издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Возвращение классики

  • Автор: Арнольд Беркович

Под занавес уходящего года в Иркутском музыкальном театре имени Н. Загурского состоялась премьера двух одноактных классических балетов – симфонической сюиты Николая Римского-Корсакова «Шахеразада» и балетной сюиты Людвига Минкуса «Дон Кихот». Само появление в репертуаре театра этих спектаклей обязано многим факторам. Во-первых, это в определённой степени является следствием пристрастия к балетному искусству первых лиц области, которые решили возродить его в регионе проектом «Русский классический балет в Приангарье». Во-вторых, дружескими отношениями с народным артистом СССР, руководителем Московского театра «Русский балет» Вячеславом Гордеевым. В-третьих, наличием в иркутском театре хотя и небольшой, но высокопрофессиональной балетной труппы, жаждущей любого творческого эксперимента.

Оба одноактных балета имеют вековую хореографическую историю и входят в репертуар подавляющего большинства музыкальных театров – как российских, так и зарубежных.

В середине 1888 года композитор Николай Римский-Корсаков писал: «Я задумал выполнить… затеянную давно оркестровую сюиту на «1001 ночь». Сюита была завершена в течение месяца и посвящена В. Стасову. Исследователям творчества композитора неизвестно, какие точно события вдохновили автора сюиты, несомненно лишь одно – это были арабские сказки эпопеи «1001 ночь». Это в последующие годы давало возможность балетмейстерам создавать разные сюжетные интерпретации и редакции балета, что во всех случаях обеспечивало заслуженный и безусловный успех.

Нынешний одноактный премьерный спектакль «Шахеразада» представлен с хореографией знаменитого балетмейстера Михаила Фокина в редакции народного артиста СССР Вячеслава Гордеева. Постановочно это сложный спектакль, ибо в большей степени он построен на пантомиме и требует от постановщиков и солистов балета серьёзного драматического дарования помимо безусловной выразительности танцевальных номеров и стилистической их принадлежности. И в этом смысле успех обеспечивается опытом и талантом основных исполнителей партий балетной сюиты. Это яркая и нежная в лирике, трагическая и безудержная в любви Зобейда в исполнении заслуженной артистки России Марии Стрельченко. Это волнующий и темпераментный Раб – солист балета Юрий Щерботкин, эффектный и колоритный Шахрияр солиста балета Сергея Полухина. Впечатлительны и исполнительски красочны одалиски солисток балета Елены Ветровой, Дины Михеевой, Татьяны Садовой, Ирины Шестаковой, по актёрски выразителен Евнух – Валерий Валеев.

«Шахеразада» – спектакль цельный, с выраженной постановочной и исполнительской выразительностью, что, несомненно, делает его репертуарным открытием уходящего театрального года в Иркутском музыкальном театре.

Четырёхактный балет Людвига Минкуса «Дон Кихот», сохранив интригу романа Мигеля Сервантеса и классику великого хореографа Мариуса Петипы, в одноактном произведении практически стал уникальной концентрацией вековых любовных коллизий. Этому во многом способствовали редакция балета выдающегося балетмейстера Александра Горского, пантомимический пролог балетмейстера Алексея Ратманского и редакция балета Вячеслава Гордеева, который в Большом театре исполнял роль цирюльника Базиля.

Красивая многоцветная декорация спектакля (художник-сценограф – заслуженный художник РФ Игорь Нежный, Москва), воссоздающая колорит Испании, прекрасные костюмы (художник – заслуженный художник РФ Татьяна Тулубьева, Москва) и, как всегда, необыкновенно удачный свет сцены (художник по свету – заслуженный работник культуры РФ Галина Мельник, Иркутск) – на этом удивительно ярком фоне всё действие спектакля приобретает явный поэтический характер.

Представленная премьера «Дон Кихота» показала, что Иркутский музыкальный театр обладает танцевальным потенциалом, и в этом плане необходимо сказать о блистательной паре солистов балета – лауреате международных конкурсов Татьяне Гороховой и её партнёре Дмитрии Михееве. В «Дон Кихоте» они продемонстрировали удивительную лёгкость и техническую зрелость исполняемых танцев. Их много, они разные по стилю, характеру. В большей степени они лирические, но и выразительные по мимике, шутейской насыщенности, естественности и лёгкости происхождения. А за 32 красивых, стремительных и обязательно вызывающих аплодисменты зрительного зала фуэте Татьяны Гороховой и виртуозные, зависающие прыжки и пируэты Дмитрия Михеева низкий поклон, ибо эти вершины хореографического мастерства, безусловно, определяют успех балетного спектакля. Но «Дон Кихот» – спектакль ансамблевый, и потому так ярки и убедительны сам Дон Кихот (артист В. Степанов) и его верный слуга Санчо Панса (артисты Ю. Муриханов и С. Тоцкий), Эспада (солисты балета Ю. Щерботкин и С. Полухин), уличная танцовщица (эффектные и темпераментные балерины – заслуженная артистка России Мария Стрельченко и Дина Михеева), а также все артисты, кордебалет и хористы, на высоком уровне дополняющие балетную труппу.

Новая премьера театра – несомненная заслуга хореографа-постановщика Вячеслава Гордеева, народного артиста СССР, и его талантливых репетиторов: заслуженной артистки России, лауреата международных конкурсов Светланы Устюжаниновой и заслуженного артиста России Дмитрия Проценко. Велика роль и дирижёра-постановщика Виктора Олина, для которого этот спектакль стал дебютным в роли главного дирижёра театра и который предметно показал, что единение музыки, хореографического замысла и исполнительского мастерства есть обязательный залог успеха театрального действа.

Итак, ожившая классика на сцене Иркутского музыкального театра начала свою яркую творческую жизнь. И пусть она будет долгой и счастливой.

Читайте также
Свежий номер
Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры
  все
Свежий номер
Adblock
detector