издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Не доставляется даже губернатору

  • Автор: Елена Томичёва

Коллегия Контрольно-счётной палаты рассмотрела отчёт № 14/1 о результатах контрольного мероприятия «Проверка соблюдения законодательства РФ и Иркутской области в части предоставления и использования средств областного бюджета, иных источников, предусмотренных законодательством РФ, при производстве, выпуске, издании и распространении печатных средств массовой информации – общественно-политических газет «Областная» и «Панорама округа».

Это произошло в канун рассмотрения ежегодного отчёта на сессии Законодательного Собрания Иркутской области главного редактора газеты «Областная», которая является публикатором областного законодательства и другой официальной информации о деятельности органов государственной власти региона.

Тиражи «с потолка»

КСП области проведён анализ обоснованности установления в проверяемый период тиража основного номера газеты «Областная» (по средам) в объёме 22 500 экземпляров. Из материалов контрольного мероприятия следует, что тираж газеты «Областная», величина которого влияет на объём расходов в части материально-технического обеспечения производства продукции средства массовой информации, не установлен ни законом Иркутской области № 10-ОЗ, ни уставом ОГАУ «Издательский центр» (обеспечивавшего производство продукции СМИ), ни государственным заданием ОГАУ «Издательский центр», несмотря на то что Ведомственным перечнем государственных работ и услуг для установления количественного показателя объёма государственной работы установлены количество экземпляров изданий (штука), объём тиража (штука) и объём тиража (лист печатный).

Анализ сайта газеты «Областная» свидетельствует, что с января по апрель 2016 года общественно-политическая газета «Областная» выходила 3 раза в неделю тиражом 4500 экземпляров каждый выход (текстовая и официальная информация), то есть всего в неделю выходило 13 500 экземпляров. Затем выпуск текстовой части изменён в части формата, количества полос (до 16 полос), первая и последняя полосы стали полноцветными, тираж возрос с 13 500 экземпляров до 15 000 экземпляров. Тираж в проверяемый период составлял: среда – 22 500 экземпляров, понедельник, пятница (официальная информация) – по 1430 экземпляров.

С начала 2017 года тираж газеты, выходящей по средам, возрос с 15 000 до 22 500 экземпляров, газеты, выходящей в понедельник, пятницу, – сокращён с 1570 до 1430 экземпляров ввиду отказа от распространения газеты в розницу.

Анализ протокола заседания редакционного совета от 23.03.2017 свидетельствует, что вопросы тиража газеты «Областная» на 2017 год его членами не обсуждались. Статья 28 Федерального закона «О средствах массовой информации» гласит: «Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-, кинохроникальной программы определяется главным редактором по согласованию с издателем». Однако мотивы резкого увеличения тиража издания, распространяемого почти полностью бесплатно, остались непрояснёнными.

Реклама и государственная работа

В Уставе ОГАУ «Издательский центр» в нарушение части 1 статьи 2, части 1 статьи 4 федерального закона № 174-ФЗ подпунктом «з» к основным видам деятельности отнесена деятельность по изготовлению рекламной продукции и размещению её в средствах массовой информации.

Поскольку функции учредителя «Издательского центра» не связаны с организацией деятельности по изготовлению рекламной продукции и размещению её в средствах массовой информации, такая деятельность не может быть возложена в качестве основного вида деятельности на учреждение. Деятельность по изготовлению рекламной продукции и размещению её в средствах массовой информации не направлена на достижение цели, ради которой создан «Издательский центр», – обеспечение обнародования (официального опубликования) правовых актов органов государственной власти Иркутской области, иной официальной информации, удовлетворение потребности населения Иркутской области в получении информации о социально-экономической, политической, культурной и спортивной жизни в Иркутской области.

Под рекламой понимается информация, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 Федерального закона № 38-Ф3 от 13.03.2006 «О рекламе»). В силу чего деятельность по изготовлению рекламной продукции не является государственной работой.

В Уставе ОГКУ «Газета «Областная», целями создания которого являются производство и выпуск газеты, деятельность по размещению в газете «Областная» рекламы не предусмотрена. Доходы от размещения рекламы поступали ОГАУ «Издательский центр», поскольку право размещения рекламы в газете определено договором между ОГКУ «Редакция газеты «Областная» и ОГАУ «Издательский центр».

ОГКУ «Редакция газеты «Областная» было недофинансировано, но при этом предоставило возможность получения доходов от размещения платной информации и рекламы ОГАУ «Издательский центр», где, однако, в отсутствие этого вида деятельности в госзадании на цели, не соответствующие цели создания учреждения, средства от приносящей доход деятельности были отвлечены на проведение фестиваля «Байкальская пресса – 2017»; одновременно средства областного бюджета направлялись с нарушением действующего законодательства на производство и распространение газеты «Панорама округа». Средства от приносящей доход деятельности в сумме 4108,8 тыс. рублей (33,9% от объёма расходов), в том числе спонсорские средства в сумме 900,0 тыс. рублей, направлены ОГАУ «Издательский центр» на материально-техническое сопровождение фестиваля «Байкальская пресса – 2017» по Распоряжению правительства Иркутской области от 20.07.2017 № 405-рп, что не согласуется с положениями Федерального закона № 174-ФЗ, с пунктом 5.2 Устава учреждения.

Произведённые учреждением затраты на оплату за авиабилеты, проживание и питание участников фестиваля, аренду помещений, оборудования и прочие расходы вызывают сомнения в их правомерности, если принимать во внимание тот факт, что в силу статей 2, 4 федерального закона № 174-ФЗ средства от приносящей доход деятельности могут направляться на цели, для которых учреждение создано.

Деньги – на бесплатный ветер

Бюджетные ассигнования на обеспечение деятельности ОГКУ «Редакция газеты «Областная» предусмотрены на начало 2017 года в сумме 10 миллионов 807,3 тыс. рублей с увеличением по состоянию на 31.12.2017 до 11 миллионов 297,3 тыс. рублей. На финансовое обеспечение ОГАУ «Издательский центр», согласно ресурсному обеспечению мероприятий подпрограммы «Информационное освещение деятельности исполнительных органов государственной власти Иркутской области», предусмотрено на 2017 год сначала 17 миллионов 069,1 тыс. рублей, затем объём увеличен до 24 миллионов 140,0 тыс. рублей. Таким образом, в сумме из средств областного бюджета на эту деятельность направлено 35 миллионов 437,3 тыс. рублей. Однако, как отмечено в отчёте КСП, правовых оснований для бесплатного распространения газеты «Областная», кроме распространения обязательного экземпляра газеты, не имеется.

КСП области отмечает, что эффективность бесплатного распространения газеты путём размещения на стойках, в МФЦ и другими подобными способами вызывает серьёзные сомнения, если принимать во внимание практику размещения газеты в здании, где расположена Контрольно-счётная палата области. Наблюдение за стойкой размещения газеты «Областная» в ходе проведения контрольного мероприятия показало, что газета не востребованна, по истечении времени она разбирается работниками на хозяйственные нужды.

Наряду с бесплатным распространением осуществлялась подписка на газету «Областная», которая являлась незначительной – в объёме 224 экземпляров. Поступление средств от неё в проверяемый период составило 53,2 тыс. рублей. Расходы на печать газеты без официальной информации, распространяемой бесплатно (21 070 экземпляров каждого выхода газеты по средам), за 2-е полугодие 2017 года расчётно составили 1 миллион 868,1 тыс. рублей (547 820 экз. *3,41), что квалифицируется как использование бюджетных средств с несоблюдением принципа эффективного использования (статья 34 Бюджетного кодекса РФ), если принимать во внимание также то, что этот объём газеты «Областная» не был распространён в каждое муниципальное образование.

Не совсем обязательно

Анализ распространения газеты «Областная» бесплатно в разрезе муниципальных образований показал, что в 13 муниципальных образованиях Иркутской области второго уровня с общей численностью населения 281 082 человека выпуск газеты «Областная» за среду вовсе не распространялся. Аларский, Балаганский, Боханский, Жигаловский, Заларинский, Катангский, Киренский, Куйтунский, Мамско-Чуйский, Нукутский, Тайшетский, Усть-Удинский, Чунский районы были планово оставлены без газеты «Областная».

Вопреки закону Иркутской области № 10-ОЗ основная доля (69,5%) тиража газеты «Областная» распространялась силами «Издательского центра» (так называемое редакционное распространение) на безвозмездной основе в организации г. Иркутска и Иркутской области. Газета направлялась в МФЦ «Мои документы», региональные отделения политических партий, учреждения социального обслуживания населения, бизнес-центры, автовокзал, аэропорт г. Иркутска, железнодорожный вокзал г. Иркутска, электропоезда ОАО «Байкальская пригородная пассажирская компания», СК «Байкал-Арена», СК «Труд», Иркутский авиационный завод, а также в общественные организации, размещалась на стойках для газет в зданиях исполнительных органов власти и др.

Этот объём распространения составлял 21 070 экземпляров каждого выхода газеты по средам. Сверх распространения обязательного экземпляра газеты основной номер газеты, выпускаемый по средам (текстовая часть без официальной информации), бесплатно распространялся в администрации отдельных муниципальных образований (города Братск, Тулун, Усолье-Сибирское, Усть-Илимск, Черемхово, Саянск, Ангарск, Иркутск, Братский, Усть-Кутский, Усть-Илимский, Тулунский, Усольский, Черемховский, Зиминский, Иркутский, Эхирит-Булагатский, Шелеховский, Баяндаевский, Качугский, Казачинско-Ленский районы, сельские поселения Баяндай, Оса).

Обязательный экземпляр не направлялся даже губернатору области (получателем было указано Управление пресс-службы и информации губернатора и правительства области, которое по закону № 10-ОЗ не является получателем), в органы исполнительной власти – по закону ими являются областные министерства, агентства и службы. Это замещалось направлением 100 экземпляров правительству Иркутской области, что также противоречит действующему закону.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры