издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Намерить то, что нужно»

Региональное Управление Федеральной антимопонольной службы подключили к установлению нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов в Приангарье. Общественное движение «Иркутская область за справедливую реформу» подало в ведомство жалобу на то, как был проведён аукцион по выполнению замеров образования отходов населением и предпринимателями. Срок подачи заявок на участие в закупке составил всего восемь дней, на разработку и согласование программы работ с конкретными адресами победителю торгов отводится очень мало времени. Общественники полагают: это может свидетельствовать о том, что условия аукциона были составлены под конкретную компанию, которая покажет «правильный» результат. Антимонопольщики должны сказать своё слово 8 апреля.

Жители Иркутской области платят за вывоз и утилизацию бытового мусора по нормативам его образования. Последние в основном рассчитывают, исходя из площади жилья, но есть исключения. В 23 городах и посёлках, например в Ангарске, Братске, Саянске, Усолье-Сибирском и Черемхове, исходят из количества людей и норматива на каждого человека. Такая же схема распространяется на владельцев частных домов в Иркутске и Молодёжном, тогда как плату для жильцов многоквартирных домов рассчитывают по площади квартир. Предприниматели, в свою очередь, могут платить как по нормативу, так и по фактически образовавшемуся объёму мусора. В последнем случае необходимо заключить соответствующий договор с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, что на юге Иркутской области, в зоне ответственности ООО «РТ-НЭО Иркутск», сопряжено с немалыми трудностями.

Общее правило всё же таково, что плату и для физических лиц, и для большинства юридических рассчитывают на основании норматива. Для населения Иркутска, Братска и Ангарского городского округа он составляет 2,1 кубометра на человека, или 0,085 «куба» на квадратный метр общей площади жилья в год. Нормативы для жителей всех остальных городов и районов области – 1,56 и 0,063 кубометра соответственно. «Разбег» для предпринимателей значительно шире и зависит от той сферы, в которой они работают. Минимум – 0,0077 кубометра мусора в год на квадратный метр общей площади – установлен для автомоек и стоянок, максимум (0,7 «куба») – для продовольственных магазинов.

Контейнер без адреса

Нормативы установило министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области. Как они были рассчитаны? В 2016 году, ещё до старта «мусорной» реформы, за основу взяли схему санитарной очистки территории Иркутска. Позднее нормативы, позаимствованные из неё, пересчитали на основании замеров, которые выполнило ООО «Межрегиональное бюро кадастровых работ» из Калуги. Если через Единый государственный реестр юридических лиц проследить цепочку учредителей, несложно установить связь между ним и «РТ-НЭО Иркутск». Примечательно, что министерство жилищной политики изначально поручило провести замеры именно региональному оператору, что не слишком-то согласуется с требованиями Федерального закона «О защите конкуренции». Именно регоператор и нанял подрядчика для этой работы.

В прошлом году, когда началась реализация «мусорной» реформы, соучредитель «РТ-НЭО Иркутск» Артём Мищенко неоднократно заявлял, что рассчитанные в итоге нормативы не соответствуют действительности: на контейнерных площадках скапливается больше отходов. Общественники, напротив, настаивали на том, что они завышены. А группа предпринимателей и вовсе обратилась с иском в Иркутский областной суд, требуя отменить приказ регионального министерства жилищной политики, которым были установлены нормативы. В октябре прошлого года судья Александр Папуша передал его на рассмотрение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в Кемерове, аргументируя своё решение тем, что он не может быть беспристрастным в деле о нормативах накопления мусора, касающихся всех жителей Иркутской области без исключения. Позднее, уже в марте 2020 года, иск перекочевал из Кемерова в Улан-Удэ. На официальном сайте Верховного суда Республики Бурятия сказано, что заявление было зарегистрировано 11 марта, а на 9 апреля назначено собеседование по делу.

Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области тем временем объявило электронный аукцион на проведение замеров для расчёта нормативов образования твёрдых коммунальных отходов. О том, что подготовлена закупочная документация для него, объявили 12 февраля на совещании, одним из участников которого был предприниматель и председатель координационного совета общественного движения «Иркутская область за справедливую мусорную реформу» Алексей Жемчужников. «Я сразу попросил: «Предоставьте список контейнерных площадок, где будут проводиться замеры», – рассказывает он. – Сами понимаете, что есть две большие разницы: или это новостройка, где идут ремонты и образуются горы мусора, или это хрущёвка, в которой живут пенсионеры. Вопросов к тому, где проводить замеры, очень много: или это камера у дома с мусоропроводом, или общий бак, который стоит у крайнего дома на выезде с дач, и в него кидают мусор все, кому не лень».

Чиновники, ответственные за вопрос, прислали Жемчужникову требуемый перечень со второго раза. И к тому, как он был составлен, у предпринимателя возникло ещё больше замечаний. Например, в список была включена контейнерная площадка у двухэтажного здания в Ангарске, где расположены кафе, цех по производству кондитерских изделий, но при выполнении замеров будет учитываться только кафе. Или общие для целой группы домов баки, которые отнесены только к одному из них. «Я проверил несколько адресов, – отмечает Жемчужников. – Куда ни ткни, подобное возникает. Написал [исполняющему обязанности министра жилищной политики Сергею] Малинкину, чтобы он спросил у своих подчинённых, которые отвечают за «мусорную» реформу, кто эти адреса выбирал и по какому принципу. В результате они на торги выставили техзадание без списка площадок».

Галопом по площадкам

В документации к электронному аукциону, который министерство объявило 17 марта, действительно нет подобного перечня. Конкретные адреса предлагают вписать в ведомости для определения массы и объёма отходов в контейнерах, бланки которых приложены к техническому заданию. Вместо них в документах содержится только список населённых пунктов, в которых будут проводиться замеры, и указано количество баков для мусора в каждом из них. Например, в Иркутске исследуют немногим более 3,1 тыс. контейнеров, а в Ангарске – почти 4,8 тысячи. Замеры будут проводить ещё в пяти городах – Байкальске, Бодайбо, Нижнеудинске, Усть-Куте и Черемхове – и четырёх посёлках: Еланцах, Листвянке, Невоне и Чунском. На них отводится по семь дней весной (по техзаданию – до 1 мая 2020 года), летом (до 1 августа), осенью (до 1 ноября) и зимой (до 7 декабря). Документ, на основании которого потом установят нормативы накопления мусора, должен быть готов до 25 декабря. При этом заказчик, то есть министерство жилищной политики, может менять список контейнерных площадок в пределах одного населённого пункта. Исполнитель, в свою очередь, разрабатывает программу проведения замеров с перечнем конкретных адресов, которую он должен согласовать с ведомством и органами местного самоуправления.

На проведение самих торгов было отведено всего восемь дней: приём заявок на участие в них завершился 25 марта. Победитель был определён к пятнице, 27 марта, а в понедельник, 30 марта, соответствующий протокол был размещён на сайте государственных закупок. В документации к торгам сказано, что в течение пяти дней после этого министерство жилищной политики должно разместить в единой информационной системе в сфере закупок проект контракта с ним. Ещё столько же отводится на то, чтобы исполнитель его подписал. За те же пять дней, но уже с момента заключения государственного контракта, он должен согласовать с министерством жилищной политики и местными администрациями программу проведения замеров. На сами замеры, напомним, отводится неделя, причём первые работы необходимо выполнить до 1 мая. По мнению Жемчужникова, которое он изложил в открытом письме на имя временно исполняющего обязанности губернатора Иркутской области Игоря Кобзева, руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Александра Кулиша и других, это может свидетельствовать о том, что закупка была подготовлена под определённую фирму.

«Ещё на совещании мы прорабатывали отдельный вопрос: давайте в проведении замеров будет по максимуму участвовать общественность», – продолжает предприниматель. Подобная практика в России есть.

В Тюменской области, к примеру, по распоряжению губернатора были созданы комиссии для проведения замеров, в которые помимо сотрудников местных администраций и регионального департамента тарифной и ценовой политики были включены представители управляющих компаний и ТСЖ, а также садоводств и малого бизнеса. Информация о времени проведения работ вместе со списками контейнерных площадок публиковалась в Интернете. «Если посмотреть бланк протокола проведения замеров из технического задания к торгам в Иркутской области, то там указаны представители регионального оператора, местной администрации и Думы, общественной организации, а также заинтересованные лица, – объясняет Жемчужников. – Но нигде – ни в проекте контракта, ни в техническом задании – нет условий информирования общественности об этих замерах. Документы составлены так, чтобы можно было намерить то, что нужно».

Комментируя это, Мищенко заявил, что региональному оператору на юге Иркутской области «самому нужны нормативы, к которым не будет вопросов». По его словам, нужен «чёткий реестр площадок, который должен быть результатом соглашения «общественность-бизнес-операторы». Представители каких именно общественных организаций должны участвовать в замерах, соучредитель «РТ-НЭО Иркутск» не говорит. Но отмечает, что работу необходимо провести, когда закончится период самоизоляции – необъявленного карантина по коронавирусу. В противном случае получатся высокие нормативы накопления мусора населением и низкие – юридическими лицами, которые вынуждены были свернуть бизнес из-за пандемии. «Конечно, предпринимателям нужно намерить как можно больше, – язвительно замечает Жемчужников. – Населению и так нарисуют нужную цифру».

Приторможенный контракт

Между тем победителем аукциона стало ООО «Экспроф», которое взялось выполнить работу меньше чем за 6,3 млн рублей. Реквизиты компании в протоколе не указаны, однако в Едином государственном реестре юридических лиц есть сведения о двух предприятиях с таким названием. Одно расположено в Тюмени и производит профиль для пластиковых окон. Второе находится в Москве и занимается кадастровыми и землеустроительными работами, а также предоставляет геодезические и юридические услуги. В перечне видов деятельности этого «Экспрофа» упоминается и «деятельность в сфере метрологии».

Ещё до того как были подведены итоги аукциона, Жемчужников подал жалобу в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на положения закупочной документации. Заключение контракта с «Экспрофом» было приостановлено до её рассмотрения по существу. Изначально рассмотреть жалобу в Иркутском УФАС планировали 31 марта, но в связи с тем, что из-за пандемии коронавируса в России была объявлена нерабочая неделя, заседание перенесли на 8 апреля. Антимопонольщики при этом указывают, что доступ в здание, где расположено ведомство, ограничен. «Пытался уточнить у них, как с этим быть. Сказали, что организуют трансляцию чуть ли не по видеоконференцсвязи, – рассказывает руководитель движения «Иркутская область за справедливую мусорную реформу». – Вроде будет ссылка, по которой можно будет подключиться с любого гаджета».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры