издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Ситуация требует комментариев»

В номере газеты «Восточно-Сибирская правда» от 27.03.2018 была опубликована статья «Меры приняты. Результата нет», посвящённая Фонду микрокредитования Иркутской области, который я возглавляю. Всецело оставляя за редакционным коллективом право на собственную точку зрения касательно активности отдельных депутатов, направленной на ликвидацию единственной на сегодняшний момент региональной микрокредитной организации с государственным участием, оказывающей финансовую поддержку субъектам малого предпринимательства путём предоставления заёмного финансирования на льготных условиях, я хочу подчеркнуть, что журналисты «ВСП» не обращались в фонд либо ко мне лично за комментариями, хотя имели для того все возможности. Тогда как изложенная в вышеупомянутой статье информация вне всяких сомнений требует комментариев и пояснений, без коих текст представляется однобоким, неполным и не вполне достоверным. Поскольку Фонд микрокредитования – основной «герой» данной статьи, которому не дали права голоса при её написании, в соответствии со сложившейся в российских СМИ практикой я прошу это право голоса предоставить, опубликовав на страницах «ВСП» нижеследующий текст, который отражает нашу позицию, в том числе в части ответа на ряд голословных обвинений, которые были высказаны некоторыми участниками дискуссии в рамках последнего заседания комитета по собственности Законодательного Собрания Иркутской области.

Для начала – несколько слов о том, как «появился на свет» Фонд микрокредитования Иркутской области. В конце нулевых годов Министерство экономического развития РФ приняло решение стимулировать развитие малого бизнеса в муниципалитетах. И для этого была предложена модель создания муниципальных микрофинансовых организаций: часть средств в их капитализации должны были составлять средства муниципального бюджета, а часть вносил федеральный бюджет. К середине десятых годов в Иркутске таких организаций действовало более двадцати. Какие-то работали успешно, а иные – не слишком: скажем, в отношении директоров МФО Усолья-Сибирского и Слюдянки заведены уголовные дела. И такие прецеденты встречались не только в Иркутской области. В итоге правительство РФ решением от 30.12.2014 прекратило финансирование муниципальных МФО, отдав предпочтение поддержке областных микрокредитных организаций.

Причём Министерство экономического развития, конечно же, не выделяет деньги «по звонку»: чтобы получить средства федерального бюджета, нужно было создать областную организацию, капитализировать её и выйти на конкурс. Самое логичное решение – сделать это на базе одной из успешных муниципальных организаций, расширив географию её полномочий. И, понятное дело, невозможно было сделать это, опираясь на МФО в удалённом от областного центра муниципалитете, – просто из соображений удобства логистики. Вот так, вполне естественным способом, выбор пал на «Фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ангарского городского округа», у которого по состоянию на 2016 год – единственного среди всех – была нулевая «просрочка» и стопроцентная возвратность. К учредителям Ангарской МФО присоединились министерство экономического развития области и Корпорация развития – и был зарегистрирован Фонд микрокредитования Иркутской области. Он успешно прошёл все конкурсные процедуры федерального Минэконома и получил в 2017 году 86,3 миллиона рублей из бюджета на докапитализацию.

Вопрос состава учредителей Фонда микрокредитования неоднократно поднимался отдельными депутатами: они требуют выхода из него «коммерческих структур». Действительно, помимо министерства экономического развития Иркутской области, Корпорации развития и администрации Ангарского городского округа в числе учредителей находятся ООО «МАКСиМАКС» и ООО «СЭП». Они же изначально входили в состав учредителей «Фонда поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Ангарского городского округа». Вопреки громким популистским заявлениям отдельных депутатов это ни в коей мере не является нарушением законодательства РФ. Более того, можно сказать, что в ряде регионов это обычная практика. Поясним на цифрах: по состоянию на 31 января 2018 года в России действовало 180 микрофинансовых организаций с государственным участием. Почти в 10% из них соучредителями являются коммерческие юридические лица и/или даже просто физические лица. В полном соответствии со статьёй № 15 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», которая гласит, что «учредителями некоммерческой организации… могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица».

Из всего этого напрашивается довольно прискорбный вывод о глубине познаний отдельных депутатов в законах Российской Федерации.

Впрочем, успешность деятельности фонда измеряется не только полным и всеобъемлющим следованием букве закона – хотя и этим тоже, конечно: в конце прошлого года завершилась проверка фонда на соответствие 115 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», которую проводил Центробанк. Результат: «Правила внутреннего контроля фонда соответствуют нормам действующего законодательства», ни одного замечания по результатам проверки не было получено. Для нас эта оценка, безусловно, лестна, но ещё более приятна оценка заёмщиков. А их за полтора года эффективной работы насчитывается уже свыше трёхсот. Всё это реально работающие предприятия малого бизнеса из 30 муниципалитетов Иркутской области. На первом месте по количеству выданных займов – областной центр, на втором месте – Ангарск, на третьем – Усолье-Сибирское, за ним следуют Качугский район, Иркутский район, Зима. Общая сумма выданных займов превышает 417 миллионов рублей. Благодаря деятельности Фонда микрокредитования сохранено 2164 и создано 752 рабочих места – данные, подтверждённые отчётностью в налоговую инспекцию.

Я совершенно убеждена, что если уважаемая редакция обратится к любому нашему заёмщику, то получит полную и исчерпывающую информацию, подтверждающую как сжатые сроки рассмотрения заявок (3–5 дней), так и небольшой и лёгкий для формирования пакет документов. Мы отличаемся от коммерческих финансово-кредитных учреждений тем, что извлечение прибыли не является нашей главной целью. Она у нас иная – сделать всё, чтобы как можно большее количество предпринимателей Приангарья могло получить финансовую поддержку для своего бизнеса на оптимальных условиях: до 3 миллионов на срок до 3 лет под 10% годовых. Высоко оценили деятельность Фонда микрокредитования Иркутской области и в Общероссийском народном фронте: на недавней конференции по оценке эффективности расходования бюджетных средств в программах поддержки малого и среднего бизнеса член центрального штаба ОНФ Азат Газизов отметил, что «иркутский фонд – один из примеров реально и эффективно работающего инструмента поддержки бизнеса в регионах».

В завершение хочу подчеркнуть, что написать вам столь длинное письмо меня сподвигло, разумеется, не намерение «пропиарить» фонд на станицах старейшей и авторитетнейшей газеты Иркутской области, а вполне естественное желание донести до её читателей и до вас, конечно же, объективную информацию о работе нашей организации. Какие бы мотивы сиюминутной политической амбиции ни владели теми, кто безосновательно делает выводы о мифических нарушениях в нашей работе, я бы искренне желала всем участникам этой дискуссии объединить усилия в конструктивном ключе – чтобы сделать условия для предпринимателей комфортными. Мы в этом направлении уже работаем.

Ольга Мосина, директор МКК «Фонд микрокредитования Иркутской области»

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры