издательская группа
Восточно-Сибирская правда

"Сибирские дивизии: засекреченный подвиг"

Так назван документальный сериал Иркутской государственной телерадиокомпании, оконченный производством в канун 60-летнего юбилея Победы. Четыре фильма - четыре года войны и... всего полтора часа скупого экранного времени. Девяносто минут, посвященных подвигу сибиряков на фронтах Великой Отечественной войны, но "зашифрованному" цензурой (даже в мемуарах полководцев) под безликими номерами полков и дивизий. Не случайно сериал начинается с вопроса автора ленты Александра Голованова: "Кто отстоял Москву"?

Первый фильм «Сибирь стояла под Москвой» дает исчерпывающий
ответ. Щемяще точно продуман изобразительный ряд. Иркутяне у
черного рупора. Первая колонна из десяти тысяч иркутян, записавшихся
сразу же после объявления войны добровольцами, и первые эшелоны на
запад. «Все еще живы»… Параллельно — трофейная хроника:
вооруженные до зубов и пока еще не битые, самодовольные завоеватели.
Ельнинская трагедия 24-й армии, сформированной в Новосибирске, и
Волоколамское направление, где 78-я дивизия Белобородова (будущая 9-я
гвардейская и, кстати, отмеченная Г.К. Жуковым в мемуарах) проявила
свой сибирский характер.

Строгий авторский комментарий, чередуясь с краткими интервью
ветеранов, участников этих боев, подкрепленными фрагментами
кинодокументов, дают конкретный ответ на вопрос автора,
предваряющий этот раздел сериала. Что касается героев всех четырех
фильмов… Без преувеличения, можно сказать, что ими стали все сибиряки
— фронтовики, живые и павшие на фронтах, и те, кто работал на Победу в
тылу. По законам военного времени. А их полпредами в нынешнем мае
стали участники сериала. В первой картине — пехотинец Василий
Аксаментов, кавалерист Алексей Балабосов, разведчик Василий Жилин,
санитарка Ольга Сварчук, военный корреспондент Евгений Воробьев.
Не оказалось среди них летчиков и танкистов, что, впрочем, вполне
объяснимо: шел год 41-й.

«Сталинградское побоище» — второй фильм сериала, в котором в кадры
кинохроники органично вписались несколько фрагментов из фильма
Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». И 227 приказ «Ни шагу
назад». А с «их» стороны — сначала «юнкерсы», потом артналет, за
которым последуют танки и пока еще уверенные в себе эсэсовцы —
гвардия фюрера. С нашей — противотанковое ружье, с ним прошагал
фронтовыми дорогами Степан Шабаев. «После каждого боя удивлялись,
как уцелели», — делится ветеран-бронебойщик своими воспоминаниями.
Кадры хроники (бесценные кадры) сохранили фрагмент беседы с
Афанасием Ивановичем Ощериным, участником Сталинградской битвы.
Приведем из нее только одну фразу, характеризующую горькую правду
войны: «Когда вышли из боя и подсчитали потери… от батальона в
живых осталось семнадцать человек»… Ни шагу назад! С потерями не
считались, а в самое пекло, где было особенно туго, посылали сибиряков
— последний и главный козырь командования.

«Все для фронта, все для победы!» — тема третьего фильма, в котором
отражена героика тружеников тыла. Экскурс в этот отрезок биографии
сибиряков начинается с территории ИАПО «Иркут», которое в годы
войны именовалось заводом N 39. На бомбардировщиках, собранных на
этом предприятии, уже в 41-м летчики будущего главного маршала
авиации А.Е. Голованова совершили первые воздушные налеты на
Берлин. А за годы войны заводчане собрали более двух тысяч
бомбардировщиков, в том числе — знаменитых «Пе-2»
и «Ил-4». Кстати, в тридцатые годы прославленный авиатор
возглавлял Восточно-Сибирское управление гражданской авиации, а
значит, на фронте представлял крылатое племя сибиряков. Героями этой
картины стали все жители Приангарья — врачи, крестьяне, охотники и
рыбаки, женщины, севшие на трактора, и старики, снова спустившиеся в
шахты, чтобы сменить в забоях ушедших на фронт сыновей,
кинодокументалисты, вписавшие в летопись Иркутской области этот
тяжелый, голодный период. Тысячи и тысячи людей, приехавших в
Сибирь со своими эвакуированными предприятиями и в силу этого
ставших сибиряками. Фильм уважительно рассказывает о своих героях, о
стойкости и самоотверженности людей, принявших на свои плечи все
тяготы войны.

В четвертом, завершающем сериал фильме мы снова встретимся с А.П.
Белобородовым, с воинами-сибиряками, которые брали с ним Кенигсберг.
Автору посчастливилось встречаться с ним, и, видимо, потому,
эта часть его рассказа звучит особенно тепло. Он проводит своего зрителя
по мрачным улицам этого города-цитадели, основанного в тринадцатом
веке тевтонскими рыцарями, рассказывает, как мощно он был укреплен и
вооружен в годы второй мировой войны, но главное — как воины-
белобородовцы штурмом овладели «неприступной» крепостью
гитлеровцев.

На ликующих улицах освобожденной Праги расстаемся мы с героями
сериала, эпилогом к которому станут слова автора об истоках, о корнях,
которые объясняют силу духа сибиряка, его несгибаемую волю к победе.
В целом работа, показанная на экране, несомненный успех творческого
коллектива, принимавшего в ней участие. Что касается самого автора,
то это веское продолжение темы, над которой он начал работать несколько
десятилетий назад.

Было бы ошибкой не отметить музыкальный ряд, подобранный в полном
соответствии с темой картины, и особенно исполнителей фронтовых
песен — актеров Иркутского театра музыкальной драмы.

Это был фильм-размышление, построенный автором на диалоге со
временем, названным когда-то сороковыми-роковыми. Это был фильм-
напоминание о драматическом периоде в биографии нашей страны. Но
главное — это был фильм о людях, которые встали на защиту своего
Отечества и отстояли его. Но почему, собственно, был?! Ведь в нем
частичка биографии великой земли сибирской. Биографии,
устремленной в будущее.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры