издательская группа
Восточно-Сибирская правда

По ту сторону Байкала

Эксклюзивное интервью «Восточке» министра туризма Бурятии

В январе 2019 года министерство туризма Республики Бурятия отметило год со дня основания. Его возглавила Мария Бадмацыренова, ранее курировавшая развитие туризма на уровне столицы республики. Сейчас она ставит перед министерством амбициозные задачи: строительство новой – инфраструктуры, рост доли туризма в ВРП почти в два раза – до 5% к 2035 году – и активное продвижение бренда «Бурятия больше, чем Байкал». О том, как развивается туризм по ту сторону великого озера, с какими проблемами сталкивается и что для байкальских территорий является общим, читайте в эксклюзивном интервью «Восточке» Марии Бадмацыреновой, которая побывала в Иркутске на выставке «БайкалТур».

– Мария Борисовна, вы не первый год приезжаете на выставку «БайкалТур» в Иркутск. Как меняется риторика мероприятия? Какие тренды вы можете отметить?

– Несмотря на тренд последних лет на цифровизацию, для профессионалов турбизнеса по-прежнему актуальны налаживание связей, обмен опытом и мнениями «в реале». Деловая программа «БайкалТура» насыщена, поднимается много актуальных вопросов. Сегодня туризм на Байкале переживает перезагрузку. Мы ищем ответ на вопрос: «Какой турист нам нужен? На что делать ставку – на качество или на количество?»

Мы видим, как в последние годы изменился облик озера из-за антропогенной нагрузки. Именно туротрасль может сыграть одну из главных ролей в наведении порядка, выступив организатором грамотного, системного, экологичного и экономически выгодного (в первую очередь местному населению) потока гостей.

– Вы упомянули, что туризм на Байкале переживает перезагрузку. От чего мы уходим и к чему приходим?

– Мы для себя чётко решили, что не гонимся за количеством туристов, а делаем ставку на создание качественного турпродукта, достойного Байкала. То есть выше того уровня, что есть сейчас. Байкал – мировой бренд, и турпродукт здесь должен быть мирового уровня. Поэтому свою задачу мы видим в создании обеспечивающей инфраструктуры, обучении персонала, продвижении. В туризме мелочей нет, всё важно – начиная с аэропорта и до туалетов. На дворе 21 век, а туалетов нормальных нет – это, к сожалению, реалии нашего времени.

– Каким образом в Бурятии решается этот вопрос, актуальный как для летнего, так и для зимнего Байкала?

– На уровне республики разработан приоритетный проект по созданию санитарных остановок на туристических маршрутах. Он имеет межотраслевой характер, мы возмещаем бизнесу затраты на строительство туалетов в Центральной экологической зоне Байкала, а также субсидируем муниципальные образования в рамках благоустройства мест туристского показа. Речь идёт не о привычных деревянных кабинках, а о благоустроенных туалетах – с отоплением, светом и водой.

– Каковы итоги туристического сезона в республике?

– По официальным данным статистики, Бурятию посетило около 400 тысяч человек. Зафиксирован рост по сравнению с предыдущим годом. Он касается как иностранных, так и российских – в том числе внутренних – туристов. Жители Бурятии начинают путешествовать по республике, это очень важно.

Эту положительную тенденцию мы связываем с тем, что гости открывают для себя возможности отдыха не только на берегу Байкала. Ведь есть масса других направлений – культурно-познавательные, лечебно-оздоровительные, сельские туры. У нас 23 муниципальных образования, в каждом можно найти свой турпродукт, например с частными музеями.

Хэштег министерства туризма в «Инстаграме» – «Бурятия больше, чем Байкал». Мы можем познакомить гостей с обычаями бурят, историей сибирского казачества, буддизма, ведь Бурятия является центром буддизма России, строобрядцев-семейских, чья культура признана шедевром устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО. И с православной культурой, ведь именно с Посольского Спасо-Преображенского монастыря началась Забайкальская духовная миссия. А бурятская национальная кухня – это отдельное гастрономическое впечатление.

– Как идёт развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа в республике?

– В данный момент создана обеспечивающая инфраструктура, дорога построена практически до пёселка Максимиха Баргузинского района. Появились новые энергомощности. Построены очистные сооружения в Турке. Сейчас управление ОЭЗ передано на уровень республики, мы расторгаем соглашения с неэффективными резидентами, которые за 10 лет не выполнили взятые на себя обязательства. Появляются и новые участники: на строительство гостиничных комплексов зашли два новых резидента. Мы рассчитываем, что массовое возведение отелей и другой инфраструктуры для отдыха начнётся в 2020 году. Пока же созданы все условия для бизнеса – заходи и стройся!

– В СМИ Иркутской области в последнее время всё чаще поднимается проблема засилья жителей Поднебесной в туристической отрасли – в качестве туристов, гидов и организаторов турпродукта. Причём региональные игроки сталкиваются с демпингом, распространением недостоверной информации об истории и так далее. Актуален ли этот вопрос для Бурятии?

– У нас создана межведомственная рабочая группа по реализации межправительственного соглашения о безвизовых туристических поездках между Россией и Китаем. Мы ведём работу по недопущению нелегального бизнеса с участием китайских туркомпаний на территорию Бурятии. Согласно межправительственному соглашению и имеющейся законодательной базе, все компании обязаны работать с местными туроператорами, оформлять безвизовые списки через туроператоров, которые включены в соглашение.

Мы видим, какой у нас сосед, и понимаем, что не сможем справиться с ситуацией, если не выработаем правовую и экономическую систему работы.

– Насколько активно китайские туристы едут в Бурятию и что их привлекает?

– По количеству посещений среди иностранных туристов они занимают второе место после жителей Монголии. Гостей из Поднебесной интересуют, конечно, в первую очередь сам Байкал – как летом, так и зимой, подлёдная рыбалка, фотосессии. Им интересны старообрядцы, буддисты, шопинг и недавно открывшийся объект промышленного туризма – нефритовая фабрика. Известно, что у жителей Китая нефрит считается камнем императора. Также по нашей территории проходят маршруты автопробегов до Монголии.

– Затронули ли вас проверки Байкальской природоохранной прокуратуры? Каков их итог?

– Безусловно, у нас проходили проверки, ведь Байкальская прокуратура работает на два берега Байкала. Конечно, у многих гостевых домов есть нарушения природоохранного законодательства, но основная доля предпринимателей понимают ответственность и выполняют предписания контролирующих органов. Сегодня главная проблема – это отсутствие централизованного водоснабжения и водоотведения, очистных сооружений. И её, конечно, нужно решать в первую очередь.

– Каковы планы министерства туризма на ближайшие годы?

– Самое важное для нас сейчас – создание обеспечивающей инфраструктуры, подготовка профессиональных кадров и продвижение региона. Разработаны правила туризма и отдыха в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории, проводится классификация средств размещения, мы сотрудничаем с высшими и средними учебными заведениями. Не так давно в Баргузинском заливе состоялся первый фестиваль скорости «Байкальская миля», о котором канал «Дискавери» снял фильм, покажут его, скорее всего, осенью.

Строятся новые гостиницы, в ближайшие годы мы намерены заявить о себе как о горнолыжном курорте. Запланировано возведение нескольких трасс: на горе Бычья в ОЭЗ, в Северобайкальске, на горе Орлиная в Улан-Удэ. Мы подали заявку в Минэкономразвития РФ о включении в ОЭЗ «Байкальская Гавань» горы Мамай.

– Сколько процентов ВРП сейчас приходится на долю туризма? Каких цифр вы планируете достичь?

– Сейчас – 2,8%, к 2035 году планируем выйти на 5%.

– Каким вы видите туризм на Байкале в будущем?

– Полагаю, что он будет по-настоящему экологичным – с соблюдением всех норм природоохранного законодательства, круглогодичным – все предпосылки для этого уже созданы, а также экономически выгодным. Прежде всего для местных жителей и местного бизнеса.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры