издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дорожная перезагрузка

Ситуация с ремонтом дорог в Иркутске изменилась в лучшую сторону

В прошлом году Иркутск вступил в приоритетный федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». Это позволило кардинально изменить ситуацию с ремонтом дорог в городе. Если раньше ремонтом были охвачены сравнительно небольшие участки, то теперь речь идёт о целых улицах, бульварах и площадях. И можно быть уверенным: если уж рабочие зашли на улицу, то делают её «от фасада до фасада», включая не только проезжую часть, но и тротуары, ограждения, бордюры и даже озеленение.

«Безопасные и качественные дороги» – проект федеральный и требует софинансирования от областного и местного бюджетов. Например, в 2017 году было увеличено финансирование ремонта улиц и дорог города Иркутска по сравнению с предыдущим годом более чем на 30 млн руб., в том числе увеличилось финансирование из областного бюджета, а также были привлечены средства федерального бюджета. Так, в 2016 году на ремонт улично-дорожной сети было выделено 561 269,5 тыс. руб., из них средства областного бюджета – 150 193,5 тыс. руб., городского бюджета – 211 076 тыс. руб., средства бюджетного кредита – 200 000 тыс. руб. В 2017 году финансирование составило 591 727,4 тыс. руб., в том числе средства федерального бюджета – 298 000 тыс. руб., областного бюджета – 213 359 тыс. руб., городского бюджета – 70 423,5 тыс. руб. Общая площадь отремонтированного покрытия в 2017 году составила 476,5 тыс. м2, что на 14% больше, чем в 2016 году (417,7 тыс. м2). На эти средства удалось отремонтировать 27 км дорог. В 2018 году на комплексный ремонт выделено ещё больше средств – 668 миллионов рублей. И это очень хорошая новость, потому что выделенных средств хватит, чтобы отремонтировать 32,28 км дорог. В следующем году финансирование ещё увеличится и будет направлено в основном на капитальное строительство.

В прошлом году было сделано несколько развязок. В частности, закончен ремонт такого важного транспортного узла, как Покровская развязка. Её делали в четыре этапа. Первым этапом в 2015 году сделано расширение проезжей части в районе отворота на микрорайон Зелёный, добавлена ещё одна полоса, устроено барьерное ограждение, рассекающее транспортные потоки. В этом же году вторым этапом была построена дорога от Рабочего Штаба до рынка «Покровский». В 2016 году третьим этапом – строительство мостового перехода и подходов к нему. В 2017 году завершился четвёртый этап – прокладка дороги под мостом с выходом на ул. Сурнова, строительством очистных сооружений и берегоукреплением . После окончательного ввода объекта в эксплуатацию исключены пересечения встречных потоков, пропускная способность данного узла увеличилась. Также в 2016 году была отремонтирована Старокузьмихинская объездная дорога, реконструирована развязка на ней.

От центра к спальным районам

В этом году к осени будут обновлены 33 улицы. В центре города это Декабрьских Событий и Чехова. Большой объём работ выполнен в Юбилейном, там полностью отремонтирована объездная дорога. Спальные районы давно требуют к себе внимания. В том же Юбилейном дорога не ремонтировалась уже 30 лет. В этом году благодаря комплексному подходу на проезжей части заменено дорожное полотно, сделаны широкие – трёхметровые – тротуары.

– Теперь вечером идёшь, смотришь – и велосипедисты ездят, и на роликах ребятишки катаются, мамы с колясками прогуливаются, – говорит заместитель председателя комитета городского обустройства администрации города Иркутска Андрей Пономарёв. – Приятно посмотреть. Люди очень активно используют эту дорогу. Нужно сказать, что и нагрузка на неё в последние годы возросла. Появился микрорайон Берёзовый, активно прирастает Иркутский район, транзитные потоки через Юбилейный увеличиваются. Всё это мы старались учитывать.

Отремонтирована дорога по улице Безбокова. Этот участок очень важен, поскольку позволяет дублировать улицу Академическую, на которой наблюдается очень интенсивное движение. Чтобы отрегулировать транспортные потоки, которые выходят из города, отремонтирована улица Костычева. Обновлены улицы Звездинская, Маршала Конева, Аргунова. На последней добавлена ещё одна автобусная остановка.

Исключительно за счёт городского бюджета отремонтирована дорога между жиркомбинатом и Мельниковским рынком. Изначально она закладывалась скорее как технологическая. Но город растёт, строится, движение становится всё более интенсивным. Второстепенной дорогой люди вынуждены пользоваться, особенно когда на улицах Маршала Конева и Сергеева возникают пробки в час пик. Сейчас можно объехать проблемный участок по хорошей дороге. Кстати, в лучшую сторону изменилось не только качество дорожного покрытия. Вместо грязных и пыльных обочин теперь широкие тротуары. От свалок и луж не осталось и следа. Теперь можно идти с Синюшиной горы на Мельниковский рынок и не бояться, что проезжающая мимо машина обдаст тебя каскадом брызг, попав колесом в лужу. Сделаны и водоотведение, и бордюры, и тротуары.

Если говорить о Правобережном округе, здесь также немало изменений. Отремонтированы улицы Первомайская, Петрова, два участка на Рабочего Штаба. Доделали Маратовскую развязку, начатую ещё в прошлом году. Сейчас идут работы на улице Дорожной, там же делаются автобусные остановки. Кстати, на этом участке их не было, и дети, приезжая в школу, вынуждены были выпрыгивать из автобуса прямо на проезжую часть.

Друзья мои, прекрасен наш Союз

В этом году будет отремонтирована развязка около микрорайона Союз. Это один из самых масштабных и капиталоёмких проектов 2018 года. Работы уже начались, подрядчик был определён 6 августа. Андрей Пономарёв рассказал, что дорожные работы здесь ведутся в две смены. Ремонт в ночное время суток позволяет выполнить больший объём работ на участках с интенсивным автомобильным трафиком.

Объездная дорога между Университетским и Первомайским – опасный и аварийный участок, там постоянно образуются пробки. Поэтому проезжая часть будет расширена и заасфальтирована, обустроят тротуары, установят бордюры и ограждения. Кроме того, произведут вынос опор контактной сети. Необходимо отметить, что расширение проезжей части позволит увеличить расчётную скорость прохождения данного участка, причём как со стороны центра города, так и со стороны Свердловского округа. Сумма финансирования на данном объекте составляет порядка 58 млн рублей.

После выполнения основных работ будет произведена компенсационная посадка деревьев в границах строительства. Иркутяне уже заметили, что вдоль дороги пришлось вырубить 68 деревьев. Но после окончания работ вместо снесённых деревьев высадят более ста крупномеров – тополя, липы, ели и ясени. Таким образом, будет обеспечена защита прилегающего жилого сектора от проезжей части автодороги. В рамках гарантийных обязательств подрядчик в течение двух лет будет осуществлять работы по уходу за посадками. Около микрорайона Союз разбит небольшой сквер, в нём также будут высажены новые деревья.

В этом году проходит ремонт 72 улиц частного сектора. Их общая протяжённость 25 километров, финансирование – 71,764 млн рублей. Работы проводят по заявкам иркутян за счёт городского бюджета. èèè

Если учесть, что 110 дорог частного сектора были приведены в порядок в Иркутске в 2017 году, можно представить себе весь масштаб изменений. Почти половина из этих участков была заасфальтирована впервые. На эти цели в городском бюджете было предусмотрено более 70 млн рублей. Для сравнения: в 2016 году отремонтировали 76 участков.

– Если раньше люди радовались, что у них есть просто асфальтированная дорога, сейчас их этим не удивишь, – говорит Андрей Пономарёв. – Теперь нужны тротуары, нужны качественные дороги с разметкой, знаками, искусственными неровностями. Раньше были ямы, все ездили тихо, теперь дороги хорошие, и автомобилисты норовят нарушить скоростной режим. Жители просят: сделайте что-нибудь. Отрабатываем этот вопрос совместно с ГИБДД, решаем проблемы по мере их поступления.

Безопасность прежде всего

Как уже было сказано, федеральный проект «Безопасные и качественные дороги» декларирует новый – комплексный – подход к ремонту дорог. Он позволяет не просто отремонтировать проезжую часть и довести её до нормативного состояния. Если уж рабочие заходят на улицу, то делают всё «от фасада до фасада»: тротуары, ограждения, бордюры. Кстати, безопасности уделяется не меньше внимания, чем качеству. Для этого устанавливаются знаки пешеходных переходов, консоли, делаются тротуары, разметка, бордюры, металлические разделительные ограждения, или так называемая «волна».

– Вся работа направлена на то, чтобы устранить аварийные участки в городе, – говорит Андрей Пономарёв. – Есть определённый перечень опасных участков, они известны. Когда мы заходим на такой участок, сразу рассчитываем, как снизить аварийность, сделать его безопасным. Где-то нужно поставить светофор, где-то – дополнительный дорожный знак. В Университетском на улице Улан-Баторской, например, сделали подземный переход, но пешеходы не хотели им пользоваться, постоянно перебегали дорогу. Движение в этом месте очень оживлённое, и водители жалуются, а ГИБДД постоянно выносило свои предписания. Летом поставили металлическую «волну», разделили потоки, и теперь на этом участке стало гораздо спокойнее.

Мыть начали сами

Но по-настоящему комплексного подхода не получилось бы, если бы к работе не были подключены дендрологи и администрации округов. Казалось бы, как дендрологи связаны с ремонтом улиц? Оказывается, напрямую. Специалисты по городскому озеленению следуют за дорожниками и сразу же делают обрезку и формовку деревьев, а если нужно – их замену или посадку. После этого всё пространство открывается по-новому, словно по нему прошлась рука хорошего стилиста. Осенью мы увидим обновлённую улицу Декабрьских Событий. Там будут сделаны тротуары, ограждения, бордюры, которых давно уже нет – или они очень изношены. Важно, что для удобства автомобилистов на пересечениях трамвайных путей уложены специальные резиновые блоки. В этих местах асфальт постоянно выбивался и выкрашивался, так что ремонтировать его можно было хоть каждый год.

Одновременно к работе с собственниками подключилась администрация округов. Муниципалитет просит собственников отремонтировать фасады, убрать незаконную рекламу, а кое-где просто помыть окна.

– Но мы не только собственников просим позаботиться о чистоте, мы и сами начали мыть дороги, – говорит Андрей Пономарёв. – Горожане, наверное, уже заметили, что полива улиц долгое время не было, а теперь он снова появился. По городу ездят специальные уборочные машины, которые не просто метут улицы, а поливают их. Благодаря этому на улицах стало гораздо меньше пыли.

На всех новых улицах проектировщики постарались сделать максимальное количество заездных карманов. Особенное внимание уделили участкам около школ, садиков, других социальных объектов. Раньше к ним просто невозможно было подъехать. Казалось, проблему нужно решать каким-то кардинальным способом. В реальности благодаря такой вот нехитрой мере удаётся ослабить дефицит парковок в центре города.

Что год грядущий нам готовит

Городские улицы, площади и бульвары ремонтируются сразу большими участками. Благодаря этому меняется вид целых кварталов, даже районов. Это ещё один важный принцип, которым руководствуется администрация города.

– В прошлом году мы делали проезжую часть вокруг сквера имени Кирова, потом отремонтировали проезжую часть Глазковского моста, – загибает пальцы Андрей Пономарёв. – Теперь делаем улицу Чкалова – от сквера до бульвара Гагарина. В прошлом году сделали комплексный ремонт на улице Ленина, в этом году продолжим работы уже на улице Седова, где находится музыкальный театр, и уже дошли до улицы Байкальской. А улица Советская уже отремонтирована до самой Байкальской в 2017 году. Получается, что мы плавно проходим большие участки, а затем соединяем их между собой. Раньше были ремонты по 1 тысяче метров на улицу, и это никак не влияло на общую ситуацию. Теперь мы делаем по нескольку километров. Конечно, эффект от этого ощущается сразу.

В будущем году работа по ремонту городских дорог будет проводиться ещё интенсивнее. Уже составлен список, в который входит 18 улиц, ожидающих обновления. Сейчас проектировщикам предстоит решить, где нужны парковки, где карманы, а где расширение дороги.

Согласно поручению президента России, к 2030 году нужно добиться нулевой смертности на дорогах. Первые годы действия программы «Безопасные и качественные дороги» средства целенаправленно выделяются на то, чтобы привести как можно больше дорог к нормативному состоянию – до 85% к 2025 году. Со следующего года начинается увеличение капиталоёмких работ. Речь идёт уже о капитальном строительстве.

Начнётся строительство путепровода на улице Джамбула, стоимость которого составит около 1 млрд рублей. Работы разобьют на три этапа. В 2019 году начнётся ремонт улицы Култукской, включая устройство ливневой канализации с локальными очистными сооружениями. В рамках обычного ремонта устройство ливнёвки сделать невозможно, проведение этого вида работ предполагается в рамках строительства или капитального ремонта.

Также в плане капитальный ремонт улицы Баумана, на который заложено более 200 млн рублей. В декабре стартуют подготовительные работы, а проект готов уже сегодня. Ещё один крупный объект – это Верхняя Набережная от «КомсоМолла» до б. Постышева. На этом участке запроектированы берегоукрепление, строительство подпорной стенки. В 2020 году стартует второй этап строительства Верхней Набережной – от Постышева до самой плотины ГЭС.

В этом году дорожные службы планируют завершить большинство работ до 1 сентября. Всё-таки очень хочется новый учебный год начать с поездки по обновлённым дорогам, а на линейку отвести детей по новым тротуарам. По контракту все работы подрядчики должны завершить до 15 октября. Но они обещают постараться и сдать все объекты до середины сентября.

Какие дороги отремонтируют в 2018 году

  • Ул. Чехова (от ул. Карла Маркса до ул. Дзержинского)
  • Ул. Уткина (от ул. Карла Либкнехта до ул. Подаптечной)
  • Ул. Советская (от ул. Байкальской до ул. Седова)
  • Ул. Седова (от ул. Кожова до ул. Тимирязева)
  • Ул. Декабрьских Событий (от ул. Карла Маркса до ул. Декабрьских Событий, 112)
  • Ул. Партизанская (от ул. Тимирязева до ул. Подгорной)
  • Ул. Чкалова (от ул. Чкалова, 19, до б. Гагарина)
  • Ул. Октябрьской Революции (от ул. Карла Маркса до ул. Фридриха Энгельса)
  • Ул. Карла Маркса (от ул. Сухэ-Батора до ул. Ленина)
  • Ул. Генерала Доватора (от ул. Трактовой до ул. Генерала Доватора, 14)
  • Ул. Улан-Баторская (объездная дорога м/р Первомайский – м/р Университетский)
  • Ул. Рабочего Штаба (от ул. Марии Цукановой до рынка «Качугский» и от ул. Мельничной до ул. Качугской)
  • Ул. Первомайская (от ул. Петрова до ул. Чапаева)
  • Ул. Трактовая (посёлок Боково)
  • Пер. 5-й Советский
  • Ул. Аргунова (от ул. Сергеева до строения 3/5 по ул. Аргунова)
  • Ул. Петрова (от ул. Петрова, 30, до ул. Рабочего Штаба)
  • Ул. Карпинская (от ул. Ушаковской до Плишкинского тракта)
  • Ул. Муравьёва (от ул. Красный Путь до ул. Авиастроителей)
  • Ул. Костычева (от ул. Варламова до границы с чертой города)
  • Ул. Дорожная (от ул. Дорожной, 13, до ООТ «Дорожная»)
  • Ул. Маршала Конева (от ул. Сергеева до гаражного кооператива № 27)
  • Ул. Безбокова
  • Ул. Красный Путь (район ул. Шпачека)
  • Ул. 6-я Советская (от ул. Коммунистической до ул. Сибирской)
  • М/р Юбилейный
  • Маратовская развязка
  • Ул. Полярная (от ул. Новаторов до проезда Морской)
  • Ул. Ушаковская (ул. Карбышева до ул. Баррикад)
  • Ул. Звездинская (от ул. Гоголя до ул. 6-й Железнодорожной)
  • Ул. Блюхера (район ул. Тухачевского)
Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер