издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Мера ответственности Сергея Золотарёва

Начальников смен станций и диспетчеров энергосистемы при всей разнице характеров объединяет несколько качеств: спокойствие, уравновешенность, рассудительность и аналитический склад ума. На своём примере это лишний раз доказывает Сергей Золотарёв. Начальник смены Усть-Илимской ГЭС, пришедший на станцию за полгода до пуска первых гидроагрегатов, говорит ровным голосом и запросто вспоминает мельчайшие детали своего долгого профессионального пути.

Во вторник, 25 июня 1974 года, «Советская молодёжь» писала о том, что на Усть-Илим прибывают последние группы бойцов всесоюзного ударного отряда, сформированного «по решению Центрального комитета комсомола специально для двух строек – города Усть-Илимска и Усть-Илимского лесопромышленного комплекса». Газета сообщала также, что пополнение в лице «более тысячи молодых парней и девчат со всех концов Советского Союза» станет «большой и серьёзной силой», которая позволит в том числе запустить до конца года три агрегата третьей ступени Ангарского каскада ГЭС. Внимание журналистов было приковано не столько к приехавшим из Сибири, сколько к молодёжи из «Украины и Грузии, Белоруссии и Азербайджана, Кабардино-Балкарии и Башкирии, Туркмении и Литвы, Брянска и Ленинграда, Тулы и Краснодара». Но одним из «новобранцев» был и выпускник Иркутского энергостроительного техникума (ныне энергетический колледж) Сергей Золотарёв, поступивший на работу на Усть-Илимскую ГЭС 26 июня 1974 года.

Ещё до того Сергей Владимирович работал на предприятии, электрифицировавшем жилые дома и объекты соцкультбыта. Но стремился трудиться именно на электростанции, на Ангарском каскаде. Достичь цели помогла встреча с начальником эксплуатационного цеха строящейся Усть-Илимской ГЭС Борисом Галицким. Дело в том, что Золотарёв во время преддипломной практики шесть месяцев работал на Братской ГЭС, где Борис Борисович был его руководителем. «До этого мы говорили, что мне бы хотелось работать на гидроэлектростанции, – вспоминает Сергей Владимирович. – Встретились – он предложил перейти на Усть-Илим. Там как раз начали набирать эксплуатационный персонал. В числе первых двенадцати человек я попал в дирекцию строящейся Усть-Илимской ГЭС».

Стремление вчерашнего выпускника энергостроительного техникума объяснялось во многом желанием приобщиться к одной из великих строек. Но было и другое соображение. «Это предприятие, где можно многому научиться, узнать больше, – говорит Золотарёв об Усть-Илимской ГЭС. – Конечно, у нас в техникуме преподавали отлично, за что я благодарен нашим учителям, но тут всё можно было пощупать своими руками. Каждый узел, каждый агрегат собирали на наших глазах, мы участвовали и в монтаже, и в эксплуатации».

Газеты того времени подчёркивали: гидроагрегаты Усть-Илимской ГЭС, идентичные по конструкции машинам Братской станции, мощнее и эффективнее, к тому же в них заложены новейшие, передовые технические решения. Например, система тиристорного возбуждения. Её «обкатали» на двух агрегатах в Братске, но в Усть-Илимске ею были оснащены уже все машины. И подпятники генераторов с фторопластовым покрытием – сегодня подобное решение распространено повсеместно, но несколько десятилетий назад для того, чтобы отказаться от привычного баббита, приносившего немало проблем при работе оборудования, понадобилась вся возможная пробивная способность главного инженера станции.

И в том, как монтировались машины Усть-Илимской ГЭС, и в том, как их начинали эксплуатировать, среди прочих участвовал Сергей Владимирович. Начинал машинистом гидроагрегата, потом стал монтёром на открытом распределительном устройстве. Следующая ступень – начальник смены машинного зала, затем пост дежурного инженера станции. В общем, все круги оперативной работы, пройти которые обязан тот, кто становится в итоге профессиональным диспетчером, человеком, который знает станцию от и до, разбирается в её работе до мельчайших деталей. «Я думаю, мера ответственности на этой должности очень велика, – замечает наш собеседник. – Есть вероятность ошибки, которая может привести к очень серьёзным последствиям: пострадает не только энергосистема Иркутской области, но и Единая энергетическая система России. Почти как у сапёров».

Это должен осознавать любой действительно высококлассный начальник смены станции. Поэтому ему необходимо очень хорошо знать оборудование ГЭС. И не бояться в экстренной ситуации принимать самостоятельные решения. Тогда высшей оценкой профессионализма станет стабильная работа станции, что доказывает пример Усть-Илимской ГЭС, где трудится Сергей Владимирович. И другие начальники смены станции, среди которых, кстати, и его сын.

 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры