издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Изобрести решение

Состоялся второй модуль обучения внутренних тренеров ТРИЗ

  • Автор: Ирина Распопина, Фото: Фото автора

С 3 по 14 сентября в Корпоративном университете «ЕвроСибЭнерго» проходил второй модуль обучения внутренних преподавателей Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Всего предполагается четыре двухнедельных модуля, по результатам которых участники получат все необходимые знания и навыки, чтобы на своих предприятиях собирать команды ТРИЗ для решения актуальных производственных задач высокой сложности. Поскольку выпускники будут не только курировать проекты ТРИЗ на производстве, но и обучать сотрудников, часть учебной программы посвящена изучению тренерского мастерства.

Первый модуль проходил с 25 июня по 7 июля, второй – с 3 по 14 сентября, третий модуль пройдёт с 5 по 16 ноября, четвёртый – в начале 2019 года. Были сформированы две группы обучения, объединённые по географическому признаку: те предприятия, которые находятся ближе к центру России, вошли в европейскую группу, их обучение происходило в Москве, а те, что ближе к восточной части, попали в сибирскую группу, их обучение происходило в Иркутске. Всего обучалось 37 будущих тренеров.

Обучение проводил высококвалифицированный преподавательский состав: директор департамента развития инструментов ТРИЗ ОК «РУСАЛ» Александр Кудрявцев, менеджер этого же департамента Елена Редколис и руководитель проекта дирекции ТРИЗ «Еn+ Менеджмент» Владимир Никитин.

Решение об обучении внутренних тренеров было принято в связи с повсеместным внедрением ТРИЗ на предприятиях. Каждый участник обучения прошёл предварительный отбор, включавший заполнение заявки и анкеты, а также видеособеседование с представителями дирекции ТРИЗ. Будет также проведён отбор по итогам обучения: выпускникам программы необходимо будет доказать своё право быть внутренним тренером ТРИЗ, решив собственную производственную проблему и пройдя защиту проекта.

Среди производственных проблем участников обучения есть такие, как поиск способа очистки трубок охладителей трансформатора КПП, проблема пыления глинозёма при обработке электролизёра, утечка в сальниковой камере запорной арматуры и другие, касающиеся как оперативных вопросов, так и процессного характера. По словам Александра Кудрявцева, каждый участник привёз с собой задачу высокой сложности, которую он решает, и процесс её решения является непременным постоянным домашним заданием. «При освоении очередных методических инструментов люди пробуют их применительно к своей задаче. Ещё одним домашним заданием является подготовка собственных учебных материалов, основанных на каких-то отраслевых примерах, отраслевых кейсах и так далее. Мы здесь с ними рассматриваем методические инструменты, а затем они дома занимаются тем, что для этих инструментов ищут какие-то хорошие примеры, которые могут их иллюстрировать, адаптируя для своих предприятий», – добавил он.

Процесс обучения был построен таким образом, чтобы после краткой теоретической вводной части все участники по очереди презентовали свои задачи, дабы после выяснения всех подробностей проблемного процесса происходила коллективная генерация идей и решений. Как сообщает Елена Редколис, внутренние тренеры готовятся с разных предприятий и разных должностей на уровне цехов, отделов, дирекций. «Слушатели приехали со своими задачами разного характера – есть более оперативные задачи, которые касаются усовершенствования каких-то технических объектов, расположенных непосредственно в цеху, и необходимо, чтобы они работали лучше. И есть задачи тактического и стратегического характера, часто затрагивающие бизнес-процессы предприятий, в которых надо оптимизировать какой-либо процесс, например наладить взаимодействие между цехами. То есть каждый человек выбирает задачи, которые ему важно решить в силу особенностей своей должности. Когда внутренние тренеры в дальнейшем будут обучать сотрудников своих предприятий, им также предстоит работа с задачами разной специфики», – рассказала она.

Учащиеся преисполнены надежды на решение своих производственных задач, активно используют полученные знания. Вот что говорит участник обучения Дмитрий Мохирев:

– Работаю мастером в компании «ЭнСер» (Миасс, Челябинская область). Мы изучаем Теорию решения изобретательских задач, нам объясняют способы их решения. У каждого есть своя проблема, которая является сейчас для компании наиболее актуальной. У нас групповые занятия, нам объясняют тему, и сразу же начинается поиск решения. Преподаватель узнаёт, как мы её поняли, тут же решаем какие-то пробные задачки. На третьем модуле мы будем защищать свой проект, а на четвёртом – защищаться сами как преподаватели. Планируется, что те, кто пройдёт защиту, будут на начальном этапе преподавать на производстве, то есть объяснять, в чём заключается именно вот этот предмет – ТРИЗ. Есть определённые принципы активизации творческого мышления, правила, по которым решаются какие-то конкретные задачи, то есть мы к этим задачам применяем знания ТРИЗ».

Менеджер отдела развития персонала и корпоративных программ компании «РУСАЛ-Новокузнецк» Яна Хайдукова, также проходящая программу обучения внутренних тренеров ТРИЗ, подытоживает: «ТРИЗ включает в себя набор инструментов, с помощью которых можно решить любые задачи, но большую роль играет и то, что, когда мы вникаем в суть нашей производственной проблемы, какие-то идеи и предложения нам выносят либо сами преподаватели, либо коллеги, поэтому задачи раскрываются с самых разных сторон, становятся понятны все тонкости, и уже это помогает искать решение. А коллектив у нас собрался дружный, профессиональный, творческий, много специалистов из разных сфер деятельности, но цель у нас одна: научиться и научить других».

 

 

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер