издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Северный локомотив

Север Иркутской области в ближайшие несколько лет ожидает значительный рост потребления электроэнергии и мощности. Это связано с завершением строительства и вводом в работу новых нефтеперекачивающих станций для трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и планируемым расширением инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали. В Бодайбинском районе, который Министерство энергетики РФ относит к территориям с высокими рисками нарушения электроснабжения, ожидается увеличение объёмов золотодобычи. Строительство сетей само по себе проблему не решит, необходима ещё и установка противоаварийной автоматики. Наилучший выход из сложившейся ситуации обсуждали участники круглого стола «Энергосистема Иркутской области. Новые вызовы и пути развития», который организовало Региональное диспетчерское управление.

Разработчики схемы и программы развития электроэнергетики Иркутской области на 2019–2023 годы прогнозируют, что к концу заданного периода потребление электричества в регионе приблизится к 64,8 млрд кВт-ч вместо 53,4 млрд кВт-ч в 2018 году. При этом они оговариваются, что данные приняты в соответствии с аналогичным документом федерального уровня – схемой и программой развития Единой энергетической системы России на 2018–2024 годы, утверждённым Министерством энергетики РФ. Он, в свою очередь, базируется на официальном прогнозе социально-экономического развития страны, который приняло Министерство экономического развития РФ. Последний строится на предположении, что среднегодовые темпы роста валового внутреннего продукта будут стабильно превышать 2%. Но, по данным Федеральной службы государственной статистики, в прошлом году он вырос только на 1,5%, а в первом полугодии нынешнего – на 1,6%.

Без автоматики никак

Как бы то ни было, в Иркутской области исходят из того, что в её северной части будет реализовано несколько крупных инвестиционных проектов. В первую очередь это одна нефтеперекачивающая станция в Братском районе и одна в Нижнеилимском, предусмотренные в проекте увеличения пропускной способности трубопровода ВСТО. По техническим условиям на технологическое присоединение к линиям Иркутской электросетевой компании их потребляемая мощность составит 60,5 МВт. Технические условия на подключение 150 МВт нагрузки для электроснабжения Усть-Кутского завода полимеров выданы Иркутской нефтяной компании.

– Мы, к сожалению, как сетевая компания, констатируем факт, что потеряли их как потребителя, – отметил директор по развитию и технологическим присоединениям Иркутской электросетевой компании Евгений Вечканов. – Они будут подключаться непосредственно к шинам подстанции «Усть-Кут» и иметь договорные отношения с Федеральной сетевой компанией.

В перечень энергоёмких проектов по добыче углеводородов включены полномасштабная разработка Верхнечонского месторождения в Катангском районе, которую ведёт «Верхнечонскнефтегаз» (дочерняя структура компании «Роснефть». – «СЭ»), и разработка Дулисьминского нефтегазоконденсатного месторождения – за неё отвечает НК «Дулисьма».

Кроме того, для Российских железных дорог утверждены технические условия на присоединение к сетям ИЭСК полутора десятков тяговых подстанций, расположенных по маршруту Байкало-Амурской магистрали. Их потребность оценивается более чем в 173 МВт.

Однако перспективы расширения магистрали вызывают скептицизм у энергетиков. «Я два года лично стоял в Улькане – за 12 часов прошли две пары товарняков и два пассажирских поезда, – заметил главный специалист Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН Владимир Головщиков. – При этом говорят, что БАМ перегружен. А если китайцы протянут линию с северо-запада [своей страны] через Казахстан, тогда и Транссиб разгрузится».

Заместитель генерального директора по производству энергии – главный инженер «Иркутскэнерго» Евгений Новиков указал на другое препятствие – ограничение движения поездов по путям, проложенным по гребню плотины Братской ГЭС. «Об этом на совещании в августе было заявлено [министру энергетики РФ Александру] Новаку, – подчеркнул он. – Мы уже десять лет или больше говорим, что высокая плотина с движением поездов по гребню – это недопустимая вещь, аналогов которой в мире нет».

Если для реализации планов по железнодорожному строительству есть ряд ограничений, то добыча углеводородов развивается и требует всё больше электроэнергии. Решением стал ряд мероприятий, в том числе перевод линии 220 кВ от Усть-Илимской ГЭС до Усть-Кута на проектный класс напряжения 500 кВ, который ИЭСК, ФСК ЕЭС и «Иркутскэнерго» планируют завершить до конца 2018 года, с образованием также второй линии 220 кВ от подстанции 500 кВ «Усть-Кут» до подстанции 220 кВ «Якурим». В то же время, указал директор Регионального диспетчерского управления энергосистемы Иркутской области Дмитрий Маяков, без противоаварийной автоматики эффект от ввода в строй новых сетей и подстанций стремится к нулю. Дело в том, что уже сегодня фактический переток по существующему контролируемому сечению равен 530 МВт, а расчётный только в 2018 году достигает 772 МВт. При этом максимально допустимый переток без противоаварийной автоматики ограничен 577 МВт, тогда как с ней он составит 800 МВт. «Остро необходима установка устройств противоаварийной автоматики», – заключил Маяков.

В перспективе ту же задачу по увеличению допустимого перетока решает и строительство второй линии 220 кВ в габаритах 500 кВ от Усть-Илимской ГЭС до подстанции 500 кВ «Усть-Кут», запланированное на 2020 год. Помимо подачи электричества существующим и перспективным потребителям это увеличит выдачу мощности электростанции.

Свет приходит с юго-запада

Свою лепту в столь высокий спрос на электроэнергию вносит Бодайбинский район. Вместе с Мамско-Чуйским административным районом, с которым они относятся к одному энергетическому району, Минэнерго России в ноябре прошлого года в очередной раз внесло его в список территорий с высокими рисками нарушения электроснабжения. Установленная мощность действующей здесь Мамаканской ГЭС составляет 86 МВт, однако, имея водохранилище полезной ёмкостью всего 0,1 куб. км, фактически в декабре-январе она выдаёт 10 МВт, а с 1 февраля до 10 мая – только 7,3 МВт. Это приводит к превышению максимально допустимого перетока по линиям 220 и 110 кВ «Таксимо – Мамакан».

Работающие в Бодайбинском районе золотопромышленники нашли свой выход из ситуации. Питание Вернинского горно-обогатительного комбината, который входит в структуру компании «Полюс», осуществляется за счёт генерирующих мощностей Западного энергорайона Республики Саха (Якутия). Идущая из соседнего региона до распределительной подстанции «Полюс» воздушная линия 110 кВ также обеспечивает электроснабжение комбината «Угахан», запущенного осенью прошлого года. «Суммарная максимальная разрешённая мощность составляет 42,4 мегаватта, – уточнил первый заместитель директора – главный диспетчер Иркутского РДУ Сергей Клепиков. – Сейчас мы обсуждаем схему поэтапного ввода подстанции «Сухой Лог», поскольку выявлены возможные перегрузки электрических сетей Западного энергорайона Республики Саха (Якутия) при передаче этих 42,4 МВт».

При этом в ближайшие пять лет в Бодайбинском районе прогнозируется рост потребления электрической энергии на 86%, а мощности – на 80%. Это связано с планами по разработке новых месторождений золота. Теоретически растущий спрос можно было бы удовлетворить за счёт Якутии, но запас мощности Вилюйского каскада ГЭС уже сегодня ограничен, а потребление растёт, и в перспективе соседняя республика перестанет быть энергоизбыточной. Если отбросить это соображение, строительство линий для передачи нескольких десятков мегаватт за 1200 км всё равно экономически нецелесообразно.

Поэтому ставку сделали на создание «кольца» из линий 220 кВ «Усть-Кут – НПС-6, 7, 9 – Пеледуй – Сухой Лог – Мамакан – Таксимо» и подстанций соответствующего класса напряжения. Помимо уже имеющихся ЛЭП, соединяющих подстанцию «Усть-Кут» с НПС-6 и подстанцию «Пеледуй» с НПС-9 и НПС-8, в этом году планируется ввод линий 220 кВ «НПС-6 – НПС-7», «НПС-7 – НПС-9 с отпайкой на НПС-8», «Пеледуй – Сухой Лог» «Сухой Лог – Мамакан». Также в 2018-2019 годах предусмотрено создание системы противоаварийного управления на участке электрической сети «Усть-Илимская ГЭС – Хани» для максимального использования пропускной способности кольца 220 кВ«Усть-Кут – Пеледуй – Сухой Лог – Мамакан – Таксимо».

 

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер