издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Экватор Сергея Левченко

  • Автор: Александра Петрова

У губернатора Иркутской области Сергея Левченко нынче экватор, половина пятилетнего срока полномочий. Подходящее время подвести промежуточные итоги, ведь все дела, которые он запланировал на срок своих полномочий, должны быть хотя бы начаты. А планы – не только составлены, но и оглашены. В конце концов, если верить его предвыборному обещанию «Услышать голос каждого», то за истекший период он должен был услышать голоса половины жителей Иркутской области.

Вспомним наиболее яркие события, произошедшие в Иркутской области с момента избрания Левченко губернатором.

Лесные пожары

Сначала цитата из предвыборного ролика Левченко, с которым он разгромил своего соперника Сергея Ерощенко на выборах в сентябре 2015 года. Напомним, политическая кампания проходила на фоне лесных пожаров на Байкале. Тогда не пострадал ни один человек, огонь не подошёл ни к одному населённому пункту, хотя задымлённость была изрядная. В предвыборном ролике Сергей Левченко сокрушался о том, что «горит наше национальное достояние», и главной виновницей чрезвычайной ситуации объявил «действующую власть, которая допустила преступную халатность».

Население посчитало, что при Левченко такого не случится. Что же было далее?

1 июня 2016 года транспортный самолёт Ил-76ТД МЧС России вылетел из Иркутска на тушение лесных пожаров в Качугском районе. После очередного сброса воды самолёт врезался в сопку в четырёх километрах от населённого пункта Рыбный Уян. Борт полностью разрушился, погибли все 10 членов экипажа.

Самолёт был задействован на тушении крупнейшего лесного пожара, разросшегося до таких масштабов, что дым доходил до соседних регионов, включая Забайкальский край. Губернатор Сергей Левченко и правительство Иркутской области ничего не предпринимали на начальных этапах, посчитав, что пожар закончится сам.

 

В 2016 году Иркутская область стала абсолютным рекордсменом России по количеству лесных пожаров. Национальное достояние? Нет, о нём Левченко в этот раз не вспомнил.

Апрель 2017 года: из-за природных пожаров сгорели деревня Вершина Аларского района, два лесных посёлка в Заларинском районе, уч. Большерастягаевский Зиминского района, несколько улиц на окраине Черемхова, посёлок Бубновка Киренского района. Это только населённые пункты – не считая садоводств! Подобного не было в Иркутской области никогда.

После этих трагедий в Иркутск прилетел президент Владимир Путин, которому Сергей Левченко докладывал о том, что с пожарами практически полностью справились. Но история, увы, имела продолжение.

Май 2017 года: сгорело ещё несколько населённых пунктов – Новотремино, Горевой, Юрты, Пойма Тайшетского района, дома в посёлке Октябрьский Чунского района.

Больше тысячи жителей Иркутской области – пенсионеры, бюджетники, семьи с детьми – в одночасье остались без крыши над головой, без имущества и предметов первой необходимости. Все расходы по обеспечению их жильём взял на себя бюджет Российской Федерации.

Но это не мешает Сергею Левченко бодро рапортовать о том, что Иркутская область год от года всё лучше борется с лесными пожарами.

Социальная сфера

8 августа 2016 года – чёрный день в истории Иркутской области. Стало известно о смерти восьмилетней девочки-инвалида из Черемховского психоневрологического интерната. С 24 июля по 3 августа в Черемховскую городскую больницу № 1 было госпитализировано 23 ребёнка из этого интерната, все – с подозрением на кишечную инфекцию.

11 августа скончалась вторая девочка, ей было пять лет.

12 августа – третья.

В ночь с 13 на 14 августа в областной инфекционной больнице скончалась четвёртая воспитанница психоневрологического интерната, ей было пять лет.

Черемховский психоневрологический интернат был открыт в январе 2016 года, сюда со всей области по решению правительства Левченко свезли более 100 детей с поражениями нервной системы, многие из которых не могли ходить, не имели глотательного рефлекса и нуждались в особом уходе. Однако неплохая идея – создать специализированное учреждение для тяжелобольных детей – была на практике реализована с колоссальными нарушениями: в учреждении не хватало нянечек, не было медперсонала (когда случилась эпидемия, единственный на 100 больных детей педиатр находился в отпуске), надлежащих медикаментов, белковых препаратов. Долгое время учреждение работало без подгузников – деньги на них попросту не были предусмотрены в бюджете. Из-за недофинансирования дети не получали нужное питание и уход, не соблюдался эпидемиологический режим. Всё это имело смертельный итог.

Культура

Пожалуй, одним из самых ярких культурных событий за время правления Сергея Левченко до сих пор остаётся история с картинами Никаса Сафронова. Она произошла в декабре 2016 года и хорошо запомнилась всем любителям живописи.

В истории фигурируют две картины, одна из них – портрет Валентина Распутина, изготовленный Никасом Сафроновым его фирменным способом по фотографии писателя. Вторая – сделанный в той же технике портрет губернатора Сергея Левченко. Никас Сафронов получил гонорар 1,2 млн рублей, однако позже разгорелся скандал, и художник заявил, что это был подарок, а гонорар он получил от благотворительного фонда и за другую работу.

Обе картины вызвали нарекания у иркутской общественности в связи с очевидной конъюнктурностью и невысоким качеством.

Портрет Распутина был передарен музею писателя в Иркутске, картина с изображением Сергея Левченко остаётся в фонде художественного музея.

Ещё одно яркое культурное событие – празднование 80-летия Иркутской области в 2017 году. Основные торжества прошли летом в Москве, в Парке Горького, для партийной номенклатуры КПРФ, сами жители области праздник увидели в основном в качестве отчётов в средствах массовой информации.

И из последнего. Небольшой конфуз, весьма точно характеризующий ситуацию в культуре Иркутской области. Как сообщила пресс-служба губернатора и правительства региона, 21 февраля Сергей Левченко торжественно перерезал ленточку на открытии Дома культуры в селе Талька Иркутского района. Однако, как позже сообщили местные жители, этот объект был принят ещё в 2010 году мэром района Игорем Наумовым.

Экономика

Наиболее важные события за период правления Сергея Левченко в экономической сфере – это непрекращающиеся попытки передать ОАО «Международный аэропорт Иркутск» под контроль частной компании «Новапорт» Романа Троценко, несмотря на неоднократные предупреждения и предписания Федеральной антимонопольной службы. Такая политика губернатора (а он лично ведёт все переговоры по аэропорту) противоречит интересам региона, поскольку аэропорт, единственным акционером которого на сегодняшний день является область, в год приносит до 360 млн рублей чистой прибыли.

Федеральный центр в 2016 году был вынужден отозвать инвестиции в размере 24 млрд рублей, которые были предусмотрены на строительство взлётно-посадочной полосы нового иркутского аэропорта и реконструкцию малых аэропортов Иркутской области. Это связано с тем, что Сергей Левченко отказался от согласованного проекта выноса аэропорта за пределы городской черты. Никаких объяснений, кто и когда будет строить новый аэропорт, губернатор не даёт. В последний раз он заявил, что этот вопрос, скорее всего, решится после 2021 года. Напомним, срок полномочий Сергея Левченко истекает в 2020 году.

Отдельный сюжет – газификация Иркутской области. Сергей Левченко в своей предвыборной программе в 2015 году заявлял, что газификация региона за счёт малых месторождений углеводородов, за которую активно взялся Сергей Ерощенко во время своего губернаторства, является абсурдной, когда на территории области располагается крупнейшее Ковыктинское газоконденсатное месторождение. Он обещал, что газ в области появится через год после выборов, то есть в 2016 году. Потом перенёс срок на 2017 год. Сейчас сроки не называет вовсе, но известно, что в магистральный газопровод «Сила Сибири» ковыктинский газ начнёт поступать с конца 2022 года. Опять же после истечения срока полномочий Левченко… Таким образом, был убит один работоспособный проект, а другой не состоялся.

Особая гордость Сергея Левченко – это программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» Иркутской области. Только в 2017 году на эту программу было направлено 5,3 млрд рублей. Казалось бы – неплохие средства для запуска инновационных процессов в экономике. Однако, как стало известно после проверки Контрольно-счётной палаты Иркутской области, более 80% этой суммы ушло на обеспечение деятельности самих органов власти и подведомственных им учреждений, а главные статьи расходов – это зарплата чиновников (1,6 млрд рублей), закупка товаров, работ и услуг для обеспечения их деятельности (1,4 млрд рублей), субсидии бюджетным, автономным учреждениям и другим НКО (1,2 млрд рублей).

То, что с инновационным развитием дело не заладилось, вполне объяснимо. В Иркутской области до сих пор нет стратегии социально-экономического развития, которую губернатор обещал выдать ещё в начале 2016 года. Так и живём без плана, полагаясь на то, что экономика сама как-нибудь выкрутится.

За это время Левченко успешно забыл о «народных предприятиях», которые обещал жителям Иркутской области. Ресурсы уходят. Так, например, при Левченко распределены практически все лесные участки на юге и в центральной части Иркутской области, где теоретически можно было бы создавать новые рабочие места на «народных» лесоперерабатывающих предприятиях. В сельском хозяйстве до 80% областной поддержки идёт крупным агрохолдингам, так что лишних ресурсов на создание «народных» сельхозпредприятий тоже нет.

Команда

К экватору своего правления Сергей Левченко пришёл в ином окружении, нежели то, которое его привело к власти в 2015 году или поддержало после победы. Уволилось несколько ключевых фигур команды. Вспомним наиболее громкие имена.

15 июня 2016 года уволен с должности советника губернатора и председателя совета директоров ОАО «Международный аэропорт Иркутск» Юрий Фалейчик. По имеющейся информации, причиной разлада давних союзников послужил отказ Фалейчика играть в пользу «Новапорта» по передаче этой коммерческой структуре управления иркутским аэропортом.

3 октября 2016 года ушёл в отставку первый заместитель губернатора Иркутской области Виктор Игнатенко. Этому предшествовало уничтожение Сергеем Левченко министерства юстиции Иркутской области и областного Уставного суда, над созданием которых Игнатенко трудился несколько лет.

21 декабря 2016 года уволен министр жилищной политики, энергетики и транспорта Андрей Капитонов. Это один из лидеров «ангарского клана», а ведь именно ангарчане, когда-то трудившиеся в мэрии Ангарского района под руководством Капитонова (тогда он носил фамилию Козлов), стали основным звеном в аппарате губернатора и правительства Иркутской области и в смежных структурах.

5 августа 2017 года ушёл в отставку председатель правительства Иркутской области Александр Битаров. Именно он считается автором победы Левченко на губернаторских выборах в 2015 году. Увольнению предшествовали неоднократные заявления Битарова о том, что он не контролирует ситуацию в правительстве, не удовлетворён работой ряда министров, однако вопросы их увольнения – в компетенции губернатора.

В целом за эти два с половиной года прошла целая череда отставок: сменились руководители в министерствах экономического развития, имущественных отношений, строительства, в Дорожной службе Иркутской области, в Институте законодательства и правовой информации имени М.М. Сперанского и в других структурах и ведомствах.

Но самые значительные и трагические изменения произошли в самой КПРФ. В январе 2017 года покончил с собой один из активнейших сторонников Сергея Левченко на выборах 2015 года – молодой усольский коммунист Михаил Головенчец. По словам его матери и соратников, 13 января он вышел из партии, а через неделю застрелился. В предсмертной записке он написал, что разочарован в деятельности партии, в «авторитетных партийцах» и отсутствием реальной борьбы за права и равенство людей.

После этого из партии вышел ещё один активный сторонник Левченко – депутат Думы Усолья-Сибирского Сергей Угляница, затем – большинство членов иркутского райкома КПРФ во главе с тёзкой и однофамильцем губернатора Сергеем Левченко. Партия продолжает рассыпаться и терять своих сторонников.

Завершающим аккордом стало увольнение 25 марта 2018 года Марины Ивановой с должности заместителя губернатора Иркутской области – руководителя администрации Усть-Ордынского Бурятского округа. Она была единственной коммунисткой в «коалиционном» правительстве Сергея Левченко. Больше в правительстве губернатора-коммуниста однопартийцев нет.

Наш корреспондент изучил «белые пятна» на карте командировок губернатора Иркутской области. За бортом его посещений оказались муниципалитеты, которые находятся как в нескольких часах лёта от областного центра, так и в нескольких часах езды на автомобиле. Территории, обделённые личным вниманием главы региона, окрашены на карте светло-серым цветом.

Сергей Левченко гостил на нескольких предприятиях Братска, но не увидел Братский район. Даже главу скандально известной Вихоревки отправил в отставку дистанционно. Усть-Кутский, Нижне-Илимский, Куйтунский, Зиминский, Заларинский районы ещё ждут визита первого лица.

Пока за границами внимания губернатора осталась и нефтяная «житница» региона. Сегодня главным образом Катангский район обеспечивает устойчивость областного бюджета времён Левченко.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры