издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Зелёный маршрут

Байкал, Култук, КБЖД – «Экологический автобус» открыл новый маршрут в Иркутской области

В Иркутской области состоялось открытие нового маршрута эколого-просветительского проекта «Экологический автобус», организатором которого является ассоциация «Защитим Байкал вместе» при поддержке компании En+ Group. Студенты средних специальных образовательных учреждений Иркутска отправились на побережье Байкала – в посёлок Култук. В программе – лекция о пока ещё самом чистом озере планеты, о родном крае, удивительных исторических архитектурных объектах на Байкале, а также экскурсия на Кругобайкальскую железную дорогу.

«Экологический автобус» впервые отправился в путь в январе 2012 года. Вот уже шесть с половиной лет благодаря ассоциации «Защитим Байкал вместе» и компании En+ Group каждый месяц новая группа школьников и студентов региона посещает заповедные места и знакомится с уникальной сибирской природой. Маршруты самые разные – Байкальский музей в Листвянке, визит-центры в Большом Голоустном (Прибайкальский национальный парк) и Республике Бурятия (Байкальский заповедник). Как рассказала Татьяна Бутакова, директор ассоциации «Защитим Байкал вместе» и идейный вдохновитель проекта, такие поездки дают школьникам и студентам возможность увидеть многообразие байкальской природы, осознать ценность чистой пресной воды озера и должны побудить их и в дальнейшем сохранять природу озера Байкал.

В минувший четверг студенты иркутских средних специальных учебных заведений – победители различных экологических конкурсов и начинающие волонтёры – отправились из Иркутска в посёлок Култук, став первыми участниками нового маршрута. По пути на Байкал об истории городов Иркутска и Шелехова, а также об уникальных особенностях байкальской природы начинающим экологам рассказывала экскурсовод Ольга Елина. Раньше Ольга Константиновна, географ по образованию, возглавляла отдел естественно-научной литературы областной юношеской библиотеки имени И.П. Уткина.

«Иркутская область занимает огромную территорию – почти 768 тысяч квадратных километров. На ней смогло бы одновременно разместиться пять европейских государств, таких как Португалия, Италия, Великобритания, Голландия и Дания, или полторы Франции. Здесь горы, высота которых достигает трёх тысяч метров над уровнем моря, равнины, степи и лесостепи. Большую часть – 80% нашей области – занимают леса», – поделилась с ребятами Ольга Елина. На экскурсии ребята узнали, почему сейчас мельчают реки и участились паводки, про вырубку лесов и лесные пожары, о национальных парках, заповедниках и заказниках – для чего их создают и чем они отличаются друг от друга. Студенты попробовали разобраться в происхождении названия озера. Возможно, это перевод с тюркского «Бай куль», что означает «богатое озеро». Есть версия о монгольском происхождении названия: «Байгал» – «богатый огонь», «Байкал Далай» – «большое озеро, море».

Также ребята попробовали «оценить» главное богатство Байкала – чистую воду. Если представить, что её литр стоит всего один цент, то стоимость всех вод Байкала составит около 23 трлн долларов, что больше, чем все разведанные запасы африканских алмазов, и дороже, чем полёт на Марс, который оценивается в 500 млн рублей.

В Култуке организаторы маршрута рассказали о строительстве Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) – уникального историко-культурного объекта, строители которого совершили инженерный подвиг, пробивая железнодорожную ветку прямо в скалах. Участок Транссиба от Порта Байкал до Култука составляет 84 км. На нём за два года было построено 424 инженерных сооружения, среди которых 38 тоннелей, 6 величественных мостов, 16 галерей, около 280 подпорных стенок и пр. И всё это практически вручную! Для сравнения: в наше время Академический мост в Иркутске длиной 2,5 км строили 10 лет.

Главная задача проекта «Экологический автобус» – воспитание бережного отношения к природному богатству и формирование экологически ответственного поведения. «Когда мы начинаем познавать что-то, мы начинаем понимать, любить и бережно относиться к этому. Поэтому у проекта есть девиз: «Познай, полюби и сохрани озеро Байкал!», – говорит Татьяна Бутакова.

Сами ребята гордятся тем, что они занимаются экологией и волонтёрством. Студентка 3 курса Иркутского технологического колледжа Анастасия делится впечатлениями: «Наш колледж пригласили на одну из эконедель, которые проводятся Молодёжным экологическим центром имени В.П. Брянского. Так я стала волонтёром. И теперь для меня очень увлекательно помогать природе, участвовать в субботниках. К примеру, в прошлый раз мы ездили убираться в саду Томсона, также ездили в Байкальский заповедник». Учащиеся 1 курса Иркутского аграрного техникума Дарья и Анастасия – будущие агроном и ветеринар – напрямую связывают свои профессии с заботой об окружающей среде и так говорят о мероприятии: «После таких экскурсий начинаешь больше задумываться об экологии и ценить природу. К примеру, понимаешь, что надо активнее заниматься озеленением, что экологическая обстановка напрямую влияет на здоровье животных и людей, что мусор надо выбрасывать только в специально отведённых местах».

«Экоавтобус» – один из проектов, которые En+ Group реализует совместно с ассоциацией «Защитим Байкал вместе», – рассказала «СЭ» специалист по устойчивому развитию компании En+ Group Дарья Мусихина. – Также мы поддерживаем и другие проекты ассоциации, направленные на воспитание экопоколения: экологический фестиваль «Байкальский калейдоскоп» и эколого-образовательный проект «Азбука экологии жизни». Все они входят в комплексную программу по защите озера Байкал, которую реализует En+ Group с 2011 года. Важно, чтобы дети с раннего возраста заботились об окружающей среде, от которой зависит жизнь человека, учились добывать новые знания о флоре и фауне Байкала, чтобы узнавали, как исследовать природу без вреда для неё самой, задумывались о её сохранении, понимали последствия своего – человеческого – влияния на окружающий мир. Проект «Экологический автобус» отлично реализует эти задачи и развивает экологическое мышление у молодых людей».

«Экологический автобус» продолжает свой путь. Впереди новые увлекательные и познавательные маршруты.

 

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер