издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Учитель с большой буквы»

Наш Иркутск прекрасен прежде всего своими людьми. И не важно, что некоторые родились не здесь. Прожив 5–10 лет в городе на Ангаре, походив ежедневно по его улицам, потолкавшись с иркутянами в общественных местах, поработав в его организациях, поучившись в его школах и вузах, человек становится Иркутянином. Он начинает понимать, что нужен городу не меньше, чем Иркутск необходим ему самому. Человек становится созидателем. И это счастье, когда он не только работает здесь, но ещё и получает возможность делиться своим опытом с другим – молодым – поколением горожан. Я говорю о Виталии Константиновиче Венгере.

Виталий Константинович был личностью на сцене Иркутского драмтеатра. Сыгранные им роли обсуждали в городе на следующий день после премьеры (да, такое было в нашем Иркутске), спектакли с его участием снимало иркутское телевидение (и такое было). Мы переживали его отъезд в Москву, желали успехов на столичной сцене, но больше ждали его возвращения. Когда в 1990-е годы в Иркутске сияли Дни русской духовности и культуры «Сияние России», одним из приоритетов был обязательный премьерный спектакль драмтеатра. Однажды это была «Женитьба» с Венгером в роли Подколесина. На спектакле присутствовал и гость фестиваля – звезда российской сцены и экрана, народный и заслуженный Василий Семёнович Лановой. На финальной сцене спектакля он буквально выпрыгнул с цветами из ложи и, преклонив колено, вручил цветы Венгеру за его отличную игру. Зал стоя приветствовал своего кумира. И в этот момент это был Виталий Константинович.

Виталий Венгер был художественным руководителем Иркутского драматического театра, многие годы – бессменным председателем Союза театральных деятелей. В тяжелые 1990-е именно Виталий Константинович как худрук помогал поднимать Черемховский театр. Он тактично, интеллигентно, без стучания кулаком по столу решал жилищные проблемы работников театра, хозяйственные вопросы того же театрального училища в «высоких» областных и городских кабинетах. Именно В. Венгер и В. Егунов стали опорой мэру, а затем губернатору Б. Говорину в решении вопроса о реставрации драмтеатра. А ещё, орденоносец и лауреат «Золотой Маски», он всегда с гордостью нёс звание преподавателя Иркутского театрального училища.

Было время, когда в Иркутске творил режиссёр Вячеслав Всеволодович Кокорин. Человек огромного творческого мастерства и, что естественно, тяжёлого характера. Однажды в период своей очередной отставки «от театра» он преподавал в нашем театральном училище. На выпускной спектакль курса «Гамлет» получил приглашение и я. Спектакль шёл на училищной сцене «у лестницы» по улице Борцов Революции. Молодёжь играла добротно, чувствовалась рука режиссёра и педагога. Но вот неожиданно в роли одного из «могильщиков» зал узнал Венгера. Мэтр играл со школярами на одной сцене, не выпячивая себя, а грамотно, интеллигентно помогая юным актёрам.

Учитель с большой буквы тем и отличается от обычного человека, что и после смерти он продолжает воспитывать новые поколения. Для того, чтобы имя Виталия Константиновича Венгера было присвоено Иркутскому театральному училищу, есть всё необходимое – он великий актёр, мудрый педагог, отличный общественный деятель. Он – Почётный гражданин города Иркутска.

Сергей Дубровин,

директор Музея истории города Иркутска имени А.М. Сибирякова

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры