пугали, что полы вскроют, средств на восстановление у компании нет – и мы так и останемся, – рассказывает Анна Пилиповец, которая проживает в одной из квартир на первом этаже. – Затем было собрание, организованное управляющей компанией – «Академиком», и мы ждали на нём хотя бы представителей фонда. А приехали, как я поняла, даже не подрядчики, а рабочие – слесари. И вот они нам говорят: «Давайте мы вам холодную и горячую воду поменяем, а канализацию на следующий год», – на неё якобы даже проекта нет. То есть нам предлагают сейчас вскрыть полы. А в следующий раз ещё раз вскрыть? Люди в квартирах живут. Я вообще ничего не понимаю». При этом, утверждает женщина, в то время, как в доме подрядчики пытаются увильнуть от замены инфраструктурных систем, фасад здания перекрашивали как минимум два раза. «С особым пристрастием, – смеётся она. – Конечно, дом со стороны теперь выглядит лучше – но толку от этого, если прорвёт трубы?»

Во время подготовки материала «ВСП» обратилась в региональный Фонд капремонта за комментарием по ситуации. В ведомстве отметили, что ждут результатов протокола общего собрания собственников с решением, переносить ли работы с канализацией на следующий год, а также пообещали, что возьмут ситуацию на особый контроль. При этом представители фонда отмечают, что в случае конфликтных ситуаций между собственниками и подрядчиком работать над проблемой можно только через старшего по дому – «он представляет позицию всех собственников, а бывают люди, которые могут какие-то свои цели преследовать».

Прямая речь

– Рабочие моменты могут быть всегда и везде на производстве, – отметил Денис Быков. – Возмещением ущерба третьим лицам занимается сам подрядчик – мы на этом этапе не включаемся, единственное, мы в своих договорах прописали обязанности подрядчиков. Мы в курсе всех ситуаций:

я даже адреса назвать могу. Суть в том, что подрядчики либо досудебно урегулируют эти вопросы, либо в суде будут. Они всё задефектовали – объёмы работ, составили и предоставили сметы. Что делают собственники? Ровно на два умножают. <…> И подрядчики говорят: «Денис Михайлович, шантаж идёт».

Я отвечаю: «Технически всё обоснуйте, предложите. Нет? Значит, в судебное уходите».

Сметные издержки

В разговоре с нашим корреспондентом специалисты регионального Фонда капремонта признают, что сейчас на грани расторжения с подрядчиками (компании называть отказываются) находится ряд заключённых договоров. Однако на момент подготовки материала таких прецедентов не было. Хотя, судя по отзывам некоторых собственников жилья в многоквартирных домах, им пора появиться.

Часть квартир по адресу: Лермонтова, 84, в процессе ремонта крыши дома несколько раз топило. И хотя подрядчик настаивает, что сложившаяся ситуация возникла по вине управляющей компании, которая в своё время начудила с текущим ремонтом, людям от этого не легче. «Я работающий человек, – говорит Елена Шмакина, чья квартира пострадала больше остальных, – я сама могу поменять натяжной потолок. Просто мне не понятно, почему за ежемесячные взносы, которые я плачу, в итоге получаю услуги такого качества. Речь идёт не только о крыше, но и о том, как велись другие работы: фасад покрасили раньше остального – после начали ремонт крыши. Строительный мусор стоял несколько месяцев. Рабочие при проведении ремонта засорили канализацию – её потом чистили наши слесари».

При таком качестве уже проведённого капремонта собственники начали волноваться за те виды работ, до которых подрядчик «Политехник» и субподрядчик – компания «Курс» – ещё не брались: ремонт газовой системы дома. Но, видимо, в этом году её в доме на Лермонтова «капиталить» не станут – строители предлагают собственникам перенести эти работы на будущий год, объясняя это тем, что опасаются за их качество. «В смете фонда, которая оказалась у нас на руках, на замену старым бесшовным трубам предлагаются шовные, – объясняют ремонтники. – Как они себя поведут со временем и насколько их хватит, мы не знаем и не готовы брать на себя ответственность». Такую же позицию занимают подрядчики и субподрядчики в Усолье-Сибирском, где среди собственников одного из местных домов также инициировали вопрос о переносе капремонта газового оборудования.

«Шовные трубы вроде как разрешены нормативом, – отмечает представитель ООО «ВостоктяжстройУсолье», которое представители общественного контроля в рамках президентского гранта называют одним из самых ответственных подрядчиков в регионе. – Но если бы я эту трубу производил – я бы за неё отвечал. А так мы хоть и берём их на базе, проверяем сертификаты, я хочу в жизни спокойно спать и чтобы люди спали спокойно. Вроде как с августа ситуация должна измениться, именно поэтому мы с собственниками приняли решение перенести ремонт газа на 2018 год, чтобы трубы были бесшовные и мы их спокойно монтировали».

«Августовские» изменения, о которых говорил собеседник «ВСП», связаны с актуализацией постановления областного правительства № 510. Этот документ, принятый ещё в 2014 году, обозначает предельную стоимость работ и материалов по капремонту. Бесшовные газовые трубы, на которых настаивают подрядчики и собственники, в смету прежде «не укладывались» из-за более высокой цены. Поэтому фонду пришлось экономить, выбирая их шовные аналоги, которые в три раза дешевле. Поправки, увеличивающие предельные траты, в документ трёхгодичной давности были внесены лишь недавно – они, говорят в фонде, позволят не только увеличить и улучить качество проводимых работ, но и расширить круг подрядных организаций, готовых вести капремонт.

Приведёт ли это к увеличению объёмов выполнения программы капремонта, непонятно. Напомним, что региональный оператор взял на себя обязательства по ремонту 1703 домов в период 2017–2019 годов. Уже сейчас звучат опасения, что это количество может стать «неподъёмным» и приведёт к «интересным результатам». «Важно понять, что именно мы будем считать в итоге – количество договоров на выполнение отдельных видов работ или объекты, – отмечает Анна Дюкарова. – Даже сейчас мы не понимаем, что берётся за основу при подсчётах показателей выполнения программы капремонта. Если система в этом отношении не станет прозрачной, возникнут сомнения в эффективности расходования денег, поступивших в «общий котёл» капремонта. Сама программа действует три года, но соответствующий аудит до сих пор не провели. Уже сейчас мы столкнулись с тем, что в некоторых домах вместо комплексного ремонта проводится один-два вида работ.

Прямая речь

– Мы приняли решение, что со следующего года газ будем закладывать только с бесшовными трубами – <…> при формировании краткосрочного плана у нас не было такой возможности, – говорит Денис Быков. – Газ – самый дешёвый вид работ, поэтому подрядчики стараются вообще его не делать – отсюда инсинуации, что труба плохая, ещё что-то. <…> Когда мы выставляли его отдельными лотами на аукцион – никто на него не вышел. Поэтому мы «прикрутили» газ к общему перечню работ: у подрядчиков выбора нет – либо они делают его, либо вообще не работают. В правовом поле у нас другого выхода не было.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры