издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Железная логика

Жители Кругобайкалки просят защиты от ВСЖД

  • Автор: Константин Гильманшин

16 июля 2019 года на сайте Change.org была размещена петиция, в которой жители населённых пунктов Кругобайкальской железной дороги (КБЖД) просят защиты от действий ВСЖД по возможному сносу их единственного жилья. Обращение жителей направлено президенту России Владимиру Путину, председателю Государственной Думы Вячеславу Володину, главе ОАО «РЖД» Олегу Белозёрову и губернатору Иркутской области Сергею Левченко.

В петиции говорится следующее: «В 2007 году ВСЖД взяла в аренду у государства землю по КБЖД, забыв выделить её под дома местных жителей. В посёлках и деревнях, находящихся вдоль этой дороги, нет никакой медицинской помощи, отсутствуют детсады, школы, автодороги, а поезд, на котором можно выехать в Слюдянку, ходит всего четыре раза в неделю. Также на 149 км, в поселении Ангасольская, закрылся единственный магазин, не выдержав субаренды, под угрозой закрытия находятся альпинистский лагерь, культурно-выставочный центр».

Также говорится, что чиновники ВСЖД оставляют жителям лишь два варианта: брать землю в субаренду или сносить дома.

Постройки могут снести

«Наш дом был приватизирован, а в 2013 году он сгорел, – рассказывает Лилия Анчутина, одна из местных жительниц. – Теперь не можем добиться предоставления земли в субаренду. Нельзя строить. Но мы-то не строили, мы восстановили дом. Хотели оформить субаренду, а получается, что все наши постройки и вовсе могут снести».

«Хотели взять в субаренду, а нам предложили участок где-то в Слюдянке, мол, езжайте туда и стройтесь там, а у нас здесь все предки жили», – возмущается Сергей Анчутин, муж Лилии. «По-человечески, – говорят, – мы вас понимаем, но таков закон, и мы ничего сделать не можем», – добавляет Лилия. – Сейчас уже судимся с ними».

Другому жителю КБЖД – Аркадию Баирову – всё же удалось оформить договор о субаренде, но, по словам Аркадия, опасения, что его могут лишить единственного жилья, никуда не делись. «Согласно документам, ВСЖД может расторгнуть договор о субаренде в любой момент без объяснения причин, – пожимает плечами Аркадий. – Живём здесь, пока дают, но я считаю, что этот договор скорее защищает права ВСЖД, чем мои».

Директор альпинистского лагеря Людмила Артёменко с 2002 года многократно обращалась с просьбой к дирекции ВСЖД об отводе в собственность земельного участка, поскольку дом был приватизирован с 18 октября 2006 года, имеется свидетельство о регистрации права. Также была письменная просьба от бывшего главы администрации Слюдянского района к руководству ВСЖД об отводе земельного участка Людмиле в собственность. Работники ВСЖД, занимавшиеся этими вопросами, объясняли жителям КБЖД, что их никто не ограничивает в использовании земли, однако документы не оформляли.

«Стоимость 24,5 сотки за три месяца каждый год растёт и сейчас составляет 3120 рублей – рассказывает Людмила. – Я оплачиваю за участок земли все эти годы, но его в субаренду мне не оформляют. Требуют снести «незаконно построенную» баню, которая была возведена на фундаменте старой поселковой бани в 1930 году и капитально отремонтирована в 1999-м. Тогда ещё у ВСЖД не были оформлены документы об аренде поселковых земель по КБЖД  у Российской Федерации. Я считаю, что железная дорога ущемляет как мои права, так и права всех жителей Кругобайкалки, без их согласия оформив в аренду все поселковые земли. Нужно добиваться, чтобы земли были возвращены жителям КБЖД. Получается, что земля под домом, в котором я проживаю, мне не принадлежит, как не принадлежит земля и под баней, сараями, туалетом. Более того, я не имею права без согласия ВСЖД на строительство даже беседки, не говоря уж о складе».

По словам Людмилы, она не надеется выиграть судебное дело против ВСЖД, так как жители с чиновниками находятся в разных весовых категориях.

ВСЖД в ответе на официальный запрос сообщила следующее: «Всего за последние 10 лет ОАО «РЖД» было предъявлено два исковых заявления по освобождению земельных участков КБЖД, в настоящее время подготовлено исковое заявление об освобождении ещё одного земельного участка. Поэтому информация о массовом сносе жилых домов жителей КБЖД не соответствует действительности. На сегодняшний день имеется решение суда в отношении собственника одного из домов, расположенного на 149 км КБЖД, о сносе рыбацкого домика и лодочных гаражей. На эти объекты собственник правоустанавливающих документов не имеет»

Действительно, публичные заявления о том, что люди должны сносить свои дома, ВСЖД не делала, это не в её компетенции, но можно допустить, что работники оказывают психологическое давление на местное население, иначе как в таком случае можно объяснить жалобы жителей? ВСЖД использует в качестве аргумента то, что у жителей нет правоустанавливающих документов, но что людям делать, если сотрудники железной дороги наотрез отказываются их оформлять? Почему у тех, кому удалось договориться с железной дорогой, договор составлен таким образом, что люди находятся на «птичьих правах»?

Объект или не объект?

В немилость к ВСЖД попал и Культурно-выставочный центр (КВЦ) имени Н.К. Рериха. На сайте КВЦ опубликовано обращение к губернатору Сергею Левченко и начальнику ВСЖД Василию Фролову. 22 октября 2013 года КВЦ был охвачен огнём, который перескочил на здание от соседнего дома. Для того, чтобы восстановить центр, Рериховское культурное творческое объединение (РКТО), структурным подразделением которого является КВЦ, заключило договор безвозмездной аренды с Татьяной Нарулиной – хозяйкой ветхого дома, который уцелел при пожаре. Здание было залито водой, крыша после тушения была разобрана, было принято решение реконструировать здание. Дом впоследствии соединили с помещениями на соседнем участке, который был выделен из полосы отвода железной дороги.

Так как земля, на которой стоит дом Нарулиной, находится в аренде у ВСЖД, Татьяна в 2015 и 2018 годах делала запросы, чтобы железная дорога выделила землю под дом в субаренду, однако никакого ответа не последовало. В январе 2019 года было получено письмо, в котором Нарулиной было отказано в предоставлении земли в субаренду и выдвинуто требование освободить участок, на котором было самовольно возведено строение с последующим прекращением деятельности КВЦ, которую ВСЖД посчитала незаконной. Железная дорога, сославшись на Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области, заявила, что дом является «объектом культурного наследия, проводить реконструкцию которого, согласно закону, никто не может». Основанием для этого послужило то, что дом входит в реестр объектов культурного наследия.

В самой Службе по охране объектов культурного наследия в ответ на протестные письма сообщают следующее: «Двухэтажный жилой дом площадью 240 кв. м, в котором расположен КВЦ, объектом культурного наследия не является и предположительно построен на месте утраченного объекта культурного наследия «Двойной сторожевой дом». На основании того, что земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия «Комплекс Кругобайкальской железной дороги», на нём действует режим, предусмотренный статьёй 5.1 ФЗ от 25 июня 2002 года № 73 «Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации», в соответствии с которым на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства».

«В 2016 году они сделали заключение, что дом памятником не является, а в 2018-м написали, что на этом месте стоял двойной сторожевой дом, – рассказала о ситуации Нарулина. – Но дело в том, что в реестре указаны три сторожевых дома без номеров, просто хотят задним числом внести какие-то изменения. Если это памятник, то собственник при оформлении документов должен предупреждаться об этом». По словам хозяйки, она может представить все документы, подтверждающие её слова.

Откуда такие полномочия?

Идём дальше. Пресс-служба ВСЖД пишет: «Руководством Дороги была рассмотрена поступившая заявка от гражданки о передаче в субаренду части земельного участка площадью 1792 кв. м по указанному адресу для целей эксплуатации объектов недвижимого имущества (две квартиры) и ведения приусадебного хозяйства. О целях деятельности в других целях использования участка не сообщалось. Заявка от Культурно-выставочного центра им. Рериха на предоставление земельного участка в адрес дороги не поступала, как и документы, подтверждающие правомочность использования имени великого художника в наименовании Центра».

Как сообщил первый заместитель председателя Иркутского регионального отделения Рериховского культурного творческого объединения Лазарь Бакунин, центр в данной ситуации и не должен был отправлять какие-либо документы: «По закону человек может делать то, что не запрещено, – отметил он. – Не запрещено делать в своём доме то, что мы делали, а часть того, что было построено за 10 лет, согласовывалась руководством Дистанции, а затем и Службы гражданских сооружений ВСЖД.

Есть, конечно, поводы прицепиться, оштрафовать, если что-то не так, но претензий к бесплатному музею, организованному в частном доме, по закону не может быть. Относительно же нашего права использовать имя Рериха… На заявлении Иркутского отделения о присвоении имени Н.К. Рериха есть личная резолюция «Не возражаю» генерального директора Центра-музея имени Н.К. Рериха, первого вице-президента Международного центра Рерихов Людмилы Шапошниковой. Есть и решение Правления Международного центра Рерихов: «Удовлетворить просьбу коллектива ИРО РКТО о присвоении Культурно-выставочному Центру на Байкале почётного имени Н.К. Рериха». Это к тому, что нас пытаются выставить чуть ли не самозванцами».

И здесь возникает ещё один резонный вопрос. Откуда у ВСЖД полномочия на то, чтобы запрашивать документы на использование имени Рериха?

ВСЖД также заявляет следующие претензии: люди нарушают полосу отвода и не соблюдают договор о субаренде. На это Бакунин сообщает: «По существующим правилам полоса отвода должна быть от 15 до 50 метров, а они взяли 750 метров. Почти километр».

В строительных нормах и правилах по градостроительству «Планировка и застройка городских и сельских поселений» говорится: «Жилую застройку необходимо отделять от железных дорог санитарно-защитной зоной шириной 100 м, считая от оси крайнего железнодорожного пути. При размещении железных дорог в выемке или при осуществлении специальных шумозащитных мероприятий, обеспечивающих требования СНиП II-12-77, ширина санитарно-защитной зоны может быть уменьшена, но не более чем на 50 м. Расстояния от сортировочных станций до жилой застройки принимаются на основе расчёта с учётом величины грузооборота, пожаровзрывоопасности перевозимых грузов, а также допустимых уровней шума и вибрации. В санитарно-защитной зоне, вне полосы отвода железной дороги, допускается размещать автомобильные дороги, гаражи, стоянки автомобилей, склады, учреждения коммунально-бытового назначения. Не менее 50% площади санитарно-защитной зоны должно быть озеленено. Ширину санитарно-защитной зоны до границ садовых участков следует принимать не менее 50 м».

В связи с этим ВСЖД никак не может претендовать на полосу отвода в 750 м. Это является явным нарушением правил и норм, попиранием прав жителей Кругобайкалки.

Что касается договора о субаренде, то вопрос предоставления земельных участков из государственной и муниципальной собственности регламентируется главой 5 Земельного кодекса РФ.

По оценке юриста Андрея Харитонова, исходя из толкования норм права, заявитель, то есть законный собственник объектов недвижимости, расположенных на землях государственной и муниципальной собственности, имеет право обратиться с запросом о предоставлении ему права владения землёй для обслуживания объектов недвижимости непосредственно к правообладателю, то есть к органу государственной власти, который представляет интересы РФ в земельных отношениях. Таковым органом является Росреестр. Требование ВСЖД о заключении договора субаренды является необоснованным.

Остаётся только догадываться, на какие действия в дальнейшем пойдёт ВСЖД ради освобождения территории от «неудобных» построек.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры