издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Это жалкое подобие сада»

  • Автор: Елена Постнова

В Иркутске городские леса занимают площадь 5,5 тыс. гектаров – это 19,7% от всего пространства областного центра. При этом меньше процента площади признано особо охраняемым. На общественных слушаниях активисты и экологи города предложили реальные, по их мнению, меры для сохранения зелёного пространства. В частности, при мэрии предлагают создать экологический совет, управление экологии вывести из структуры комитета городского обустройства администрации, особо охраняемые территории признать памятниками культуры.

В строительный сезон практически каждую неделю появляется информация о сносе деревьев, вырубке рощ и скверов на территории Иркутска. Городские общественники по всевозможным каналам бьют тревогу, а  экологи администрации областного центра признают своё бессилие перед решением целого ряда вопросов. Исполняющая обязанности начальника управления экологии комитета городского обустройства мэрии Наталья Ступина говорит, что пока на уровне подписания бумаг и постановлений чиновники пытаются прикрыть слабые места зелёных островков, беспринципные предприниматели захватывают стратегически и экологически важные территории.

Так, уже около 20% болотно-озёрного комплекса «Птичья гавань» в Ново-Ленино безвозвратно утеряно. Дискуссия о присвоении «Птичьей гавани» статуса особо охраняемой природной территории местного значения ведётся с 1977 года. В 2012 году мэр Иркутска наконец подписал соответствующий документ, однако депутатский корпус статус территории не утвердил. Между тем данный болотно-озёрный комплекс не просто приятное глазу зелёное пространство города. Это территория обитания пяти видов земноводных, двух видов рептилий, 22 видов млекопитающих,  210 видов птиц (часть из них внесена в Красную книгу РФ), произрастания 25 видов высших сосудистых растений. 

«Ранее болотно-озёрный комплекс состоял из семи взаимосвязанных участков, сейчас из них два уже полностью потеряны. Там произведена отсыпка, ведётся строительство. Важно сохранить оставшиеся территории, не дать промышленникам их отсыпать», – подчеркнула на общественных слушаниях Наталья Ступина.

Она добавила, что похожая участь настигла Плишкинские леса, где находятся 17 уникальных природных родников. Несмотря на то что есть научные обоснования для присвоения лесу статуса особо охраняемой природной территории, в приоритет Плишкинский лес пока не попал: здесь вырубаются просеки, отводятся площади под садоводства. «Недавно получили письмо от прокуратуры, в котором требуют, чтобы мы спилили 30 метров леса вокруг Славного (микрорайон в Правобережном округе. – Авт.). Для противопожарной безопасности. Мы подсчитали: около семи тысяч деревьев подлежит снести. Сердце кровью обливается, но предписание выполнить мы должны», – рассказала Ступина.

Ещё три излюбленных места отдыха иркутян (Кайская роща, Синюшина гора, сад Томпсона) получили статус особо охраняемых. Но на деле это не спасает их от посягательств. Порой, прикрываясь благими намерениями – благоустройством территории, – жители областного центра губят уникальные растения. «Моё мнение: в Кайской роще не стоит выполнять мероприятий по благоустройству. Здесь достаточно сделать экологические тропы. А вот сад Томпсона требует больших финансовых затрат, потому что он сейчас и на сад-то не похож», – предложила Ступина, присутствующие на слушаниях её поддержали.

Директор ботанического сада ИГУ Виктор Кузеванов добавил, что против городских насаждений оборачивается и разграничение их по охране на федеральном и местном уровнях. 

Это большой лесной массив, который разделён ведомственными заборами. «Примерно  около 30 гектаров земли Кайской рощи – федеральные, по 100 гектаров – земли муниципальные и федерального назначения санатория «Ангара». Около 8-9 лет назад мэрия Иркутска совместно с ИГУ предложила инвестиционный проект для Кайской рощи.  По ценам того времени предполагалось, что проект потребует инвестиций в сумме около миллиарда рублей. Но в итоге упёрлись в ведомственные ограничения. Муниципальные и региональные средства нельзя тратить на финансирование федеральных земель. Проект оказался похороненным», – рассказал Виктор Кузеванов.

Из-за бюрократических проволочек лишаются скверов, рощ  спальные микрорайоны. Так, на слушаниях поднимался вопрос вырубки деревьев возле памятника культуры по адресу: Карла Маркса, 1, и вдоль улицы Якоби. По первому случаю Ступина рассказала, что проект реконструкции памятника согласовывался с управлением, вырубка деревьев здесь сведена к минимуму. Что касается сквера на Якоби, то здесь против деревьев выступили развлечения.

«Архитекторы отвели земельный участок для строительства аквапарка. Наши специалисты провели подсчёт деревьев, строители оплатили в бюджет города около 700 тысяч рублей, кроме того, должны провести компенсационные посадки. При этом деревьев ими должно быть высажено в три раза больше, чем они снесли. Но разрешение на снос деревьев было выдано раньше, чем разрешение на строительство. Момент был проблематичным. Вырубка леса до получения экологической экспертизы запрещена», – отметила Ступина. Компенсационная посадка деревьев будет в Свердловском районе, таково решение городской Думы. Но какому спальному району повезёт, пока неизвестно.

Впрочем, на слушаниях отметили, что компенсационная посадка деревьев, оплата спиленных в бюджет города не восполняют потерь, которые несёт областной центр при строительстве промышленных или жилых объектов. «Доказано, что люди, чьи дома находятся рядом с лесными массивами, живут на 8-9 лет дольше. А вот восстановление уничтоженных одним махом зелёных территорий затягивается на 15–20 лет», – добавил Кузеванов.

В итоге участники слушаний пришли к выводу, что для стабилизации ситуации с зелёными территориями в областном центре необходимо пересмотреть всю работу администрации и общественников. Так, было предложено создать рабочую группу под председательством мэра по реконструкции и восстановлению парков и городских лесов, а также напомнить главе Иркутска об идее создания экологического совета. Кроме того, было решено предложить мэру реструктурировать управление экологии: сделать его самостоятельным, исключить из комитета городского обустройства. 

Наталья Ступина согласилась с идеей: сейчас управление экологии вынуждено подстраиваться под работу комитета, который в первую очередь решает вопросы ЖКХ. «Мы часто рассматриваем особо охраняемые территории лишь как часть природного наследия. В действительности есть смысл некоторые участки, такие большие, как Кайская роща, рассматривать в качестве объектов культурного наследия. В этом случае подключаться к поддержанию, финансированию будут и культурные, молодёжные, спортивные организации», – предложил Виктор Кузеванов. Данный вопрос слушатели решили рассмотреть в рамках создаваемой рабочей группы.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры