издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Парадоксальные выборы

  • Автор: Александра Петрова

Выборы в Законодательное Собрание Иркутской области – это, по сути, уникальный политический эксперимент, итоги которого будут интересны всей стране. Он даёт ответы на несколько любопытных вопросов, в том числе о том, насколько жизнеспособны «Единая Россия», окажись она в условиях оппозиции, и КПРФ – будь она партией власти. Похоже, что ответ будет неожиданным: политический расклад не меняет природу самих политических партий: кто бы ни был губернатором Иркутской области, ЕР останется ведущей политической силой, а КПРФ по-прежнему будет искать поводы для протеста, хотя теперь ей придётся постоянно оглядываться, не прилетело бы рикошетом по собственному начальнику.

Но список региональных парадоксов на этом не исчерпывается. Самая «правая» из представленных политических сил – «Гражданская платформа» – упорно блокируется с КПРФовцами. На подтанцовке – активисты из стана Алексея Навального, которые проводят какие-то протестные акции в соответствии с повесткой КПРФ.

А КПСС, которую принято считать спойлером «правильных коммунистов», идёт в атаку с открытым забралом и мотивированными обвинениями в том, что кое-кто продал за пять копеек идеалы Ильича.

Итак, парадоксы политической кампании – 2018.

«Единая Россия» так и не смогла переформатироваться в оппозиционную партию, хотя эта позиция сулит немало новых голосов. Тем более для оппозиционной риторики есть всё необходимое: губернатор-коммунист, эффективность которого ставят под сомнение многие – «от Москвы до самых до окраин», уголовные дела в отношении его окружения (Дорожная служба Иркутской области, региональное министерство лесного комплекса и др.), ухудшение положения граждан (продолжающееся падение уровня реальных доходов населения). Окажись такие козыри у КПРФ, она давно бы забросала всю Иркутскую область листовками с требованием «Долой коррупцию!».

Багаж, с которым идёт на выборы ЕР, – традиционный: сначала праймериз, по итогам которых был определён список кандидатов, потом конференция, разработка программы и её продвижение в территории. Здесь же крепкий организационный ресурс: партия представлена во всех одномандатных округах, имеет региональные группы и серьёзную первую тройку в партийном списке, состоящую из известных в регионе лиц – Сергея Брилки, Сергея Сокола, Александра Вепрева.

Первую тройку можно рассматривать как политический посыл, демонстрирующий укрепление вертикали власти, явно проседающей по линии исполнительной ветви, через Законодательное Собрание. Сергей Брилка – действующий председатель Заксобрания (потенциально – член Совета Федерации). Сергей Сокол – федеральный политик, укоренённый в Иркутской области, явно имеющий карт-бланш на решение многих политических вопросов, о чём свидетельствуют и активность федеральной «Единой России», и приезд Сергея Чемезова – главы ГК «Ростех», с именем которого на протяжении последних лет связаны многие проекты экономического развития региона (начиная от Сухого Лога и заканчивая новым Иркутским аэропортом). Александр Вепрев – это демонстрация потенциала Иркутской области в сфере прорывных высокотехнологичных проектов (под его непосредственным руководством реализуется проект МС-21 – нового российского среднемагистрального самолёта).

Чем на это ответила КПРФ? Традиционными местечковыми междусобойчиками, в которых «номером один» всегда является главный спонсор КПРФ – «Усольский свинокомплекс». Именно его глава Илья Сумароков, несмотря на сверхсолидный возраст, вновь ведёт партию под уздцы в Законодательное Собрание. В тройке с ним – руководители Иркутского и Ангарского горкомов КПРФ Ольга Носенко и Сергей Бренюк. Никаких знаковых для Иркутской области проектов развития они, к сожалению, не представляют. Хотя надо отдать должное Ольге Носенко – это интересный политик, уже не единожды продемонстрировавший губернатору свою независимость: в Заксобрании второго созыва она довольно часто выступала согласованно с «Единой Россией» против очередных авантюр правительства Иркутской области.

Губернатор Сергей Левченко, он же председатель обкома КПРФ, нынче отказался от роли «паровоза». То ли его смутил скромный результат, к которому он привёз свою партию на прошлых выборах в Госдуму, когда он список таки возглавлял, то ли он не хочет расходовать собственную «харизму» на безнадёжное дело. Внятного ответа на вопрос, как же так получилось, что на этих выборах у КПРФ мухи – отдельно, котлеты – отдельно, услышать не удалось.

Однако Сергей Левченко всё же решил помочь своей партии, но тайно. Иногда это принимает нелепые формы. Например, по области появились баннеры КПРФ, где она уверяет, что за три года у власти построила какое-то фантастическое число школ, больниц, ФАПов и прочего недвижимого имущества. Предусмотрительно места новостроек не указаны, видимо, в расчёте на то, что область большая – и поди посчитай.

Программы тоже у коммунистов пока нет. Скорее всего, она будет переписана с очередного экономического прожекта губернатора Левченко, который планирует начать первую пятилетку в 2019 году. Прежде он обещал реализовать Стратегию социально-экономического развития Иркутской области (бросил её, так и не доработав), проект «Государство развития» (был широко презентован на федеральном уровне, но опять же заброшен), план Евразийства и интеграции со странами АТР от Сергея Глазьева.

Сейчас в Иркутской области ЕР и КПРФ ведут невидимую дуэль. Хотя, возможно, это больше похоже на гонки. Сначала Сергей Сокол садится за руль своей «Лады Весты» и отправляется по городам и весям Иркутской области, где узнаёт о реальном положении дел (начиная от качества дорог и заканчивая настоящими, а не отчётными цифрами по зарплатам в бюджетной сфере). Потом вдогонку за ним несётся губернатор, чтобы рассказать населению, как замечательно и богато мы стали при нём жить. И если для Сокола это не первая поездка по Иркутской области, то Сергей Левченко может на своей личной карте сделать много новых отметок. До сих пор он предпочитал страны АТР, где бывал значительно чаще, чем в каких-нибудь Усть-Куте или Бодайбо.

Организационный ресурс правительства Иркутской области активно задействуется для оказания помощи нужным кандидатам. Иногда это члены КПРФ, иногда – «Гражданской платформы», других партий или вовсе самовыдвиженцы.

Кстати, отличительная черта выборов-2018 в Иркутской области – это большой пул представителей лесного бизнеса. Окружение губернатора в таких кандидатах увидело значительный ресурсный потенциал – всё же среди лесоэкспортёров много богатых людей, у них есть собственный электорат (работники), связи с мэрами и прочие плюсы. Однако в расчёт закрались две ошибки. Первая – высокая доля криминала в этом секторе экономики (регистрацию одного из кандидатов-лесников избирком уже отменил – из-за выявившейся судимости в прошлом, о которой он не уведомил комиссию). Вторая – негативное отношение населения к деятельности, в результате которой уничтожаются леса, тяжёлой лесовозной техникой разрушаются местные дороги, устраняется малый бизнес из сферы заготовок древесины. Эти ошибки могут обойтись «Серому дому» в потерю нескольких перспективных округов.

Организационные и идеологические недоработки КПРФ пытается компенсировать широкой критикой ЕР за пенсионную реформу, забыв пояснить, что этот вопрос – вне компетенции регионального Законодательного Собрания. В социальных сетях, собственной и «дружественной» агитационно-пропагандистской продукции коммунисты пытаются перенаправить внимание населения Иркутской области с актуальных для региона вопросов – строительства дорог, развития социальной инфраструктуры, медицины, образования, повышения уровня реальных доходов населения, перспектив экономического развития – на яркие, но не относящиеся к региональной повестке темы.

Однако, как сообщают наблюдатели с мест, население на встречах с кандидатами всё чаще задаёт вопросы: а что, собственно говоря, хочет губернатор, к чему он стремится и есть ли у него план? Критикуя «Единую Россию», КПРФ уже должна не только сказать, что сама готова делать, но и показать. За три года у власти могла бы многое успеть.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры