издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Родословная героя

  • Автор: Нина СТРУК, специалист ГАИО, заслуженный работник культуры РФ, для «Восточно-Сибирской правды»

Имя нашего земляка Афанасия Павлантьевича Белобородова навсегда вписано в историю Великой Отечественной войны: бои под Москвой, взятие Кёнигсберга, разгром японцев – это лишь краткие вехи его боевого пути. Сегодня в областном центре о подвигах дважды Героя Советского Союза напоминает бронзовый бюст, о судьбе Афанасия Павлантьевича рассказывает экспозиция музея в с. Баклаши, написаны книги.

Сейчас его сын Владимир Афанасьевич, проживающий в Москве, пишет книгу. В процессе работы выяснилось, что насколько подробно изучены боевые заслуги генерала-иркутянина, настолько же мало известно о детских годах, когда закладываются основы характера. Какие-то сомнения, навеянные давними разговорами с отцом, были у Владимира Афанасьевича и относительно имени отца-полководца. Историк-краевед, одна из основательниц Иркутского отделения ВООПиК, автор нескольких книг об Иркутске Надежда Полунина попросила разыскать сведения о ближайших предках нашего знаменитого земляка. 

В Государственном архиве Иркутской области (ГАИО) хранятся метрические книги и другие документы, связанные с деятельностью церквей Иркутской епархии. Вся жизнь православных от рождения до погребения отражена в этих документах. К сожалению, в коллекцию архива переданы книги не всех церквей, подчас не за все годы, поскольку в лихие годы борьбы с религиозными предрассудками книги уничтожались. 

Зная, что А.П. Белобородов родился в деревне Акинино, мы обратились к документам Верх-Иркутской Введенской церкви, прихожанами которой были жители этой деревни.

К счастью, метрическая книга за 1903 год – год рождения будущего командарма – сохранилась.

В ней под № 5 сделана запись о том, что 11 января (все даты приведены по старому стилю) 1903 года родился Афанасий. Родители: «крестьянин Акининской деревни Палладий Димитриевич Белобородов и законная жена его Анна Константиновна. Оба православные». Ребёнка крестили 19 января того же года. Крёстными родителями (восприемниками) были «крестьянин Акининской деревни Илья Палладьевич Белобородов и дочь крестьянина той же деревни Пелагия Ивановна Белобородова». 

Итак, отца Афанасия Белобородова звали редким именем Палладий. Имя образовано, как указано в месяцесловах, от имени греческой богини мудрости, день ангела у Палладиев приходился на 28 января и 27 ноября (ст. ст.). Имени Павлантий в православных святцах мы не нашли.

Священник Верх-Иркутской церкви Александр Попов строго следовал святцам, т.к. родившегося 20 ноября 1850 года мальчика назвали этим редким в Сибири именем Палладий. В метрической книге имя написано с одной буквой «л».

Родителями Палладия были крестьянин Акининского селения Димитрий Васильевич и его законная жена Евдокия Павловна. 

Но возникли другие вопросы: как была девичья фамилия матушки? Из каких она мест?

Ответы на эти вопросы нашлись в других метрических книгах Введенской церкви за 1885 год, где отыскалась запись о венчании 23 января Палладия Дмитриевича с Анной – по рождению казачьей дочерью, «ныне крестьянина Максимовского села Константина Петровича Харионовских». Невесте к моменту венчания исполнился 21 год, жениху было 34 года, и это у него был второй брак, что дозволялось, как правило, после смерти жены или по другой веской причине с разрешения Синода. Удалось установить имя первой жены Палладия Дмитриевича – Марфа Семёновна, с которой у него было несколько детей, но записи о её смерти выявить пока не удалось. 

Из этой записи о венчании родителей мы узнали, что Афанасий по материнской линии унаследовал казачью кровь. Да и в роду самих Белобородовых были казаки.

У Палладия и Анны Белобородовых 17 октября того же года родился Иоанн (Иван).

В книгах Введенской церкви имеются записи о рождении других детей. Все эти разрозненные записи соединились в обнаруженном документе с мало понятным современному человеку названием «Исповедная роспись». 

К началу ХХ в. семья Палладия Дмитриевича и Анны Константиновны была многочисленной. Главой семьи была мать Палладия – 78-летняя вдова Евдокия Павловна. Вместе с ними проживала и семья Ильи Палладьевича, которому уже исполнилось 26, его жене Евдокии Ивановне было к 1900 году столько же, а их дочерям Варваре – три, Анне – два годика. Несовершеннолетние дети были и у Палладия Дмитриевича и Анны Константиновны: Анна – 17 лет, Иннокентий – 12, Даниил – пяти, Наталья – шести и Пелагия – двух лет.

В 1903 году на свет появился «поскрёбыш» – так обычно называли в сибирских деревнях последнего ребёнка у пожилых родителей, – наречённый Афанасием.

Документы архива позволили прочитать неизвестную страницу в биографии нашего героического земляка, окунуться в жизнь Акининской деревни, привольно раскинувшейся неподалёку от порожистого Иркута, берега которого весной окутывали кусты цветущей черёмухи, в лугах голубели колокольчики, распускались солнечные жарки и величественные кукушкины сапожки.

Кто-то, прочитав этот экскурс в историю одной из многих сибирских семей, подумает: «А какая разница, как точно звали его отца?». 

Наверное, в масштабах мировой истории и нет разницы: командующий 43-й армией в анналах второй мировой войны так и останется Афанасием Павлантьевичем Белобородовым. А его сын Владимир Афанасьевич теперь знает, что его деда звали Палладием, прадеда – Дмитрием, прапрадеда – Василием, и в родительский день будет ставить свечу не за абстрактных предков, а за людей, обретших свои имена.

Снимки из семейного архива Белобородовых

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры