издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Одно душевное пространство

  • Автор: Любовь ВАСИЛЬЕВА

Иркутский театр юного зрителя имени Вампилова стал лауреатом Международного театрального фестиваля «ПостЕфремовское пространство» (Березняки, 2013 год). На фестивале, посвящённом памяти Олега Ефремова, иркутяне показали спектакль «Дом окнами в поле» по мотивам самой первой пьесы нашего знаменитого земляка Александра Вампилова.

По замыслу режиссёра Александра Лабыгина, рядом с основным сюжетом фрагментарно проходят короткие лирические встречи и расставания героев других пьес Вампилова – «Прощание в июне», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске».

Своеобразие спектакля в том, что эти островки объединены с пьесой «Дом окнами в поле» одним условным, но явно вампиловским героем, продвинутым во времени далеко, лет на 40 вперёд, по отношению к происходящему – то ли в его снах, то ли в воспоминаниях…

Фестиваль «ПостЕфремовское пространство» с недавних пор, покинув обжитую территорию Моск­вы, проводится в разных регионах страны. На этот раз сцену для его проведения предоставил театр города Березняки Пермской области. Первый фестиваль «ПостЕфремов­ск­ое пространство» прошёл в 2002 году. С тех пор цель его неизменна – показывать то, чем живёт театр за пределами двух столиц.

В течение года эксперты фестиваля отбирают лучшие постановки провинциальных театров в России и за рубежом, делая ставку на качественную отечественную драматургию.

– Мне хотелось, чтобы было ново. Это в первую очередь драматургическая новизна, – подчёркивает дочь Олега Ефремова Анастасия Ефремова, председатель Фонда Олега Ефремова.

В фестивале 2013 года участвовали театры из Москвы, Перми, Арзамаса, Иркутска, Хабаровска, Ульяновска, Старого Оскола, Израиля. Председатель жюри фестиваля – Наталья Старосельская, ведущий российский театральный и литературный критик, главный редактор журналов «Страстной бульвар» и «Иные берега», руководитель Всероссийского фестиваля театральных критиков.

На пресс-конференции прозвучал вопрос: как иркутяне понимают выражение «постЕфремовское пространство»? Режиссёр Александр Лабыгин ответил, что мироощущение Олега Ефремова, человека и театрального деятеля, совпадает с их взглядами. Как и он, они за добро, любовь, юмор, за русскую психологическую школу, которую не хотелось бы в нынешних условиях потерять.

Творчество Вампилова в целом выросло из чеховской традиции, и тут Иркутский ТЮЗ, опираясь на приоритеты, хочет он того или нет, одновременно включается в общероссийскую театральную полемику насчёт того, куда и как всем в «театральной лодке» дальше плыть.

Театральный критик Галина Куличкина: 

– Иркутяне привезли на фестиваль спектакль самого форматного автора. «Дом окнами в поле» сделан в вековых традициях русской культуры – как на уровне духовно-нравственных ориентиров, так и на уровне театральной эстетики. В текст постановки режиссёр включил фрагменты из других пьес Вампилова, желая укрупнить проблему дома – материального в мечтах и самого трудно­уловимого – душевной жизни героев. Он ввёл в действие через 30 лет нового персонажа Третьякова, который приезжает на то место, где он когда-то был влюблён и даже хотел остаться на всю жизнь. Артист Владимир Привалов достоверно проживает жизнь этого поздно прозревшего человека, передаёт вечный холод в душе, который не разогнать ни огнём в печке, ни чаем, который он машинально пьёт из… подстаканника.

Вставлены в спектакль из других пьес разговоры Его и Её в решительные минуты их жизни, подчёркивающие типичность ситуаций. А вереница одиноких молодых женщин, выходящих на сцену под финал спектакля (ещё одно указание для тех, кто не понял), свидетельствует, что общая драматическая ситуация не разрешилась.

Пьеса трудна для исполнения в психологическом наполнении драматического действия. Два главных героя – Третьяков в молодости (В. Корионов) и Лидия Васильевна (А. Маркелова) – обаятельны и трогательны, актёры хорошо сохраняют общий психологический рисунок ролей и основные повороты отчаянных попыток героев объединить свои внутренние миры в одно душевное пространство…

Последний день фестиваля «Пост­Ефремовское пространство» стал финалом творческого театрального поединка, в котором, в принципе, победили все участники, даже несмотря на то, что не все попали в наградной лист.

К счастью, Иркутский театр юного зрителя имени Вампилова стал лауреатом фестиваля, а актриса театра Анжела Маркелова удостоена престижной премии имени Елены Майоровой за лучшую женскую роль (Астафьева Лидия Васильевна, спектакль «Дом окнами в поле»).

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры