издательская группа
Восточно-Сибирская правда

На языке театра

В Иркутском академическом драматическом театре прошёл конкурс юных рецензентов

Конечно, рисковую акцию затеял Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова, когда объявил конкурс рецензий на спектакли среди школьников и студентов. Теперь и профессиональные журналисты-то на полноценную рецензию едва способны. Наряду с такими ёмкими жанрами, как очерк, эссе, фельетон, она стала анахронизмом. Чтобы написать её, нужны знания, опыт и развитое театральное восприятие. Так или иначе, но вызов был брошен и, как выяснилось, отважно принят: 22 юных автора прислали на оценку свои впечатления от постановок «охлопковцев». Вознаграждения в 30, 20 и 10 тысяч рублей достанутся обладателям 1, 2 и 3 мест соответственно – Анастасии Переверзевой, Эльмире Павловой и Евгении Сыч. Кроме того, жюри отметило удачные работы Алёны Туренко, Алины Поповой, Анастасии Луковниковой и Людмилы Чипизубовой.

– Я, например, не ставил плохие оценки, – признался на встрече с участниками акции член жюри конкурса – виднейший театральный критик Приангарья Арнольд Беркович. – Молодые люди, посягнувшие писать о театре, уже совершили маленький подвиг – познавательный, мыслительный, личностный, наконец.

– Мы были приятно удивлены, – подчеркнула театровед Светлана Жартун, – получив такое солидное количество конкурсных работ и обнаружив в них серьёзное содержание и ярко выраженную эмоциональную составляющую. Человеческое неравнодушие к театру ребята подкрепили стремлением больше узнать об истории пьес и постановок, об авторах, связать эти моменты с днём сегодняшним, с нашими исканиями и переживаниями.

Действительно, несмотря на то что массовая «культура» прилагает исполинские усилия к тому, чтобы россияне практически перестали думать, а представители нового поколения даже и не начинали этот «неблагодарный» процесс, молодёжь ищет духовные прозрения, тянется к высокому, доброму, вечному. Те респонденты, что написали отзывы о спектаклях драмтеатра, являются завзятыми театралами. Они знают репертуар академического театра, знают артистов, они начитанны, чтут и любят русскую литературу, зарубежную классику. Сюрпризом для конкурсной комиссии стало то, что рецензенты видели многие спектакли в разных составах и сравнивали характер исполнения ролей. Ещё похвальнее, что многие сопоставляли спектакль с текстом пьесы, внимательно подмечали режиссёрские привнесения, грамотно анализировали трактовки постановщиков. Как справедливо заметила Светлана Жартун, сложнейшие законы, по которым развивается и существует театральное искусство, конкурсанты интуитивно чувствуют, язык театра для них уже родной.

Желание высказаться, поделиться нахлынувшими впечатлениями вызвали как масштабные, так и камерные постановки. Лидером стала главная премьера сезона «Царь Фёдор Иоаннович», собравшая пять рецензий. На одну меньше насчитал музыкальный спектакль «Ромео и Джульетта», отметивший 10-летний юбилей и 200-й показ. Три отзыва посвящены «Идиоту», по два снискали булгаковский «Бег», психологическая драма Эрика Шмидта «Оскар и Розовая дама» и абсурдистская комедия Луиджи Лунари «Трое на качелях». По одному отклику досталось «Прощанию в июне», «Скамейке», «Наваждению Катерины» и «Поминальной молитве». Как видим, авторы мнений отважились анализировать серьёзную драматургию и даже сложнейший полифонический роман Достоевского, причём оказались к этому готовы.

Первое место в нелёгкой борьбе жюри присудило Анастасии Переверзевой – девятикласснице из Иркутского лицея № 3, ныне уже студентке Иркутского театрального училища. Она поделилась с нами своими рассуждениями о спектакле «Бег». Автор обратила внимание на стилевое своеобразие спектакля, режиссёр которого Татьяна Воронина поставила перед собой задачу воссоздать именно «восемь снов», как обозначил пьесу Михаил Булгаков. Это решило всю призрачную колористику и продиктовало сюрреалистические черты постановки, от которой не следует требовать бытового реализма и связной последовательности. «Спектакль – явление абсолютно самобытное, история со своей атмосферой, со своими персонажами, – пишет Настя, – со своей степенью увеличения исторических событий». Девушка понимает: угодив в «чёртово колесо» истории, герои Булгакова оказываются в искажённой, мучительной реальности, больше напоминающей сон, плод воображения, агонию больного человека. Пристальный зритель советует смотреть постановку, не стараясь сразу объяснить себе этот сон с его метафорическими образами и подробностями, а смело погрузившись в него эмоционально, доверившись концентрированной театральной магии, которая вершится на сцене. «Смотрите на то, как эстетичен спектакль и как в нём передаётся дух исторической катастрофы. Вы не увидите обыкновенные реалистические декорации в этих снах, но с их помощью вы почувствуете холод приближающейся зимы и ужас гражданской войны», – читаем мы у рецензента. И в этом умении принять специфический режиссёрский язык, чутко откликнуться на непривычную поэтику действа, с открытым сердцем следуя по лабиринту символов и неразгаданных знаков, победительница проявила завидную зрительскую зрелость и отзывчивость.

Третьекурсница филологического факультета ИГУ Эльмира Павлова, занявшая в конкурсе второе место, потрясена спектаклем «Идиот», который она посмотрела трижды. Её впечатлили не только главные герои, но и персонажи второго плана, создающие социальный фон центральных судеб. Такие как Фердыщенко в прекрасном исполнении Алексея Орлова, провокации и кривляния которого не только раскрывают его собственную жизненную тактику, но и разоблачают, «выворачивают наизнанку» других участников истории. Эльмира тонко оценила эмоциональные акценты важнейших мизансцен.

Третье место в сводном оценочном листе конкурса завоевала студентка четвёртого курса архитектурного факультета ИрНИТУ Евгения Сыч со своим откликом на постановку Станислава Мальцева «Царь Фёдор Иоаннович» по драматической поэме Алексея Константиновича Толстого. «Всё тут и волшебно, и поэтично, и при этом звучит остро политически, вызывает современные ассоциации и размышления. Пьеса старинная, а мне кажется – не про старину, про судьбу России во все времена», – размышляет Евгения. Именно кровная связь событий спектакля с исторической перспективой, с днём сегодняшним, которую сумела проследить и проиллюстрировать в своей работе будущий архитектор, выделила этот отзыв из ряда других.

Добрых слов заслуживают не только призёры конкурса театральных рецензий, но и авторы, обратившие на себя внимание нестандартными выводами, искренностью и красочностью эмоций.

Десятиклассница Алёна Туренко признаётся, что с героями спектакля «Завтра была война» она словно прожила целую жизнь. Поняла, что значит меняться и взрослеть, как важно в этот период становления уяснить и впитать несладкие истины о мире и себе, сделать выбор между подлостью и благородством. Усвоила, насколько драгоценны в нашей судьбе родители, ощутила дыхание эпохи «коммунизма», когда лирика Есенина была под запретом.

Студентка Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ Алина Попова вспоминает «призрачный холод снов» и «опьяняющий сюжет» булгаковского «Бега», сопереживает богооставленности потерявших Родину героев. Она очень чутко восприняла все компоненты спектакля: игру актёров, выразительность режиссёрского почерка, цветовую гамму костюмов и декораций, особенно музыкальное сопровождение, которое звучало, «как струны души, раненной осколками боли и грусти».

Самая зрелая участница конкурса Анастасия Луковникова, будущий психолог, анализируя «Царя Фёдора Иоанновича», сделала экскурс в историю постановок этого серьёзного произведения, сравнила пронзительную игру исполнителя главной роли Сергея Дубянского с глубокой актёрской работой Иннокентия Смоктуновского в легендарном Малом театре. Сергей, говорит Анастасия, приблизил своего героя к нам, «словно лицом к лицу», показав все ценнейшие качества, заложенные в него не только драматургом, но самой историей и природой. Молодой охлопковский артист заставил нас поверить в реальность этого чистого человека, в реальность праведного правителя, которого Россия не уберегла. «В наше время, когда каждый борется с каждым, очень актуальна тема единства и примирения, – подытоживает автор. – Нам очень не хватает добра и сердец, наполненных любовью».

Самый юный участник состязания и единственный представитель сильного пола восьмиклассник Даниил Арановский решился высказаться об одной из самых глубокомысленных постановок охлопковского репертуара «Оскар и Розовая дама». Эпистолярную историю об умирающем мальчике и его мудрой старшей подруге на камерной сцене театра играют всего две актрисы – заслуженная артистка России Елена Мазуренко и Анастасия Шинкаренко. Спектакль сложный по форме и невероятно трудный по эмоциональной нагрузке. Мальчик не только пристально рассмотрел его стилевые и поэтические особенности, но и с благодарностью принял трагические уроки. «Не часто встречаются постановки, которые позволяют задуматься о том, для чего мы живём, как много может значить лишь один день в жизни человека», – заключает Даниил.

Руководство Иркутского академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова обратилось к юным поклонникам Мельпомены с заманчивым предложением – создать клуб молодых ценителей театра. Члены клуба смогут получить от иркутских театральных экспертов теоретические и исторические знания о театральном искусстве, им будет дана возможность просматривать постановки «охлопковцев», обсуждать их друг с другом и вместе с театроведами, практиковаться в написании рецензий и эссе. Клуб начнёт свою работу с открытием нового сезона в старейшем театре Приангарья и рад будет всем желающим.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер