издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорожать бензин заставляют налоги

Можно ли остановить рост цен на бензин приказом сверху?

Цены на бензин уже несколько недель шокируют автолюбителей быстрым ростом. Власти требуют от нефтяных компаний увеличить продажу топлива на внутреннем рынке, однако специалисты уверены, что в приказном порядке проблему не решить. Бензин перегрузили налогами, и, чтобы успокоить цены на АЗС, правительству нужно в первую очередь пересмотреть свою налоговую политику.

В приказном порядке?

По данным Росстата, за прошедшую неделю средняя розничная стоимость литра бензина в стране выросла на 80 копеек и составила 42,83 рубля. За один только май топливо прибавило в цене 5,7%, с начала года – 7,3%. Дизель с 1 января подорожал ещё больше – на 7,9% – и сейчас стоит 43,91 рубля за литр. Такого стремительного подорожания топлива российские АЗС ещё не знали.

В ситуацию вмешалась Федеральная антимонопольная служба, предъявившая претензии нефтяным компаниям за недостаточные объёмы продаж топлива на внутреннем рынке. ФАС попросила предприятия ПАО «Газпром» обосновать увеличение отгрузки на экспорт прямогонных бензинов, направила уведомления пяти компаниям (ОАО «ТАИФ-НК», АО «ФортеИнвест», ОАО «Сургутнефтегаз», ПАО «Татнефть» и АО «Антипинский НПЗ») о необходимости исполнить обязательства по поставке нефтепродуктов на внутренний рынок и предписала «Роснефти» к 8 июня увеличить поставку топлива на биржу.

Однако простым приказом цены не остановить. Дело в том, что проблема растущей стоимости топлива имеет более глубокие корни, нежели это объясняет ФАС. Оказалась нарушена сама экономика производства и продажи нефтепродуктов, в результате чего продавать их внутри страны стало не просто менее выгодно, но даже убыточно. Причина – текущая налоговая политика правительства. Именно она создаёт условия, по сути, выдавливающие топливо с внутреннего рынка.

Всё решают налоги

Во-первых, создаётся высокая налоговая нагрузка на топливо, ведь самую большую часть в цене литра бензина составляют именно налоги (НДПИ, акцизы, НДС). «У нас 60% стоимости автомобильного топлива – это фактически платежи государству. Если бы государство хотело по-настоящему снизить цены на бензин, оно бы снизило эту долю, – рассказал директор аналитического департамента инвесткомпании «Альпари» Александр Разуваев. По его словам, повышение стоимости бензина связано также с ростом российской экономики. «Более того, цены на топливо в России не такие уж и высокие. Они гораздо ниже, чем, например, в Европе и Белоруссии», – добавил эксперт.

Член комитета Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Рустам Танкаев отводит налогам ещё более высокую долю в цене бензина – 70%. Даже нефть, из которой производится топливо, не имеет столь сильного влияния на его стоимость. «Часто говорят, что нефтяники своими сверхприбылями повышают цены, но их доля в конечной цене бензина и дизельного топлива составляет всего лишь 2%, и они на это никак повлиять не могут, – поясняет Танкаев. – Всё находится в руках правительства, у которого есть три рычага для управления бензиновым рынком. Первый рычаг – это налоги, второй – это, как ни странно, курс национальной валюты по отношению к евро, третий рычаг – таможенные пошлины на вывоз бензина и дизельного топлива».

Эксперт напомнил, что прежде многие регионы России завозили бензин из соседних стран, но сегодня импорт равен нулю, потому что у нас самые низкие цены на бензин и дизельное топливо в Европе и одни из самых низких в Юго-Восточной Азии.

Опасный маневр

Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин объясняет, что высокая налоговая нагрузка – результат действия так называемого налогового маневра. «Эта стратегия осуществляется достаточно долго, и сейчас прошли сообщения, что правительство собирается за счёт этого налогового маневра получить ещё триллион рублей», – отметил эксперт.

В рамках маневра повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) применительно к нефти и снижается экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты. «Налог на добычу полезных ископаемых, повышаясь, увеличивает внутреннюю цену нефти и, соответственно, внутреннюю цену бензина. У нас сегодня оптовая цена бензина на самом деле выше розничной», – поясняет Делягин. По его словам, текущая налоговая политика, по сути, затрудняет поставки на внутренний рынок, потому что при продаже внутри страны нефтепереработка становится убыточной.

Основная причина роста оптовых цен сегодня – значительное превышение экспортного паритета (альтернативная поставка топлива на экспорт) по отношению к ценам внутреннего рынка. Речь идёт о нескольких тысячах рублей с каждой тонны проданного бензина или дизеля. По словам президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, высокий экспортный паритет на фоне роста мировых цен на нефть – следствие проводимой правительством РФ тарифно-финансовой политики, то есть всё того же налогового маневра.

Проблема в том, что исполнители маневра отошли от изначального плана, который не предполагал рост акцизов на топливо. «Было задумано увеличивать налоги на добычу на входе при снижении экспортных пошлин. Но, чтобы у нас не росли внутренние цены, надо было компенсированно каждый раз при росте НДПИ снижать акциз, – поясняет Аркуша. – Но акциз за всё это время ни разу не снизился, более того, он каждый год повышался. Сегодня акциз составляет более 11 тысяч рублей по бензинам и 7 тысяч по дизельному топливу. Если бы маневр реализовывался, как было задумано, сегодня акциз был бы 2,5 тысячи на дизельное топливо и примерно 4–4,5 тысячи на бензин».

Конечно, столь бурный рост цен не мог не вызвать беспокойство правительства, которое предложило чуть ослабить налоговую нагрузку на топливо, снизив с 1 июля акцизы на дизель на 2000 рублей на тонну от текущего уровня, на бензин – на 3000 рублей. Однако этого снижения может быть недостаточно.

«К сожалению, на сегодняшний день оптовые цены настолько превышают розничные, что даже снижение цен на два-три рубля вследствие снижения акцизов не решит проблему. Потому что превышение оптовых цен над розничными сегодня превосходит указанную цифру», – отмечает Евгений Аркуша.

Работа в убыток

Не удивительно, что с начала года экспорт бензинов Евро-5 всеми участниками российского рынка, по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, вырос на 365 тыс. тонн, или на 48%, по сравнению с тем же периодом прошлого года. Конечно, это не могло не сказаться на ценах. Но, как уже отмечалось, увеличенный экспорт – во многом вынужденная мера для НПЗ.

В крупнейшей по объёмам добычи нефти и производству нефтепродуктов компании «Роснефть» рассказали, что основная причина роста цен на бензин – непродуманная фискальная политика, из-за которой нефтепереработка в стране стала убыточной. Если учесть высокую стоимость бензина за рубежом, понятно, что всё больше топлива отправляется на экспорт.

Заводы не могут работать себе в убыток. Им нужно платить зарплаты, налоги, обновлять производство. «Роснефть», к примеру, планирует потратить на модернизацию своих НПЗ в общей сложности 1,4 трлн рублей, из которых 850 млрд рублей уже вложено, несмотря на убыточность нефтепереработки. Компания завершила строительство и модернизацию 22 основных установок и комплексов нефтепереработки. «Вся произведённая на них продукция поставляется на внутренний рынок», – подчеркнули в «Роснефти».

Михаил Делягин отмечает, что даже в столь неблагоприятных условиях государственные компании стараются сдерживать поставки топлива за рубеж. «В той же «Роснефти», крупнейшей компании, доля экспорта бензина меньше 2,5% от производства», – отметил он. Действительно, по данным ЦДУ ТЭК, доля отправляемого на экспорт бензина Евро-5 у «Роснефти» наименьшая среди всех российских компаний – 2,4%. У «Лукойла» она составляет 7,4%, «Газпром нефть» отправляет за рубеж 10,6%, а «Сургутнефтегаз» – 12,3%.

Что касается поставок на внутренний рынок, то здесь «Роснефть» даже перевыполнила план поставок на биржу, отправляя туда с января по апрель 2018 года 24,4% всего произведённого компанией бензина при нормативе 10%. Нефтепереработчики делают всё что могут и порой даже больше, теперь очередь за правительством и его налоговым маневром.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер