издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Олег Геевский: «Сохранить конкурентоспособность можно, если идти на опережение»

Внутрикорпоративные конфликты «Ангарскцемента» завершились, констатировал член совета директоров компании, генеральный директор предприятия Олег Геевский. Акционеры цементного завода и карьера «Перевал» – новосибирское ОАО «Группа компаний «РАТМ» и ОАО «Холдинговая компания «Сибирский цемент» – установили «нормальные отношения». Партнёрам удалось договориться об уменьшении себестоимости продукции. На фоне резкого падения объёмов продаж руководители «Ангарскцемента» даже готовятся впервые не повышать в сезон рыночную цену товара. «Теперь надо не просто продавать, но и формировать спрос», – уверен Олег Геевский.

– Каковы итоги работы предприятия в 2008 году?

– Акционеры РАТМ Холдинга и «Сибцемента» признали работу ангарского актива, в который входят Ангарский цементный завод и карьер «Перевал», удовлетворительной. Обе стороны достаточно корректно себя вели в течение года. Время показало, что сборная управленческая команда смогла установить нормальные отношения и эффективно взаимодействовать. Хотя год был непростой. Сначала мы планомерно приращивали объёмы производства по 3–5% в месяц по сравнению с аналогичными периодами 2007 года. С помощью акционеров мы неплохо поработали и на рынке центральной части России. За счёт этого выравняли сезонность потребления. При сохранении темпов могли выйти к концу 2008 года на 1,1 млн. тонн продукции.

Но в октябре объёмы резко упали, в ноябре и декабре снижение продолжилось. Предприятие одним из первых ощутило на себе кризис. В результате в четвёртом квартале было выпущено и реализовано на 56% меньше товара, чем за тот же период 2007 года. Общий объём продукции, произведённой в прошлом году, составил 977 тыс. тонн против 1,1 млн. тонн в 2007 году. Сказалось и то, что в прошлом году мы ориентировались прежде всего на удовлетворение спроса в Иркутской области, а региональный рынок заметно «просел». По-влияло и сезонное падение. Тем не менее миллион тонн – это проектная мощность завода, поэтому показатели 2008 года всё-таки можно назвать хорошими.

– Какие ключевые решения были приняты на последнем совете директоров?

– Нам удалось решить одну из самых серьёзных проблем. Акционеры договорились об изменении внутрикорпоративной цены на сырьё с карьера «Перевал». Его отпускная цена для завода была неизменна с октября 2008 года. На фоне падения объёмов себестоимость конечной продукции резко поднялась. От имени Ангарского цементного завода и РАТМ Холдинга, владеющего контрольным пакетом предприятия, был поднят вопрос о снижении цены поставки сырья с карьера «Перевал». Причём речь шла ещё и об увеличении объёмов производства. С декабря карьер работал в половину своей мощности. Мы были вынуждены перевести персонал всего ангарского актива на четырёхдневную рабочую неделю и задействовать в производстве только половину сотрудников. Но на совете директоров был пере-смотрен базовый график, утверждённый в конце прошлого года, и изменён план работы 2009 года с 500 тыс. до 700 тыс. тонн цемента. Такой объём позволит предприятию выйти на безубыточный уровень. По нашим оценкам, работа рентабельна при выпуске не менее 60 тонн цемента в месяц, при этом в марте мы лишь приблизились к объёму в 30 тыс. тонн. В итоге после принятия акционерами этих принципиальных решений был подписан приказ о переводе завода в апреле 2009 года на пятидневную рабочую неделю. Сейчас службы завода и карьера занимаются процессом согласования цен и графика работы. На российском рынке в этом году мы планируем реализовать 600 тыс. тонн и около 100 тыс. – на монгольском.

– Вы уже наладили поставки в Монголию?

– Мы активно готовимся к этой работе. Было время, когда ангарский цемент был серьёзно представлен на монгольском рынке. Все основные объекты в Монголии построены на ангарском цементе. В феврале мы побывали с рабочим визитом в Монголии, посетили действующие цементные предприятия, встречались с руководством Улан-Батора и профильных министерств страны, общались с застройщиками. Мы увидели перспективный рынок сбыта: в прошлом году Монголия потребила 1,3 млн. тонн цемента, Иркутская область – менее миллиона тонн. Хотя, надо признать, кризис затронул и эту страну. Даже если рынок существенно сожмётся – скажем, процентов на 40, – ввезённого цемента будет не менее 500–600 тыс. тонн. Почему же нам не взять на себя десятую часть этого рынка?

– С кем придётся конкурировать на монгольском рынке?

– Монголы самостоятельно производят всего около 300 тыс. тонн цемента в год. Остальной объём – почти миллион тонн – поставляют китайцы. Они в состоянии делать продукцию разного качества, но в Монголию везут не лучшую. Мы намерены конкурировать за счёт оптимального соотношения цены и качества. Важно обеспечить надёжность поставок. Мы заметили, что сейчас в Монголии сложился пёстрый рынок – много мелких поставщиков цемента. Вход «Ангарскцемента» в этот сегмент предопределён. Чувствуем, что в Монголии нас заждались. В этом году мы должны укрепить свои позиции там и развиваться дальше. Это позволит нам реализовать дополнительные объёмы, которые не будут востребованы на нашей территории.

– Какой будет структура внутреннего сбыта в этом году?

– Российские потребители ангарского цемента находятся в Иркутской области, зоне БАМа, Чите, Якутии и западной территории Дальнего Востока. Это наши традиционные рынки. Уже сейчас мы продолжаем поставлять продукцию в Якутию, Забайкалье и зону БАМа.

– Какая доля продукции придётся на Иркутскую область?

– Я бы не назвал прогноз пессимистичным, но, по нашим оценкам, потребление цемента в регионе в 2009 году снизится примерно в два раза. Конечно, со временем шок пройдёт, но темпы потребления вряд ли быстро восстановятся. На регион придётся около 60% общего объёма из 600 тыс. тонн, который мы собираемся поставить на внутренний рынок. В связи со снижением спроса перед нами появляются новые задачи. Раньше требовалось удовлетворить запросы рынка. Красивая, интересная задача, с которой нам позволяли справляться высокая культура производства, контроль качества и квалифицированные кадры.

Теперь надо не просто продавать, а формировать спрос. Необходимо привлечь на рынок жилья граждан, которые до сих пор были исключены из него. По нашим оценкам, прежде в этом сегменте участвовали не более 20% работоспособного населения Иркутской области. Требуется обеспечить жителей региона хотя бы 24 квадратными метрами на человека, как в среднем по стране. Правительство ставило регионам задачу вводить по метру на одного жителя в год. У нас за последние десять лет Иркутск не вводил больше 348 тыс. квадратных метров, а область – более 570 тыс. квадратов. В то же время по Красноярскому краю и Новосибирской области эти показатели превышали миллион квадратов. При этом новые площади должны соответствовать нормам 20 века, а не 19-го. Проблему не решит один УКС, который строит в Иркутске около 30 тыс. квадратов жилья в год. Убеждён, что для нас, участников стройиндустрии, Иркутск – это самая перспективная территория. Здесь масса нерешённых проблем в части социального сектора и жилья. Нам есть чем заняться, поскольку потребность в жилье остаётся как в Иркутске, так и в Братске, Ангарске, Шелехове. Просто в региональном центре острее проблема ветхого жилья.

– Как вы оцениваете получение Иркут-ской областью почти миллиарда рублей по федеральной программе переселения из ветхого и аварийного жилья?

– В качестве первого шага по стабилизации ситуации в отрасли это положительно. Но привлечение денег из федерального центра должно продолжаться. Даже по предложенным ценам на полученную сумму можно выкупить всего 30 тыс. квадратных метров, а по всем действующим программам (включая выкуп квартир по заказу Министерства обороны РФ) – около 120 тыс. квадратов. А у нас только в многоквартирных домах Иркутска более 350 тыс. квадратов аварийного и ветхого фонда. По неофициальным данным эти показатели выше почти в два раза. Степень готовности объектов для выкупа должна быть высокой. Мы же ведём речь о новых стройках, ведь, решая сегодняшние проблемы и реализуя построенное жильё, нельзя забывать о завтрашнем дне. Разумеется, федеральное финансирование отчасти поможет наиболее устойчивым и крупным компаниям аккумулировать средства для развития новых проектов. Может помочь и программа федерального ипотечного агентства. У нас в Иркутске проект неплохо проработан. Есть операторы агентства ипотечного жилищного кредитования.

– Каким образом кризис изменит строительный рынок Иркутской области?

– В нынешнем году, по нашим прогнозам, сегмент частного инвестора сократится примерно вдвое. До сих пор мы обслуживали рынок коммерческого жилья, где только четверть вложений приходилась на бюджеты всех уровней. Более 75% средств были частными. Сейчас это соотношение поменяется. Жильё перестаёт быть предметом спекуляции, поэтому присутствие частного капитала резко сократится. С рынка уйдут некоторые компании, которые пришли в отрасль факультативно. Мы уже наблюдаем этот процесс. Однако наиболее сильные и крупные игроки останутся. Им придётся задуматься о социальных проектах. В их реализации помогут новые технологии. К примеру, сейчас презентуется система каркасного домостроения «Байкал», которая даст возможность компаниям уйти в массовый сегмент дешёвого жилья. Изменения позволят строителям вернуться в нишу созидателя, а не торгаша. В этом есть и наша задача.

– Для этого приходится корректировать взаимоотношения с клиентами?

– Мы используем гибкие схемы при работе с партнёрами. Это предполагает персонифицированные подвижки в цене, различные формы рассрочек. В некоторых случаях возможны встречные поставки какой-либо продукции. «Ангарск-цемент» приближается к потребителям, потому что поставки, скажем, в Братск или даже Ангарск требуют значительного времени. Начата реализация схемы удалённых складов. До конца апреля в Иркутске заработают три площадки, куда мы будем завозить цемент к началу строительного сезона. Аналогичные площадки мы формируем в Чите. На май намечено открытие склада в Монголии. Это поможет снизить риски для монгольских партнёров и получать растаможенный товар со всеми документами. Кроме того, в сезон компания не собирается повышать рыночные цены по разным маркам цемента. Нам это позволят сделать внутренние резервы.

– Что за резервы?

– Жизнь заставляет поджиматься и оптимизировать свою деятельность. Мы очень щепетильно относимся ко всем инвестиционным, ремонтным программам и проводим их по необходимости. В этом году постарались использовать своих сотрудников в ремонтных работах, привлекая по минимуму подрядчиков со стороны. Кроме того, внимательно следим за всеми входными материалами, тщательно сопоставляя их цену и качество. Сохранять свои позиции на рынке позволяют и устойчивые отношения с партнёрами, прозрачные схемы продаж. В прошлом году предприятия актива заплатили 1,3 млрд. рублей налогов. Значительная сумма, я считаю. Так что в части обязательных платежей мы оптимизацией не занимались.

Зато на совете директоров единогласно приняли решение о том, чтобы не распределять начисленную прибыль за четвёртый квартал 2008 года. За счёт чего мы не проводили сокращений персонала ни на карьере, ни на заводе. Дивидендов хватило, чтобы продержаться наиболее сложный период. Считаю, что это хороший пример понимания роли акционера в активе. Кроме того, топ-менеджеры ангарского актива в конце прошлого года остались без бонусов. Сами приняли решение, что если экономить, то всем. Пред-принятые шаги дали возможность вести открытый диалог с нашими коллективами, которые насчитывают почти полторы тысячи человек. В целях оптимизации проводится ряд внутренних технологических новаций. В декабре 2007 года цементно-горному комбинату исполнилось 50 лет. Солидный возраст завода требует вкладываться в модернизацию производства и двигаться вперёд.

– Пришлось ли сдвинуть перевод Ангарского цементного завода на сухой способ производства?

– Сроки остались прежними. Мы прорабатываем возможность до конца 2011 года выйти на сухой способ производства клинкера. Казалось бы, не время начинать новый проект, но использование этой технологии позволит сократить внутренние затраты, в частности сэкономить на энергоносителях. На этот способ производства в последние годы перешли все европейские компании. Законодателями мод являются немцы и итальянцы. Китайцы тоже переводят свои предприятия на новую технологию. Основной акционер РАТМ Холдинг заканчивает в 2010 году реконструкцию Искитимского завода мощностью 1,3 млн. тонн продукции, производимой сухим способом. Разумеется, проект потребует серьёзных затрат. Пока сложно назвать точную цифру. Сумма будет зависеть от компоновки оборудования, месторасположения, выбранного стандарта. Сейчас мы обсуждаем схемы кредитования модернизации завода со Сбербанком. Кроме того, в декабре прошлого года «Сибцемент» и РАТМ попали в список предприятий, которые могут рассчитывать на поддержку федерального центра. Активно прорабатывается вопрос по государственным гарантиям финансирования. Потому что сохранить конкурентоспособность мы сможем, только если будем идти на опережение.

– Что ждёт проект по разработке Быстринского карьера?

[dme:cats/]

– Сроки реализации проекта были скорректированы. В 2009 году мы рассчитывали начать строительство инфра-структуры на Быстринском карьере. Но время, к сожалению, заставляет вносить правки в планы. Надо реально оценивать наш рынок. Мало кто мог точно спрогнозировать в начале 2008 года, как обернётся нынешняя ситуация. Быстринский карьер рассматривается на перспективу и наращивание производственных мощностей. Базовым остаётся карьер «Перевал». Как и завод, он нуждается в модернизации. Там сосредоточен опытный коллектив, которому предстоит работать с новыми технологическими подходами. Схема размещения нового производства клинкера пока обсуждается акционерами. Однако очевидно, что прорабатывать технологические и финансовые варианты необходимо уже сейчас, чтобы к концу 2011 года получить готовый продукт.

Интервью взяла Екатерина АРБУЗОВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры