издательская группа
Восточно-Сибирская правда

В России пора вводить моду на «зелёную» экономику

  • Автор: Владимир Смирнов

Для фундаментального изменения отношения к экологии в России необходимо сделать «зелёную» продукцию модной. Это одна из ключевых задач национального проекта «Экология», которая обсуждалась на сессии Восточного экономического форума. Генеральный директор En+ Group Вячеслав Соломин стал на ней одним из главных спикеров.

Сессия «Национальный проект «Экология»: приоритеты государства, возможности для бизнеса» собрала едва ли не самый представительный президиум бизнес-панелей ВЭФа. Спикерами стали специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин, статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов, генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Владимир Якушев, генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачёв и глава En+ Group Вячеслав Соломин.

Долг платежом красен

Как отметил спецпредставитель президента РФ Сергей Иванов, нацпроект «Экология» – прямое следствие Года экологии, которым был объявлен 2017-й. По его словам, Россия сильно задолжала самой себе, долгие годы не занимаясь этой темой. И именно Год экологии показал, что и страна, и законодательство готовы к тому, чтобы данный проект был реализован, несмотря на амбициозные сроки и задачи. Практически за пятилетку предстоит резко сократить загрязнение воздуха в центрах металлургии, перерабатывать до 80% отходов, перейти на полное восстановление лесов, начать реабилитацию Волги и многое другое.

Среда обитания

По словам Вячеслава Соломина, En+ Group наиболее близки две программы в рамках проекта «Экология» – «Чистый воздух» и программа сохранения озера Байкал.

 

Дело в том, что предприятия En+Group расположены в городах, которые вошли в «чёрный» список наиболее загрязнённых, – Красноярске, Братске, Новокузнецке. И рядом с объектами компании находится озеро Байкал, крупнейший на планете источник пресной воды.

Программа экологических улучшений в компании стартовала более десяти лет назад. За это время РУСАЛ (входит в En+) вложил в природоохранные мероприятия свыше 900 млн долларов, благодаря чему удалось снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу на 35% и на 61% ликвидировать сбросы загрязнённых стоков.

Ежегодно En+ Group тратит около 8 млрд рублей на экологические программы. Только за прошлый год компания сократила выбросы парниковых газов на 700 тыс. тонн, снизила объём сбросов сточных вод на 15%, а объём повторно используемой воды был увеличен до более чем 2 млрд кубометров. Снижение выбросов за последние три года в среднем составило почти 2 млн тонн в год – это сопоставимо с годовым объёмом выбросов почти 500 тыс. автомобилей.

За счёт реализации мероприятий в рамках нацпроекта En+ Group планирует снизить выбросы от алюминиевых и глинозёмных производств ещё на 30%. Затраты на это составят примерно 16,8 млрд рублей. Масштабная программа модернизации ГЭС группы позволит не только увеличить производство экологически чистой электроэнергии до 1,9 млрд кВт-ч в год (это, кстати, сопоставимо с полугодовым энергопотреблением всей Калининградской области), но и сократить выбросы парниковых газов по группе на 2,3 млн тонн в год.

В глубоком противоречии

Вячеслав Соломин особо подчеркнул, что пока планы по развитию российской энергетики обрекают её на консервацию и стагнацию.

– На протяжении последних 20 лет во вводах установленной мощности в ЕЭС России преобладают теплоэлектростанции, – сказал он. – Такая тенденция будет сохраняться и в дальнейшем согласно Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2035 года. Основные объёмы вводов будут по-прежнему приходиться на тепловую генерацию, а на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) – менее 6% вводимых мощностей. Между тем Россия обладает одним из наиболее высоких потенциалов развития ВИЭ в мире. Масштабное освоение гидропотенциала Сибири могло бы способствовать переводу на «чистые» виды энергии не только восточной, но и европейской части страны за счёт обеспечения поставок избыточной электроэнергии ГЭС.

Мировые тенденции совершенно противоположны. По прогнозам Международного энергетического агентства, до 2035 года 69% прироста установленной мощности придётся на возобновляемые источники энергии, и лишь 25% – на тепловую генерацию. Это связано с тем, что экологическая политика в большинстве стран в основном нацелена на снижение выбросов оксидов азота, серы, золы и прочих вредных веществ в атмосферу.

«Зелёная» репутация

На мировом рынке конкурентоспособность компании зависит от того, насколько она экологична. И это в полной мере учтено в стратегии En+, которая является одним из лидеров в стране по низкоуглеродному производству. С 2015 года доля «зелёной» электроэнергии, закупаемой для заводов РУСАЛа, составляет 98%. Стратегия РУСАЛа в области климата предусматривает снижение прямых удельных выбросов парниковых газов на 15% на алюминиевых производствах и на 10% на глинозёмных по сравнению с 2014 годом, а также сокращение потребления электроэнергии заводами на 7%.

С прошлого года РУСАЛ применяет внутреннюю цену на углерод в размере 20 долларов за тонну CO2 для принятия решений по инвестпроектам. Это позволяет понять, какие проекты нуждаются в корректировке для реализации целей низкоуглеродного развития. Кроме того, алюминиевый холдинг стал первой российской компанией, присоединившейся к Коалиции лидеров по углеродному ценообразованию под эгидой Всемирного банка.

Другой вопрос: а ценится ли в России бизнес с «зелёной» репутацией?

– И да и нет, – сказал глава En+ Group. – Экологическая культура в обществе формируется, что доказывает проект «360» по уборке на берегах Байкала, реализуемый нашей компанией с 2011 года. За это время в нём приняли участие 144 тыс. человек. Если говорить о товарах и продуктах, произведённых компаниями, где действует экологический менеджмент, то такая потребность прослеживается лишь на Западе. В России пока подобных сигналов нет. Но при этом совершенно необходимо, чтобы предприниматели не воспринимали экологию как нечто противоречащее бизнес-целям. Нужно чётко понимать, что это и есть устойчивое развитие, вклад в собственное будущее и будущее следующих поколений.

Пример обществу, по мнению Вячеслава Соломина, могло бы подать государство при реализации госпрограмм и госзакупок, отдавая приоритет компаниям, ведущим активную природоохранную деятельность.

Сергей Иванов согласился с тем, что необходимо формировать культуру экологического потребления, сделать её модной, что определит бизнес-стратегии не только ритейлеров, но и крупных промышленных игроков.

Участники сессии сошлись во мнении, что для реализации нацпроекта «Экология» необходимо несколько условий. В их числе создание единой информационной системы и федеральной системы управления отходами, локализация производства оборудования для мусороперерабатывающей промышленности, использование частной инициативы по сортировке мусора, развитие туризма на особо охраняемых природных территориях. Но главное, конечно, – строгое соблюдение экологического законодательства.

 

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер