издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Какая жизнь, энергия!»

  • Автор: Анна Потапова, научный сотрудник ИОХМ

В августе отмечается очередная годовщина со дня рождения великого русского живописца, мастера жанровой картины, великолепного портретиста Ильи Ефимовича Репина (1844–1930). Иркутский художественный музей является счастливым обладателем 9 подлинников (4 живописных и 5 графических произведений) великого мастера. Посетители имеют возможность познакомиться со всеми работами Репина, которые специально по этому случаю были извлечены из запасников музея.

Проведение этой выставки представляется весьма своевременным. Именно в 2015 году, объявленном в России годом литературы, ведь Репин, кроме мощного таланта живописца, обладал и незаурядными литературными способностями. Литературоведами отмечены достоинства его сочинения «Далёкое близкое», а по поводу его  эпистолярного наследия критик и знаток искусства Владимир Васильевич Стасов высказывался так: «Какие там изумительные чудеса есть! Какая жизнь, энергия, стремительность, сила, живость, красивость и колоритность! Что ожидает чтецов будущих поколений?»

    Репина можно отнести к небольшому числу русских мастеров изобразительного искусства, чей талант был отмечен прижизненно. Интерес к его творчеству не ослабевал в течение всей жизни художника. Каждая его новая картина неизменно становилась настоящим событием в художественной и культурной жизни страны, появления нового произведения ждали, а вход на его выставки сопровождался очередями. 

    Несомненно, лучшим произведением Репина, жемчужиной коллекции русского искусства музея является живописная картина «Нищая» («Девочка-рыбачка»), 1874. Картина находится в постоянной экспозиции и посетитель музея всегда вправе рассчитывать на встречу с этим замечательным произведением. Картина была приобретена Владимиром Платоновичем Сукачёвым в его коллекцию, по воспоминаниям сына – Сукачёва Владимира Владимировича. 

Детский образ нищей девочки с растрепанными на ветру волосами, с рассыпающейся на глазах от ветхости одежонке, с сеткой для ловли рыбы в руках, на фоне пронизанного воздухом и солнечным светом пейзажа с детства знаком каждому иркутянину. Немногие знают при этом, что ставшая по-настоящему родной картина написана во Франции, во время пенсионерской (от фр. Pеnsion – обеспечение) поездки Ильи Репина от Императорской Академии художеств. Девочка, изображенная на картине француженка, а пейзаж, окружающий её, художник увидел в Нормандии близ местечка Вёль. Репин был совершенно очарован природой в окрестностях Вёля: «Не могу удержаться от восторга! Так хорош Вёль. Места во всяком роде восхитительные! В первое же утро я окунулся в поле: земля была влажная от мелкого дождика; колосья высокой пшеницы и риса скрывали от меня горизонт; только по темно-синему, сероватому небу неслись белые хлопья облаков, а узкая дорожка вся украшена полевыми цветами и маком – прелесть, прелесть! И какой восхитительный воздух; дышится чисто, легко… Пейзажи на каждом шагу, и разнообразие необыкновенное во всяком роде есть…», – так он писал своему другу и товарищу по кисти  Василию Дмитриевичу Поленову в 1874 году. Было и другое письмо Поленову, в котором Репин ругал маленькую натурщицу, так как «девчонка плохо стоит». Портрет нищей девочки был написан на пленэре в один сеанс. Позже его приобрел Сукачёв. В 1936 году Иркутский художественный музей выпустил каталог собрания, где была указана и «Нищая» Репина. Так о картине узнали в столице, заинтересовались ею. Первая реставрация произведения была осуществлена еще в 1943 году. Несмотря на трудности военного времени, город вызвал из Москвы реставратора П. Полежаева, который «натянул холст, промыл от загрязнения, затонировал угол сверху, покрыл лаком». В 1947 году «Нищая» отправляется в Москву, где её ожидала ещё одна реставрация и фотосъёмка. Действительно мировую известность картина обрела в 1948 году, когда вышел в свет монументальный труд «И.Е. Репин. Художественное наследие» под редакцией И. Грабаря и И. Зильберштейна, там полноцветная репродукция «Нищей»  была включена в серию этюдов художника, написанных в Вёле. С этих пор картина включалась во все монографии о Репине, часто репродуцировалась.

Находясь во Франции Репин начал работу над картиной на сказочный сюжет, «Садко» (1876, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Во время работы над картиной были написаны многочисленные этюды. Причудливых морских обитателей Репин писал с натуры в парижском океанариуме. Этюд к картине «Садко», на котором изображены диковинные морские создания – это один из подарков Иркутскому художественному музею московского коллекционера Юлия Невзорова в 1965 году. Хотя требовательный к себе художник и говорил, что картина «не задалась», все же при оформлении музыкальных спектаклей на тему Садко сценографы при создании декораций будут опираться именно на репинское видение подводного царства.

Два живописных портрета кисти Репина подарены музею Феликсом Евгеньевичем Вишневским – замечательным московским коллекционером, основателем Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и музея В.А. Тропинина и московских художников его времени. Портрет «Итальянки» написан Репиным в 1870-е годы, в это время художник путешествует за границей в рамках 6-летней пенсионерской поездки и живёт не только во Франции, но и проводит несколько месяцев в Италии. В Италии Репин почти ничего не пишет, как будто набираясь сил перед созданием картины «Садко», и «Итальянка», вероятно, написана им по воспоминаниям от итальянского путешествия и встреч с жителями итальянских городов.  Фигура девушки со скрещенными руками в белой вышитой блузке,  проступающая из темноты фона,дана художником в повороте, подчеркивающем своенравный характер модели. В картине свет падает сверху на волосы девушки, покрытые светлым платком, лицо остается в тени, тем выразительнее кажутся карие живые глаза, блеск которых особенно заметен на затененном лице. В портрете «Дамы в красном тюрбане», написанном Репиным в 1906 году уже чувствуется начинающееся проявление болезни мастера – отказывала правая рука и художник переучивался писать левой. Впрочем, портрет подкупает тёплым колоритом и играющим, переливающимся светом.

Везущая лошадь

    Графика Репина представлена тремя рисунками пастелью и карандашом и двумя офортными листами. Набросок Репина «Везущая лошадь» выполнен пастелью, всего несколькими цветами. В этом листе небольшого размера чувствуется усталая мощь крестьянской лошади, тянущей повозку на фоне поля и закатного неба. По отношению к лошади небольшой кажется фигурка хозяина-крестьянина, сочувственно поглядывающего на свою помощницу. Этот рисунок пастелью был преподнесён в дар музею в 1930 иркутянином М. Лейбовичем.

    Два портрета критика были подарены музею москвичом Николаем Величко, исполнявшим последнюю волю своего скончавшегося дяди Валериана Вадимовича Величко, врача, крупного московского коллекционера, завещавшего свою обширную коллекцию произведений искусства различным музеям. Портреты Владимира Стасова зарисованы в быстрой манере карандашом и белилами. Композиция одного из набросков повторяет композицию живописного портрета Стасова 1883, обладающего особой выразительностью и монументальностью образа. Во втором наброске лицо Стасова дано художником почти в профиль. Личность Стасова имела огромное значение для художника, Репин очень дорожил их дружбой, письма художника к критику наполнены безмерным уважением, особенной доверительностью, Репин отмечал и ценил способность Стасова как критика «верно определить врожденных талантов (каковых на земле везде весьма немного) от искусственно воспитанных (каковых неисчислимое множество)».

Завершают ряд произведений Репина два офорта с фигурами натурщиц. Технике офорта Репин учился в Париже в 1873–1876 годах под руководством Алексея Петровича Боголюбова вместе с другими русскими художниками и неоднократно обращался к ней в течение своего творчества.

Говоря о произведениях Репина в Иркутском художественном музее, нельзя не упомянуть роли в их судьбе бывшего директора музея Алексея Дементьевича Фатьянова. Именно он сопровождал отправленную в Москву картину «Нищая» и сделал всё, чтоб она вернулась обратно в Иркутск: ведь из Москвы картину отпускать не хотели, готовили документы о переводе произведения из фондов Иркутского музея в Третьяковскую галерею и даже предлагали за неё конкретные произведения. Фатьянов, воспользовавшись поддержкой замминистра культуры Беспалова, написавшего в фонды галереи записку о выдаче произведения, и на гневные вопросы министра Лебедева ответившего, что картина уже отправлена в Иркутск, сохранил шедевр Репина для нашего города. И именно благодаря личности Фатьянова и его дружбе со столичными коллекционерами, такими как Невзоров и Вишневский, музей в течение многих лет пополнялся ценными произведениями, в том числе и принадлежащими кисти Ильи Ефимовича Репина.

Дама в красном тюрбане

Живописные и графические произведения Репина, созданные в разные периоды творчества художника, имеют необыкновенную ценность для собрания музея. Илья Ефимович так писал о своей жажде творчества: «Искусство я люблю больше добродетели… Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, – оно всегда и везде в моей голове, в моё      м сердце, в моих желаниях – лучших, сокровеннейших. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни…».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры